Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс)

Гранева Ирина Юрьевна

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предмета и вызвало реакцию отчуждения учащихся от познавательной деятельности. По данным психологических исследований 80-90-х годов ХХ века, у 70% обучаемых ведущим мотивом посещения школы был морально-дисциплинарный мотив. Это говорит о том, что потенциальная полезность информации, получаемой учащимися на уроке русского языка, невысока, а педагогическая деятельность становится неэффективной, затратной, малорезультативной. Практика показала также, что в традиционной школе учитель крайне редко задаёт себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества этот предмет развивает у обучаемых?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148

(http://nsportal.ru/graneva-irina-yurevna)

Граневой Ирины Юрьевны

  1.  Наименование опыта.

Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка

  1. Условия становления инновационного педагогического опыта.

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предмета и вызвало реакцию отчуждения учащихся от познавательной деятельности. По данным психологических исследований 80-90-х годов ХХ века, у 70% обучаемых ведущим мотивом посещения школы был морально-дисциплинарный мотив. Это говорит о том, что потенциальная полезность информации, получаемой учащимися на уроке русского языка, невысока, а педагогическая деятельность становится неэффективной, затратной, малорезультативной. Практика показала также, что в традиционной школе учитель крайне редко задаёт себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества этот предмет развивает у обучаемых? [1;1]

Общество XXI века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

“Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников информации, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике”. [4; 2] Поэтому я считаю, что коммуникативно-деятельностный подход является актуальным и очень перспективным методом в обучении русскому языку, т.к. он ориентирован на практическое овладение русским языком, предусматривает переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми и т.д. Одновременно с этим     учащиеся обучаются  всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению, письму - в наиболее важных сферах общения.

  1. Теоретическая база опыта.

- коммуникативная методика преподавания русского языка (Е.А. Быстрова);

-теория использования проектных методов на уроках и во внеурочной деятельности (Нарушевич А.Г);

-личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зимняя И.А);

-личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);

- технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса    (система КСО - коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);

5. Новизна опыта.

Заключается в том, что отличительной особенностью современного

подхода в обучении, а также нового стандарта основной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. А также главной  задачей школьного курса русского языка в настоящее время становится развитие связной речи, т.е. коммуникативная деятельность, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является сейчас основной дидактической единицей, с помощью которой изучается языковая система.  Поэтому вся работа, направленная на познание грамматики русского языка, должна базироваться на анализе связных высказываний. Это развивает речь учащихся, помогает освободиться от формализма в обучении языку, обеспечивает более глубокое усвоение синтаксиса и пунктуации, формирует логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательную ценность уроков, развивает самостоятельность и инициативу школьников.  

  1. Ведущая педагогическая идея.

     Сущность коммуникативно-деятельностного метода в преподавании русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Такое определение цели обучения подчеркивает, что учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения:

- задавать вопросы собеседнику;

- выражать согласие или несогласие с услышанным;

- высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т.д.;

- вступать в общение и вести его.     

 Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. Рассмотрим те виды компетенции, которые имеют непосредственное отношение к изучению русского языка.     

Языковая компетенция представляет собой практическое овладение материалом языковой системы в речевом коллективе с русским языком.
     
Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым материалом.
     
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.

Коммуникативная компетенция  предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Это развивает речь учащихся, помогает освободиться от формализма в обучении языку, обеспечивает более глубокое усвоение синтаксиса и пунктуации, формирует логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательную ценность уроков, развивает самостоятельность и инициативу школьников. Другими словами, систематическая, последовательная работа над текстом повышает научный и методический уровень уроков русского языка.                                     

Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Коммуникативно-деятельностная методика обучения русскому языку позволяет реализовать в процессе обучения такие цели, как:

  • формирование умений и навыков осуществлять речевое общение в типичных речевых ситуациях,  
  • обучение общению учащихся в процессе деятельности на основе тематически организованного учебного материала,
  • создание речевых ситуаций на уроке, способствующих лучшему запоминанию изучаемого материала.

     Учебные цели уроков (образовательная, или познавательная, развивающая, практическая и воспитательная) должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить достижение конечных результатов. Это можно достичь только во взаимосвязи и на основе практической, коммуникативной, цели, которая является ведущей.

  Цели каждого урока должны быть сформулированы конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений и навыков, которые будут сформированы на его основе.  Итак, для успешной учебной деятельности необходимо осознанное представление целей обучения не только учителями, но и учениками. Учащиеся должны отчетливо понимать, что дает им изучение русского языка, какие умения и навыки могут быть сформированы на уроке при изучении конкретного языкового материала, какое значение имеют они для практического овладения языком. Осознание учащимися целей и задач обучения является одним из продуктивных способов формирования интереса к русскому языку, развития потребности в его изучении. 

Важнейшей единицей коммуникативно-деятельностного подхода обучения русскому языку является использование текста в качестве основной дидактической единицы учебного материала, что позволяет использовать в работе  нестандартные уроки, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию.

  • Виды нестандартных уроков:
  • Урок- деловая игра.              
  • Урок- пресс конференция.
  • Урок-соревнование.
  • Урок-консилиум.
  • Урок-зачет.
  • Урок- театральное представление.
  • Урок-лекция и т.д..
  • Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
  • Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
  • поиск лишнего;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • работа со словарями;
  • Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению проекта;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
  1. Технология опыта

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией и эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности, поэтому в качестве технологии мною была выбрана проектная деятельность, т.к. она полностью соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в преподавании русского языка и, конечно, литературы.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [14;31]

Проект очень хорошо помогает в учебном процессе, дополняет и углубляет его содержание.

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: подготовительный определение проблемы, темы, целей и конкретного продукта), планирование (формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации и т.д.), реализация проекта (сбор и обработка информации), презентация (представление результатов), осмысление и оценка проекта (подведение итогов). Но главное условие все же, на мой взгляд, это совместная деятельность - от выбора темы до выводов.

  1. Результативность опыта.

    При переходе школьников из начальной школы в среднее звено они сталкиваются с рядом проблем, одна из которых – это психологическая, другая – педагогическая, поэтому проводились психолого-педагогические исследования:

  • Диагностика отношений учащихся к предмету и педагогу;
  • Диагностика учебной деятельности на уроках русского языка.

Диагностировались: учащиеся 6 класса

Мониторинг учебной деятельности по русскому языку

Цель: 1. Повысить интерес к изучению русского языка;

  1. Сформировать личностные интересы и возможности учащихся.

Для оценки результативности внедрения проекта были выделены следующие критерии:

  1) уровень обученности учащихся за 1 год (в 5 кл.) и I полугодие (6 кл.) по русскому языку;

  2) уровень сформированности творческих способностей учащихся, отношение к учебному предмету (русскому языку);

  3) уровень самореализации учащихся.

Результаты (первого критерия):

Таблица  №1 Уровень обученности учащихся

Показатели

5а класс

2012-2013 учебный год

(итоги года)

6а класс

2013-2014 учебный год

(2 четверть)

Успеваемость, %

100%

100%

Качество знаний, %

33%

41%

Анализ таблицы №1 позволяет отметить, что успеваемость в классе стабильная и составляет 100%, качество знаний по русскому языку  повысилось на 8%.

По второму критерию анализировался уровень сформированности творческих способностей учащихся за 5 класс и  I полугодие 6 класса по методике Н.А. Вагановой, согласно которой можно выделить следующие типы потенциала детей:

  • художественный, когда у  ребенка наблюдается склонность к творческим проявлениям именно в художественной деятельности;
  • исследовательский, когда ребенок обладает природной любознательностью, стремится к активной поисковой деятельности;
  • творческий, когда проявляет вербальное творчество, демонстрирует богатую фантазию и творческое воображение.

Результаты (второго критерия):

Рисунок 1 Уровень сформированности творческих способностей

 

Анализ данной диаграммы (рис.1) показывает, что происходит рост всех показателей: исследовательский  увеличивается на 18%, художественный  на  13% и творческий на 14%. Наибольшее значение имеет исследовательский (68%) и творческий (64%), тем самым доказывая высокий творческий потенциал учащихся.

Диагностика отношений учащихся к изучению русского языка

Цель: выявить отношение к изучению русского  языка.

Метод диагностики: тест-рисунок "Твоё отношение к уроку русского языка".

Отметить значком тот рисунок, который соответствует твоему отношению к уроку

Диагностировались:

         2012 – 2013 учебный год -  учащиеся 5а класса

         2013-2014  учебный год (1 полугодие) -  учащиеся 6а класса

Таблица  №2 Диагностика отношений учащихся к изучению русского языка

        Отношения

Отрицательное

(не нравится)

Нейтральное

Положительное

2012-2013

5а класс

18 %

20%

62 %

2013-2014

6а класс

4%

6,2 %

89,8 %

        

Рис.№2  Отношение к изучаемому предмету

Таким образом, в результате использования проектных технологий на уроках русского языка повысился уровень мотивации к  изучению предмета, что наглядно представлено в таблице №2 и на диаграмме рис.2.

  По третьему критерию – выявлению уровня самореализации школьников – одним из показателей работы являются результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах.

5а класс

2012-2013 учебный год

6а класс

2013-2014 учебный год

  • участие учащихся в школьном туре олимпиады по русскому языку -   (50% учащихся)
  • конкурс-сочинений «Я сочиняю сказку
  • участие в Неделе русского языка
  • создание  проекта «История буквы Щ»
  • участие учащихся в школьном туре олимпиады по русскому языку -   (68% учащихся)
  • конкурс-сочинений «Я сочиняю сказку»
  • участие в Неделе русского языка
  • создание проекта "Фразеологизмы с названием животных".

        Результаты (по третьему критерию):  активное участие учащихся в конкурсах и олимпиадах.

Вывод: Данные результатов мониторинга показывают, что видна позитивная динамика уровня обученности, на лицо личностный рост учащихся, рост их творческих и исследовательских способностей. Коммуникативно-деятельностный подход и технология проектов обучения учащихся позволяет использовать нетрадиционные формы уроков; на уроках закрепления и отработки материала организуется индивидуальная, групповая, фронтальная работа или их сочетание; осуществляется совместная деятельность учителя и ученика.


Библиографический список

  1. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009
  3. Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов //Русский язык в школе, 1988, №2.
  4. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
  5. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с. 
  8. Десяева Н.Д., Наполькова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989.
  9. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
  10. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средств повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6 – стр. 82-88.
  11. Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969.
  12. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976.
  13. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы: учебно методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. -  Ростов н/Д: Легион, 2013.
  14. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособия для учителя. - М.:Просвещение, 1986.
  15. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения М., 2011. С.31.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Учитель! Воспитай ученика, чтобы было потом у кого поучиться!»

Е.М. Винокуров.

         Первое сентября… Сажусь за первую парту. Огромные белые банты вплетены в косички.  На столе лежит букварь, и все дети его рассматривают, но я все чего-то жду... И вдруг сквозь суету родителей, шепот первоклассников звучит голос: «Доброе утро! Я ваш учитель, и зовут меня Олимпиада Захаровна!» Это была старенькая женщина маленького роста, с белыми седыми волосами, но увидев ее, я сразу поняла – буду УЧИТЕЛЕМ! Моя мечта сбылась. Я – учитель.

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок! Да, да, именно сначала ребенок - субъект обучения и воспитания. И когда между мной, учителем, и учениками появляется гармония, то возникает ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их широко раскрытые глаза, а иногда и рты,  их сердца, открытые для общения и сотрудничества.

Каждый урок я начинаю с фразы:  «Доброе утро. Садитесь, пожалуйста». Только  искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает продолжить тропинку к их душам, а это значит, что лексика и фонетика, синтаксис и морфология будут усваиваться лучше.

