«Творческая мастерская» на уроках русского языка и литературы в малокомплектных классах.
статья по литературе на тему

Железная Наталья Анатольевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческая мастерская» на уроках русского языка и литературы

в малокомплектных классах.

    Работа в классе малой наполняемости имеет свои особенности в связи с тем, что строится с учетом нестандартных условий учебного процесса . Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению.

    В классе сельской школы  возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

    Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация самостоятельной и групповой познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Сочетание индивидуальной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, развитию творческих и умственных способностей.

  Урок — основная форма обучения и воспитания в малокомплектном классе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс — разновозрастный, и программа обучения разная. В этом основное отличие урока в малокомплектном классе, отсюда его преимущества и недостатки, а также все сложности и особенности.

Каждый урок в классе-комплекте — это фактически два, три урока, соединенных в одном. Они проводятся одновременно, в одном помещении. Поэтому учитель:

— вынужден  перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе;

— должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;

— знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;

— способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;

— должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;

— прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т. д.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Должны научиться:

— сосредоточиваться на выполнении задания;

— не слушать объяснений учителя для другого класса;

— не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;

— не слушать ответы учеников другого класса;

— моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Таким образом, я пришла к выводу ,что идеальной формой обучения в таких классах является технология творческих мастерских.


Мастерская — необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

   Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий – это альтернатива простой передачи информации

     Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю как на уроках литературы (преимущественно), так и на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским творческого письма и интегрированным мастерским, так как считаю, что именно в ходе таких мастерских формируются метапредметные УУД.

Организацию групп строю по следующе модели:

– сильные, средние и слабые в каждой группе.

    Задания группам составляю с учётом уровня сложности в соответствии с моделями групп, сформированных к данному уроку.

     Каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Таким образом, начинается второй этап, который связан непосредственно с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Опыт показывает, что большинство учащихся довольно успешно справляется с такого рода заданиями.

    Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

     (Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

    Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление. Логический «самоотчёт» нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.   

    Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

      Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения.

     Таким образом. один из путей повышения эффективности учебного процесса в малокомплектном классе – проведение однопредметных уроков  в технологии «Творческих мастерских».  

  Такого типа уроки подталкивают учащихся к более глубокому прочтению и изучению литературных  произведений . Творческие работы учащихся вызываются к жизни литературой, но здесь связь между произведением и читателем другая: судьбы литературных героев, ситуации, положения, в которые они попадают, их чувства, мысли помогают ученикам увидеть себя со стороны, открыть что-то новое в себе и мире. Творческая мастерская – условие для развития литературно-творческих способностей школьников. При этом условии сочинение не превращается в тяжкую повинность с последующим переписыванием сборников лучших сочинений, а служит повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и нравственному развитию учащихся. Мы учимся видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях. Творческие мастерские формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу.

Приложение

             Конспект однопредметного урока-

«Творческая мастерская» по литературе

              «Всё это в памяти моей»

Автор работы: учитель русского языка и литературы Iкв.категории 

                                             Железная Н.А.                        

Цели :

-провести обзор художественных произведений 20 века о Великой Отечественной войне ;

-пробуждать интерес к художественным произведениям и авторам произведений ;

-продолжить формирование умений работать с текстом ,самостоятельно искать дополнительный материал

,индивидуально подходить к решению проблемы :

-в ходе анализа литературных произведений дать понять ,что "война " -и защита отечества ,

следовательно ,святой долг и явления, противное человеческой природе:

-формировать активную жизненную позицию.

Форма занятия: творческая мастерская ,устный журнал.

Класс:8-9

Оборудование: портреты писателей, выставка книг ,иллюстрации к произведениям, песни военных лет,

кадры из к/ф "А зори здесь тихие ",сочинения учащихся о родственниках-участниках Великой Отечественной  войны.

 Эпиграфы к уроку:  "Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, твёрже характером и сильнее разумом... Патриотизм -страстное до ярости чувство своей огромной родины , за которую  человек готов драться и отдать жизнь ..."

                                                                                                                                         В.Пикуль

"Война! Твой горький след и в книгах, что на полке ..."

                                                                                                                                  Н.Старшинов

                                                           

 Ход урока.

1.Индуктор

Мастер:

  В истории России есть события ,временная отдалённость которых не нарушает духовной близости тех, кто живёт сегодня , с теми, кто жил в те трагические  времена . Среди них -Великая Отечественная война. Нравственный опыт этого страшного события вошёл в память народа ,стал острой болью многих поколений .Низкий поклон тем ,кто вернулся с фронта ,и вечная память погибшим.

  Форма нашего урока – творческая мастерская, в которой мы представим презентации прочитанных книг о Великой Отечественной войне .

I страница «Война в моей семье»   .    (Афиширование)                                                                                

"Война в моей семье"-так называется первая страница нашего устного журнала.

Давайте послушаем сочинения ребят нашей школы о прадедушках ,дедушках и прабабушках, которые мужественно защищали нашу Родину от врага на фронте и тылу.

( Учащиеся читают свои сочинения)

Выводы: Многие учащиеся  нашей школы представили в своих сочинениях истории из жизни своих дедушек ,бабушек –участников боевых действий и тружеников тыла .Несмотря на то , что Арсаки были в тылу врага , железнодоржная станция была важным стратегическим объектом .И немецкие самолёты бомбили её. Памятником о тех грозных годах стал сбитый самолёт лётчика Колотилова .

 IIстраница «Брестская крепость».(индуктор)

Презентация книги Б.Васильева «В списках не значился»

1.Чтец

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю ,что шла  по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок ,в росинках весь ,к цветку приник,

И пограничник протянул  к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить ,в тот миг

Влезали в танки ,закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал ,что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 2. Ведущий 1.

