Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"
статья по русскому языку по теме

Лукьяненко Нина Владимировна

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова Д.М. " Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учкбный курс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 302 СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Несколько лет учителя творческой группы «Слово» по решению Комитета по образованию Санкт-Петербурга являются участниками локального эксперимента по апробации программы по изучению русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова Д.М. «Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс».

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения родному языку в объеме, соответствующем установкам Министерства общего и профессионального образования РФ, но путем, отличающимся от традиционного. Взамен разрозненного свода многочисленных аксиомных правил и исключений из них - целостная система. Она основана на объединении грамматических и речевых свойств по их функциональному значению. Вычленены всего сорок функциональных составляющих элементов, которые периодически подчиняются десяти закономерностям. Элемент - это функциональная составляющая речи. Например, корень содержит главный смысл слова, следовательно, все корни - это один элемент речи. Каждый следующий элемент продолжает предыдущий на основе причинно-следственной связи, а вместе они сплетаются в единую логическую нить. Процесс обучения языку представляет собой основанное на логике причинно-следственной связи движение по нарастающей с постепенным качественным усложнением и постоянным возвращением к уже изученному, что дает понятие о языке как живом развивающемся явлении.

Логика и периодичность сочетаются с осмыслением языковых явлений, которое осуществляется через активизацию познавательной деятельности учащихся и их включение в постоянный творческий процесс. Учащиеся сами наблюдают структурную единицу, затем изучают ее логику, формируют умение пользоваться ею, затем вырабатывают навык грамотного письма. Это сочетается с проникновением во внутренний образ слова, с изучением слова в словосочетании и контексте, с обучением на текстовом материале, имеющем конкретное значение для освоения каждой части грамматической системы и одновременно обеспечивающем пополнение общеупотребительного и тематического лексического запаса.

Речь входит в сознание обучаемых как единство, существующее во всех ее слагаемых. Признак слова - корень, признак предложения - грамматическая основа, признак целостного высказывания - главная мысль. В предлагаемой программе, вытекающей из Периодической таблицы элементов русской речи, речевое развитие осуществляется синхронно с изучением грамматики.

Вместе с речевым развитием Периодическая система элементов русской речи предоставляет возможность формирования мировоззрения, так как через нее постоянно прослеживается связь языка с окружающим миром. Так при изучении корня формируется представление о том, что все живое вырастает из какого-то корня и именно в корне содержится главное как для дальнейшей жизни слова, так и для жизни многого в мире. При изучении приставки осознается соотношение всего сущего. Изучив написание букв на стыке корня и приставки, учащиеся узнают о возможностях сосуществования более сильной единицы (корня) с менее сильной (приставкой). Использование окончаний дает понятие об иерархической подчиненности в системе жизни. Изучение суффикса сопровождается наблюдением подобия языкового движения жизненному, где существует связь поколений. Отмечается, что корневая суть в каждом поколении остается неизменной, а подстановка суффиксов отражает естественное изменение жизни на каждом ее витке. Возможности формирования мировоззрения предоставляются при изучении каждого элемента речи и при целостном наблюдении за языком с помощью Периодической таблицы, наглядно представляющей Периодический закон существования языка. Такое изучение приводит человека к истинному назначению языка как формы и способа познания жизни. Грамотность становится естественным следствием такого познания.

Буква в слове, способ написания слов, грамматический признак, смысловой знак в предложении и речевые умения перестают быть формальными правилами, а обретают логический смысл и закрепляют связь языка с миром, в котором мы живем.

Закономерности в языке отражают и закономерности, существующие в других сферах человеческой деятельности, которая осуществляется через язык или с его помощью. Все школьные предметы преподаются на языке. Это их главный объединяющий фактор. Значит, Периодическая система элементов речи может стать ос - новой для интеграции всех школьных знаний. Здесь открываются бесконечные просторы для творческой деятельности учителей не только русского языка. Думается, что именно на стыке предметов откроются новые возможности познания мира.

Многолетняя апробация программы нашей творческой группой показала, что предложенный путь обучения дает положительные результаты, отраженные в средовых работах, систематически проводимых в классах, работающих по этой системе.

Опыт нашей работы был представлен на городских и районных семинарах на базе 302 школы, проводимых для апробаторов новой системы преподавания языка. Ежегодно в школе проходят международные семинары, участники которых проявляют огромный интерес к представленному опыту работы и дают высокую оценку урокам, проведенным по Периодической системе элементов русской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...