Современные дети сейчас растут и развиваются в сложное, но одновременно интересное время.  Это эпоха компьютеризации и телефонии. Они  порой забывают как произносится то или иное слово по-русски, заменяя его иностранным аналогом. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности  -  «экология русского языка». Моей главной задачей, как педагога, является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг подростка, среды, которая способствовала бы  развитию их речи,  повышению общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда учащийся стал участником процесса познания. Поэтому на уроках русского языка  и литературы я обращаюсь к истории языка, его происхождению, к сопоставительному анализу с другими славянскими языками, к истории России,  провожу интегрированные уроки (русский язык и история; русский язык и литература) и применяю проектный метод (попытка создания словарной статьи одного русского слова – от происхождения до современного значения).  

Преподаватель – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает. Воспитать хорошего человека труднее, чем вырастить хорошего специалиста. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому учащемуся, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ребенку осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, научить быть добрым, отзывчивым и толерантным, поэтому иногда на уроках приходится разыгрывать различные жизненные ситуации, привлекая в свою театральную постановку и учащихся.  Ибо только  иногда на собственном примере, на интересных фактах из жизни великих писателей и лингвистов можно воспитывать юную душу, увлечь жизнью, а главное  научить быть Человеком.

В процессе работы я попыталась выработать следующие основные положения педагогической философии:

     - воодушевлять, ободрять и убеждать каждого ученика в его возможностях и способностях, чтобы он гордился своими достижениями;

     - создавать условия для выбора своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными способностями;

     - сделать каждый урок познавательным, увлекательным и интересным.

Учитель в современном мире тоже обязан учиться,  осваивать новые технологии, методики, внедрять инновации.  Может быть, поэтому я так долго училась и продолжаю учиться, чтобы не только отдавать знания ученикам, но и стремиться самой к профессиональному росту. Тогда и ученики с удовольствием последуют за мной в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями.

В заключение хотелось бы сказать, что я сделала правильный выбор! Моя профессия – мое призвание! Очень здорово, что педагогическая династия в нашей семье продолжается - моя дочь тоже педагог!



Предварительный просмотр:

Проект урока

 «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)

Образовательное учреждение:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №182»

Автор: Гранева И.Ю., учитель русского языка и литературы

Класс: 10

В качестве подтверждения культурологического метода  разработана модель интегрированного урока в 10-классе  

Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока.  Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.

Подготовительный этап: Предварительно учащиеся были поделены на группы: знатоки русского языка, знатоки романа «Война и мир», знатоки истории России, знатоки искусства.  

Форма урока – «Обмен знаниями».

Продолжительность: 45 мин.

Цели урока:

1. Познавательная цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, используя  главное  информационное средство - текст;

2. Развивающая цель: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. 

3.Образовательная цель: изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний 

4. Воспитательная цель: создать условия для воспитания духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, историю России и родного края, сознательно относящейся к нему как к явлению культуры  

Задачи урока:

Познавательные задачи:

  • закрепить полученные знания о словосочетании; о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ;и о Бородинском сражении
  • систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ЕГЭ

Развивающие задачи:

  • развивать умение излагать свою точку зрения, формировать умения выделять общие и существенные признаки;
  • развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
  • анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес к изучаемым предметам с помощью информационных технологий;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка, литературы, истории, МХК;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать чувство патриотизма к Родине.

В результате ученик:

-  знает основные понятия темы, их определения, связи между ними;

- осознает, что текст является основной коммуникативной, культурологической и дидактической единицей языка и речи;

- осознает, что русский язык, литература и история взаимосвязаны и знание этих предметов расширяет кругозор;

-  приобщается к чтению современных текстов разных стилей и жанров, к искусству через школьные предметы

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

         Технологии:

  • Развития критического мышления
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 

Оснащение:  мультимедийный проектор,  установочная презентация

КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

  1. Формируемые УУД

  1. Мотивационно-ориентировочная часть

Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся

1.

Добрый день!

Сегодня у нас с Вами очень познавательный урок.

Давайте познакомимся. По центру расположилась группа знатоков  русского языка, справа от них – знатоки романа-эпопеи «Война и мир», слева – знатоки истории, а сзади – знатоки  искусства.

Слайд 3.

Задание 1. Послушайте песню:.

- определите жанр;

- о каком времени идет речь?

- назовите слова из текста, которые относятся к теме «война», дайте значение маркированным словам и составьте с ними предложения. 

После того, как они их называют, слова выводятся на экран и учащиеся сравнивают их. (Слайд 4)

Учащиеся слушают песню и отвечают на заданные вопросы.

Должны, например,   назвать слова: завоевывать, дать сражение, захватывать, оккупировать, разгром, генералиссимус, оборонять, партизанское движение, войско, потерять…).

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

Коммуникативные

Развитие  коммуникативных УУД, так как задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта.

2. Создание проблемной ситуации, мотивация

2.

Послушайте, пожалуйста текст. Зачитывает ученик из группы Знатоков истории. (Бородинское сражение 1812 г.)

 (текст в Приложении).

- О каком историческом сражении идет речь?

- Какое общее впечатление вы получили от песни и от прочитанного текста?

- В каком произведении идет речь о Бородинском сражении?

- А как Вы думаете,  о чем пойдет речь на уроке?

- И какую задачу мы должны решить?

-Бородинское сражение

- В романе-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого

-Речь пойдет о Войне 1812 года в истории и литературе

Коммуникативные

Восприятие и интерпретация информации

3. Постановка учебной задачи (цели) урока

- Как же нам сформулировать цели урока?

. Научиться работать с текстом (слушать),

- высказывать свои мысли,

-  понять, что русский язык, литература и история взаимосвязаны

Регулятивные

Развитие  регулятивных УУД, т.к. происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

3. Операционно-познавательная часть.

3.

Задание 2. (Работают знатоки русского и истории) Посмотрите фрагмент сражения из фильма С. Бондарчука «Война и мир». (Слайд 7) Напишите слова, связанные с темой «ПОРАЖЕНИЕ», «ПОБЕДА», «ВОЙНА», «ПОЖАР» (работа в группах).  (Слайд 8)

Задание 3. (Знатоки русского языка)

- Замените подчеркнутые слова словосочетаниями.

Задание 4. Перед вами был научный текст, а теперь Знатоки романа зачитают и художественный текст о Бородинском сражении. (зачитывают  вслух по цепочке).

Ответьте на вопросы: Каковы потери армий в этом сражении?; Кто такой Кутузов? Наполеон? Что вы знаете о них из учебника по истории? Найдите описание этих выдающихся полководцев в тексте романа-эпопеи. Совпало ли ваше историческое воображение с художественным? В чем разница? (Слайд 9)

Задание 5. А теперь за работу знатоки искусства!

Давайте посмотрим в каких произведениях искусства нашла отражение Отечественная война 1812 года? А в живописи? В музыке? (Группа знатоков искусства делает небольшое сообщение о каждом произведении, выведенном на слайде 10)

Знакомство с полотнами русских художников: А Кившенко «Совет в Филях», А. Смирнов «Пожар в Москве», Верещагин «Расстрел предполагаемых поджигателей», есть даже Бородинская панорама в Москве. Музыка – С.Прокофьев написал оперу «Война и мир».

Задание 6. Работа по фрагменту «Совет в Филях» (Историки и литераторы)

- Какой вопрос обсуждали на совете в Филях?

- Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор?

- Используя справочный материал и текст романа, заполните таблицу по генералам, имена которых вы встретите при прочтении «Войны и мира». (слайд 11)

        Задание 7. Чем созвучны картина А. Кившенко «Совет в Филях» и эпизод романа «Война и мир». (слайд 12)

- Зачитывают слова, затем они выводятся на экран

Например, Александр предлагал Наполеону не воевать.   (мирное решение); Наполеон начал войну летом 1812 года.  (военные действия); Обе армии потеряли много солдат (большие потери). 

Например, Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», по нему снят фильм С.Бондарчука «Война и мир», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» …

Заполняют таблицу

(слайд 11)

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга,  затем идёт межгрупповое взаимодействие (взаимодействие пар)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Регулятивные

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля. 

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив  в способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил

Познавательные

Презентационные - представлять информацию

  1. Рефлексивно-оценочная часть

Подведение итогов урока

4.

Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы пытались достичь на сегодняшнем уроке?

Затем вывод выводится на экран и записывается в тетради.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самовыражение

Самооценка деятельности на уроке

5.

- Сегодня Мы с Вами проделали ,,,,,,,,,,,(огромную интересную и познавательную работу).

Обоснуй ответ.

Ученики отвечают на вопросы

Регулятивные

Самооценка

Задание на дом.

Домашнее задание.

1. Найдите материал о том, как нижегородцы участвовали в Отечественной войне 1812 г.

2. Произведения фольклора и искусства,, связанные с Отечественной войной 1812 года.

Самоанализ урока

Так Задачи урока, я считаю,  реализовывались:

     Образовательные задачи:

Через фронтальный опрос, через задание 1, 3, 4 были закреплены полученные знания

Развивающие задачи:

Через задание №2, 4 т.е. работу с текстом, у учащихся развиваются коммуникативные навыки: это монологическая речь при воспроизведении теоретического материала. Задания №6 способствует развитию  умения сравнивать, комментировать, развиваются навыки исследовательской деятельности. Работа с картиной развивает творческие способности десятиклассников. И все вышесказанное способствует умению анализировать и оценивать собственную деятельность, и, естественно, использование информационных технологий стимулирует интерес к изучаемому предмету.

 

Воспитательные задачи:

Работа с текстом, с описанием картины способствует развитию положительного отношения к знаниям русского языка, истории, искусства – это  также способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе). Воспитывает чувство патриотизма к Родине

Как осуществлялась система работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

   Формы работы :  самостоятельная работа, работа в группе.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами.

Приемы:

Был использован презентационный материал, были даны задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались справочным материалом, научным историческим и художественным текстами.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

Задачи урока ставились совместно с учащимися, использовались на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.

Таким образом, применение культурологического подхода на уроках русского языка, литературы и истории способствует развитию эффективности учебного процесса, а нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность, способность к самореализации

 

Список литературы:

  1. А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, А.П. Бубнова, А.В. Тряпельников. Россия XIX в.: лица, события, судьбы (учебный мультимедийный комплекс с DVD-диском по развитию русской речи ). – М.: АТиСО, 2010. - 80 с.
  2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Русский язык в школе. –– 1996. –– № 1. –– С. 3–8.
  3. Гранева И.Ю. Культурологический подход на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (опыт создания комплексного лингвокультурологического словаря) / Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: Международная научно-практическая конференция (9-11 октября 2018 г.): Труды и материалы / Под.ред. В.В. Орехова, Е.Я. Титаренко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 218. С.111-113. IF(РИНЦ-2014): 0,245.
  4. Культурология образования: современный урок: Коллективная монография. Выпуск 2 / Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. –– Шадринск: Исеть, 2004. –– 148 с.

сложноподчиненного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.

САмоанализ  учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В....

«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»

Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в  образовательных учреждениях г...

Анализ воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» за 2015/ 2016учебный год

Вся воспитательная работа в 2015/2016 учебном году была направлена на выполнение государственного заказа, изложенного в основных государственных нормативно-правовых документах о школе, на реализацию п...

Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск Р

Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учрежден...

Индивидуальный план профессионального развития Гиниятуллиной Гульзамии Хакимулловны, учителя математики на межаттестационный период ( 2019-2024г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск

Цели профессионального развития:   Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколенияОбобщение и распространение собственног...

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...