Главные вкладки

    Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
    статья по литературе на тему

    МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска
    Павлуцкая Е.В., учитель 
     русского языка и литературы
    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
    НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
    РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ
     
    Читательская грамотность - один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Уровень овладения  ею является одной из важных характеристик современного ученика.
    При измерении читательской грамотности используется   текст. Традиционно текстом считался набор слов, предложений в определённой связи и последовательности, образующий какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанный, написанный или запечатлённый в памяти.
    Но в современном  образовании  понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на «сплошные» (без визуальных изображений) и «несплошные» (с такими изображениями). «Неспошные» тексты ещё называют текстами новой природы, так как данный термин появился относительно недавно.  
    Итак,  «сплошные» тексты включают:
    1. описание (художественное и техническое); 
    2.повествование (рассказ, отчет, репортаж); 
    3.объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 
    4.аргументация (научный комментарий, обоснование); 
    5.инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).   
    К «несплошным» текстам можно отнести: 
    1. формы: налоговые,  визовые, анкеты; 
    2. информационные листы: расписание  движения  транспорта, прейскуранты, каталоги; 
    3. расписки: накладные, квитанции; 
    4. сертификаты: ордера, аттестаты, дипломы,  контракты;
    5. призывы и объявления: приглашения, повестки, рекламные щиты, знаки дорожного движения;
    6. таблицы и графики; 
    7. диаграммы; 
    8. таблицы и матрицы;
    9. списки; 
    10. географические карты.
    Как повысить читательскую грамотность учащихся? 
    Обычно учитель на уроке  русского языка чаще всего использует так называемые сплошные (традиционные) тексты разных типов и стилей речи. Но в жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми «несплошными» текстами.  Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с «несплошными» текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с «несплошными» текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно - деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность ребенка. Но способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.  
    Остановимся на нескольких вариантах  работы с «несплошным» текстом на уроках русского языка. Например, работа с географической картой на уроках русского языка. Используйте Атлас по географии – он есть у всех детей. Обращаться к нему можно при изучении разных тем на уроках русского языка.
    Тема «Несклоняемые имена существительные», 5класс.
    Можно предложить ребятам выполнить следующие задания:
    1.найдите на карте несклоняемые имена существительные;
    2. составьте с ними словосочетания в косвенных падежах;
    3. сделайте вывод.
    Тема « Собственные имена существительные», 5класс.
    Задания:
    1.составьте текст-экскурсию по реке Волге, используя не менее 5 собственных имён существительных.
    Тема «Степени имён прилагательных», 6 класс.
    Задания:
    1.используя сравнительную  степень  прилагательных, сравните реки России;
    2. используя сравнительную степень прилагательных, сравните  Уральские горы и горы Алтая.
    Можно предложить учащимся самостоятельно составить свою собственную карту, например, карту страны «Лексика», где есть города Синоним и Антоним, острова Диалектизмы, реки Архаизм и Историзм и т.п. 
    Также в качестве примера можно привести работу с афишей, например, Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина». Рекомендую использовать на уроке русского языка с 6класса. (Приложение №1)
    Задания к несплошному тексту «Афиша  Магнитогорского драматического театра  им. А.С.Пушкина».
    Пример: В апреле месяце, в одно из воскресений, к нам собираются приехать родственники из Казахстана. Мы решили с ними посетить наш драматический театр им. А.С.Пушкина. Для того, чтобы познакомиться с репертуаром, я зашла на сайт театра, нашла раздел «Афиша». Помоги мне разобраться в ней.
    1. Изучи афишу
    2. Выпиши все названия спектаклей, которые идут в нашем театре
    3. Докажи жанровое разнообразие спектаклей в нашем театре. Подчеркни неизвестные тебе
    4. Выпиши те слова, которые  образовались путём:
    а) сложения основ, с помощью соединительных гласных или без них;
    б) сложения целых слов.
    5. Выпиши все женские имена и фамилии из афиши
    6. Выпиши слово с удвоенной согласной. Напиши его лексическое значение
    7. Изучая афишу, я обратила внимание на то, что репертуар очень насыщенный. По-моему, на  спектакль можно попасть в любой день недели. Вы согласны с моим утверждением?
    8. В какие дни спектакль начинается раньше на полчаса, чем обычно?
    9. К сожалению, родственники будут ограничены во времени, поэтому смогут  посетить только спектакль в одном действии, без антракта. Они очень любят поэзию. Какой спектакль вы бы им предложили? И почему? Правильным будет только один вариант.
    10. Как ты понимаешь словосочетание «камерный проект»?
    11. На все спектакли относительно недорогие  билеты, и только на один цены начинаются с 1000. Как ты думаешь почему?
    12. А на какой спектакль   захотел сходить  ты?
    Также на уроках ,например, в выпускных классах можно использовать рекламные объявления. Данное я взяла со стены в контакте.
    Задания, выделенные жирным шрифтом, являются базовыми к данному объявлению. Остальные могут быть изменены. 
    1. Изучи объявление.
    2. По каким предметам предлагается пройти интенсивную подготовку?
    3. Когда будут проходить эти занятия? 
    4. Сколько выходных дней приходится на этот  период?
    5. Преподаватели каких высших учебных  заведений будут проводить данные занятия? Выпиши   названия вузов и расшифруй их. 
    6. Выпиши остальные сложносокращённые слова. Расшифруй их.
    7. Найди и выпиши прилагательное в превосходной степени. С какой целью автор использует его в объявлении? 
    8. Выпиши производный предлог с существительным. 
    9. Разбери по составу слово тренировка и напиши к нему нескольку однокоренных слов.
    10. Найди и выпиши слова с удвоенными согласными.
    11. Найди и выпиши глагол в повелительном наклонении.
    12. Выпиши последнее предложение и сделай его синтаксический разбор.
    13. Захотелось ли тебе попасть в офлайн-школу Фоксфорда? Обоснуй свой ответ.
    14. А как ты готовишься к экзаменам?
    Узнать подробнее об этой школе ты сможешь в интернете.
    Итак, в данной статье я представила вашему вниманию примерные задания с несплошными текстами: с географической картой, с афишей театра и с рекламным объявлением. Эти и подобные им задания вызывают  не только живой интерес учащихся, но и   учат  работать с «несплошными» текстами.
    Приложение 1
     
    Афиша
    11 апреля
    вторник 18:30 «Время женщин»
    Мелодрама в двух действиях Средняя сцена 500, 400, 300, 200 руб.
    12 апреля
    среда 18:30 «Время женщин»
    Мелодрама в двух действиях Средняя сцена 500, 400, 300, 200 руб.
    13 апреля
    четверг 18:30 «Матадор»
    Моноспектакль в одном действии Камерный проект 200 руб.
    14 апреля
    пятница 18:30 «Амадеус»
    Спектакль-исповедь в двух актах и четырех операх Большая сцена 700, 500, 400, 300, 200 руб.
    15 апреля
    суббота 18:00 «Амадеус»
    Спектакль-исповедь в двух актах и четырех операх Большая сцена 700, 500, 400, 300, 200 руб.
    16 апреля
    воскресенье 18:00 «Двое на качелях»
    Мелодрама в двух действиях Средняя сцена 400, 300, 200 руб.
    18 апреля
    вторник 18:30 «Журавль»
    Дачный роман в двух действиях Средняя сцена 150 руб.
    19 апреля
    среда 18:30 «Любовь в большом городе»
    Комедия в двух действиях Средняя сцена 500, 400, 300, 200 руб.
    20 апреля
    четверг 18:30 «Я думал, сердце позабыло»
    Литературно-музыкальная композиция в одном действии Камерный проект 150 руб.
    21 апреля
    пятница 18:30 «Гроза»
    Драма в 2-х действиях Средняя сцена 500, 400, 300, 200 руб.
    22 апреля
    суббота 18:00 «Гроза»
    Драма в 2-х действиях Средняя сцена 500, 400, 300, 200 руб.
    23 апреля
    воскресенье 18:00 «Мои дикости и тихости»
    М. Цветаева. Маленькое хулиганство в луче фонаря.
    Поэтический моноспектакль в одном действии Камерный проект 150 руб.
    25 апреля
    вторник 18:30 «Сирена и Виктория»
    Современная комедия в двух действиях Большая сцена 150 руб.
    26 апреля
    среда 18:30 «Если долго идти навстречу»
    Воспоминание в одном действии Средняя сцена 300, 200, 150 руб.
    27 апреля
    четверг 18:30 «Темные аллеи»
    Мелодрама в двух действиях Средняя сцена 400, 300, 200 руб.
    28 апреля
    пятница 18:30 «Ханума»
    Музыкальная комедия в двух действиях Большая сцена 1000, 700, 500, 400, 300, 200 руб.
    29 апреля
    суббота 18:00 «Ханума»
    Музыкальная комедия в двух действиях Большая сцена 1000, 700, 500, 400, 300, 200 руб.
    30 апреля
    воскресенье 18:00 «Танец Дели»
    Трагифарс в одном действии Средняя сцена 300, 200, 150 руб.
        
    Приложение 2
    С 30 апреля по 9 мая!
    Ученики 9 и 11 классов!
    Интенсивная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в офлайн-школе Фоксфорда!
    Преподаватели МФТИ и МГУ!
    Математика, русский  язык, физика, химия и биология
    Вас ожидает:
    — 8 полных учебных дней с сильнейшими преподавателями МФТИ и МГУ;
    — 8 часов занятий каждый день;
    — консультации с преподавателями и ассистентами в течение всего дня;
    — тренировочные варианты экзаменов и ежедневная проверка знаний.
    А в свободное время — интеллектуальные игры, конкурсы, общение с интересными людьми и спортивные мероприятия на свежем воздухе! 
    Присоединяйтесь к нам! Мы научим решать задачи и оформлять их так, чтобы получить максимальный балл!
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon pavlutskayaev_formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.pdf360.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

    Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

    План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

    Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

    На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...