Главные вкладки

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
    статья по теме

    Васькина Лариса Петровна

    Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-tvorcheskaya_masterskaya_pismo.docx920.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы

    МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
    Васькиной Ларисы Петровны по теме

    «Использование технологии творческих мастерских на уроках русского языка»C:\Users\User\Desktop\Мои уче 2.jpg

            Работая по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», я использую технологию творческих мастерских, позволяющую учащимся найти свой путь, обрести себя в слове.         Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

    Главными достоинствами творческих педагогических мастерских считаю:

    1. ученик обнаруживает в себе скрытые творческие ресурсы,
    2. в условиях коллективного труда находит путь решения поставленной задачи.

            Занятия в творческой мастерской основаны на принципах сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, занятости каждого ученика. Созданные учащимися творческие работы вдохновляют их на дальнейшие поиски и успехи. Школьникам нравятся разные типы мастерских: поэтические, интегрированные, творческого письма и другие.

    В чём актуальность работы в творческих мастерских на уроках русского языка и литературы?

    1. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
    2. Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
    3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике тренирует, развивает способность к аналитической деятельности, к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.
    4. Мастерские развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению.

            Так, например, целью урока–мастерской по русскому языку в 6 классе «Учимся писать письма» было формирование интереса к изучению эпистолярного жанра и умения писать письма, а задачами создание условий для развития речи и закрепления алгоритма написания письма, обогащения словарного запаса детей, улучшения грамотности, расширения их кругозора, формирования интереса к изучению эпистолярного жанра.

            На уроке-мастерской ребята познакомились с разными видами писем, например, деловыми (привожу пример делового письма из налоговой службы), дружескими (демонстрирую детям личное письмо от подруги), поздравительными (зачитываю отрывки), письмами в газету (рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету), письмами военных лет (треугольнички), новым видом письма – электронным письмом.         C:\Users\User\Сканирование\2018-07-02\Image0083.JPG

            Также учащиеся рассмотрели структуру и содержание всех частей письма, они теперь знают эпистолярные элементы письма: обращение, подпись, дата, место написания. Дети научились подписывать конверт в соответствии с памяткой.

            Частью исследовательской работы на уроке, я считаю, был поиск в словарях значения слов АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ, P.S. (постскриптум), ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (о жанре литературного произведения). Обратившись к словарю С.И. Ожегова, ученики определили, сколько значений имеет слово «письмо». C:\Users\User\Сканирование\2018-07-02\Image0082.JPG

             На этапе урока «Творческая работа» группы получили задания, пользуясь алгоритмом, написать личные, деловые и поздравительные письма. А после прочтения писем с фронта ребята письменно отвечали на вопросы: «О чём может поведать нам этот скромный солдатский конверт-треугольник?», «Какие мысли появились после прочитанных писем?» С заданием дети успешно справились. Были даже письма, написанные стихами.

            На этапе «Афиширование» дети читали свои письма, адресованные маме, учителю, инопланетянину, ветерану Великой Отечественной войны (были даже письма, написанные стихами), и устно рецензировали чужие творческие работы.

            На стадии рефлексии, целью которой было осмысление, обобщение полученной информации, учащиеся ответили на вопросы: «Удалось ли достичь цели и выполнить задачи?», «Что вызвало затруднение?» Дети оценивали свои достижения, определяли результат своей деятельности.

            В качестве домашнего задания учащимся было предложено вспомнить те произведения, которые они изучали на уроках литературы в 5 классе («Муму», «Кавказский пленник», «Снежная королева») и попробовать написать письмо литературному герою любимого ими произведения, придумать адрес и подписать конверт. Можно также предложить нескольким учащимся подготовить сообщения о новом виде письма – электронном письме – и правилах его написания.

            Как видно из предложенного фрагмента из опыта работы, творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам, а также развивает свои творческие способности.

            Используя на уроках образовательную технологию «Творческая мастерская», я пришла к выводу, что во время работы между учащимися складываются только доброжелательные отношения, присутствует диалог - учитель-ученик, осуществляется соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества. В творческой мастерской присутствует смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных – к чужим наблюдениям, от фрагмента – к целому. Мастерская приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"

    В статье описываются  дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....

    Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

    Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

    Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

    Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

    Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

    Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

    Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

    Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...