     На крайнем западе бывшего Советского Союза стоит Брестская крепость.

Здесь и теперь громко не говорят: слишком оглушающими были дни 1941 года и слишком многое помнят  эти камни.

      Сдержанные  экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, показывают личные вещи защитников крепости и рассказывают о том ,как люди сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам.

3. Ведущий 2.

Крепость не пала ,крепость  истекла кровью .Историки  не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на 10-ом месяце войны .Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и писем из дома. Время не донесло до нас ни  его имени ,ни  звания, но мы знаем ,что это был русский солдат.

4.Чтец.(подготовленное чтение по памяти отрывка из повести Б.Васильева «В списках не значился.»)(Афиширование)

«У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший  возраста  человек .Длинные седые волосы касались плеч .Он стоял, строго выпрямившись, высоко  вскинув голову, и ,не отрываясь ,смотрел на солнце ослепшими глазами из которых текли слезы. Молчали солдаты и офицеры ,молчал генерал, молчали бросившие  работу женщины.

-Назовите  ваше звание и  фамилию.

-Я русский солдат. Что ,генерал, теперь вы знаете ,сколько шагов в русской версте ?

         Это были  последние его слова. Он молча пошел  к  машине. Он  строго и прямо ,ничего  не видя, но точно  ориентируясь по звукам работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один ,с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

     И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо ,как на параде ,выкрикнул команду, и солдаты ,щёлкнув каблуками , чётко вскинули  оружие на караул. И немецкий лейтенант ,чуть помедлив ,поднёс руку к фуражке.

      А он, качаясь ,медленно шёл сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести .Он был выше всех  мыслимых почестей…

     Страшно закричали бабы .Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

     А он шёл ,гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл .Возле машины.

     Он упал на спину , навзничь ,широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие ,широко открытые глаза.

     Упал свободно, и после жизни , смертию смерть поправ!»

5.Рефлексия : Откуда это мужество, поразившее даже врагов? Где его истоки?

   Есть в наших людях черта : в трудные минуты жизни ,в тяжёлую годину ,легко отрешаться от всего привычного , чем жил изо дня в день .Был просто человек ,а потребовалось от него быть героем –он им становился .

  Меняются времена, но сердце народное остается таким же мужественным в испытаниях ,которые посылает им сам Господь.

 

III.страница."Пепел Хатыни".

Презентация книги Адамович  «Хатынская повесть»

 1. (Индуктор)фонограмма "Звон колокола в мемориале  "Хатынь".

2.(самоконструкция )Мастер заранее даёт установку на самостоятельное выполнение задания, подготовить  сообщения учащимся о трагедии в Хатыни:

1ученик.(Социализация)

-Торжественно -траурный перезвон хатынских колоколов днём и ночью разносится по Белоруссии.

Каждый народ гордится победами ,одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины,

и свято помнит об утратах ,понесённых во имя этих побед .Символ безмерных испытаний белоруссов- Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень ,уничтоженных годы войны вместе с их жителями. За 3 года немецкой оккупации погиб каждый четвёртый житель Белоруссии.

2 ученик

-Страшная участь ХАТЫНИ была предначертана задолго до гибели. По планам Гитлера три четверти белоруссов предусматривалось выселить с занимаемых территорий ,а остальных превратить в рабов.Но белорусский народ поднялся на борьбу с фашистами. Партизанская война охватывает всю Белоруссию,почти все леса наполнены партизанами. Партизанская война грозит превратиться в тыловой фронт немецкой армии .Немцы поняли , что этот небольшой и миролюбивый народ покорить не удастся ,и взяли чудовищный курс на его ликвидацию.

3ученик

-Сознавая ежеминутную опасность ,грозившую фашистам  из лесов и деревень ,они в своём страхе дошли до исступления и готовы были убивать каждого. Но что бы убить всех ,прежде надо было их победить. А это оказалось сверх возможностей гитлеровцев, и они убивали ,мстя за свои неудачи на фронте и в боях с партизанами ,убивали тех, кто помогал или только мог помочь партизанам, 2 миллиона230 тысяч человеческих жизней -тяжкая  плата народа за свою независимость.

Кровавая трагедия Хатыни, этого лесного села в 26 дворов, произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню.

Цепь карателей -медленно и неумолимо приближается к деревне. Они заглядывают в каждую дверь ,в каждую яму, щель.

Чтец(Афиширование)

"Нас вытолкали на улицу,по которой уже гнали людей с криком,ударами прикладов,палок.В стороне от

амбара толпятся в офицерских фуражках ,стоят машины .И два пулемёта, нацеленные на амбар.

У распахнутых ворот нас поджидает коридор из овчарок и карателей.

  Когда людей позатолкали  , позашвыряли в амбар, и нас поглотила воющая темнота, дверь закрыли и теперь заколачивали глухими кладбищенскими ударами.

     И уже детские крики во всех концах амбара: -Мамочка,дым!

                                                                                          -Ой,запалили!

                                                                                          -Мама,это будет больно?

...А где-то есть поле, тишина, звенящая кузнечиками ,полевая дорога ,спокойно идущий куда-то

человек.

      Слышу голос:

-Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ножки будут долго гореть.

      В отверстие в амбаре выбросили мальчика. Офицер поморщился. Мальчик вырывался, а его

перебрасывали назад, к окошку. Женщина, наверно ,его мать ,торопится выбраться наружу,

ищет глазами мальчика:

-где он? что с ним?  

    А мальчик уже исчез в чёрной дыре. