Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

Задачи, стоящие перед учителем–словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей–предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются цифровые образовательные ресурсы.

В современное время учитель может эффективно использовать компьютер в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников.

Опыт изучения программных продуктов, потенциально применимых в процессе обучения на уроках русского языка, позволил сформулировать следующие критерии их анализа:

1.        Ориентация на категорию пользователей, т.е. на возраст школьника.

2.        Уровень специализации программы, т.е. степень ее ориентации на предметную область и соответствие дидактическим целям. В данном случае во всем многообразии программных продуктов можно выделить два вида, применение которых целесообразно при обучении школьников: специализированные, предназначенные специально для целенаправленного изучения темы, и неспециализированные.

К последним можно отнести многочисленные игры и интерактивные видеоролики, которые сами по себе не являются дидактическими пособиями, но могут быть использованы для создания языковой среды.

Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – способствование развитию метапредметных компетенций школьников.

Их можно разделить на две категории:

1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские и игры, игры-забавы);

2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные).

3.        Соответствие программы задачам обучения – это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид и жанр программы целесообразно выбирать в зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.

4.        Наличие нескольких уровней сложности позволит определить уровень перспективного роста ученика при выполнении заданий, а также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

5.        Наличие блока обратной связи и контроля учитель может использовать как непосредственно на уроках (некоторые программы предлагают пользователю рейтинговую форму оценки), так и при организации самостоятельной работы учащихся дома. В последнем случае особое значение приобретает такое качество программы, как интерактивность, т. е. способность реагировать на действия пользователя, тем самым обеспечивая диалоговый характер обучения.

6.        Воспитательный потенциал образовательного контента.

7.        Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций (например, конструирования тестов или распечатки материалов) дополняет характеристики программного продукта.

Таким образом, современные сервисы и программные средства могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий русским языком.

Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства.

Повышают наглядность, интерактивность уроков русского языка и литературы анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

Основные направления использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- программы-тренажеры (например, тренажер Словарь 2.0);

- контроль над умениями, навыками учащихся;

- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

 Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока.

Чаще всего могут использоваться на уроках русского языка и литературы следующие виды ЦОР:

- презентации (использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий);

- анимации и иллюстрации (используются при объяснении нового материала, наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию.

- интерактивные электронные таблицы (целесообразно использовать на уроках обобщения и повторения; помогают систематизировать изученный материал; возможно использование и при объяснении нового материала)

С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

- интерактивные тесты

На этапах повторения и закрепления материала целесообразно использовать интерактивные тесты.

Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, например, материалы «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия».

- электронные учебные пособия (репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся; ресурсы электронных библиотек и баз данных).

Общие выводы

Проанализировав ЦОРы, предназначенные для обучения и развития школьников, можно выделить несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для изучения русского языка:

•        теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

•        объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;

•        отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку;

•        средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Также к услугам учителей русского языка в сети Интернет есть прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.

Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается на результатах диагностики.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка.

Как грамотно задействовать интернет-ресурсы в учебной деятельности?

Введение ФГОС нового поколения требует от педагогов реализовывать на уроке системно-деятельностный подход, обеспечивающий создание каждым учеников личного образовательного продукта.

Подводя итог, можно сказать, что цифровые дидактические материалы можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования

в профессиональной деятельности современного педагога

Материалы на сайтах: примеры использования ЦОР в работе учителей русского языка и литературы:

  1. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», Дишкован Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы

https://infourok.ru/ispolzovanie-eor-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1542628.html

  1. «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы», Давкаева Фарида Мансуровна, учитель русского языка и литературы, https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646665/

3) «Урок русского языка и литературы с использование электронных образовательных ресурсов», Рузова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655657/

4) «Использование интернет-сервисов Google при изучении русского языка и литературы», Клипова Н.А., учитель русского языка и литературы,

http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1644

5) «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа», 5 класс, Логинова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы, http://vio.uchim.info/Vio_134/cd_site/articles/art_3_3.htm

6) «Использование ЦОР на уроках русского языка", Малышкина Н.А. учитель русского языка и литературы http://vio.uchim.info/Vio_94/cd_site/articles/art_2_7.htm

Образовательные платформы

https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;

http://school-collection.edu.ru  - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;

Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/

Электронные учебники:

- Просвещение https://digital.prosv.ru/ 

- Российский учебник https://rosuchebnik.ru 

- Первое сентября https://1сентября.рф)

- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)

https://education.yandex.ru

http://uchebnik-tetrad.com

Познавательные сайты и порталы

Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);

Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции  (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);

Сайт Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

 Университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека) http://www.biblioclub.ru/audio_books.php

Русский биографический словарь http://www.rulex.ru/

Русские словари http://www.slovari.ru/

BiblioГид: Книги и дети http://bibliogid.ru/

Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс http://www.rubricon.com/

Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru

Культура письменной речи http://www.gramma.ru/

Сайт «Словесник» https://www.sites.google.com/site/slovooslove/

Cправочно-информационный портал Грамота.ру, помимо словарей можно использовать предлагаемые интерактивные диктанты http://www.gramota.ru

Коллекция "Диктанты - русский язык" Российского общеобразовательного портала http://window.edu.ru/resource/400/42400

Интерактивные медиамузеи (https://borderless.teamlab.art/;

 http://www.1september.ru  - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте;

Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему.

Доступен архив курсов - http://arzamas.academy;

Просветительский проект: создание уроков, курсов - https://www.lektorium.tv;

Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты ЕГЭ по всем предметам, а также много разнообразных заданий - http://ege.sdamgia.ru;

http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей;

Онлайн-школа будущего «Знайка» https://znaika.ru/catalog/;

Школа Интернет-урок https://interneturok.ru;

Инфоурок - https://infourok.ru/biblioteka;

Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net/;

Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru;

Образовательный портал «Преемственность в образовании»

https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение в виде онлайн курсов, вебинаров, дистанционные кабинеты педагогов, методическая копилка;

Набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования http://center.fio.ru

Сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте http://www.1september.ru

Тест on-line http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm

«Школьный помощник» http://school-assistant.ru/

Сайт удобен для организации самостоятельной работы ученика по русскому языку (пока только для 5, 6, 7 классов): расписаны все темы курса, нажав на нужную тему, можно выйти на теоретический материал, представленный в яркой, наглядной и доступной схеме, а затем выполнить целый ряд упражнений по теме с мгновенной проверкой результата.

«Видеотьютор по русскому языку» http://videotutor-rusyaz.ru - на этом сайте есть раздел «Ученикам»: в доступной форме изложена теория, даны разнообразные упражнения и тесты с самопроверкой. Например, по теме «Выразительные средства словообразования» представлена сначала очень подробная, с примерами, теория, а затем 17 упражнений и тест. Ниже – ссылка на ответы

«Старое радио» (есть раздел школьной фонохрестоматии) http://www.staroeradio.ru/shfh

Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru/

Федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru

Журнал “Цифровое образование”.http://digital-edu.info/index.php;

Журнал Вопросы Интернет-образования http://vio.uchim.info/;

сайт ИД Первое сентября Открытый урок (главная)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на  внеурочные модули.  Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...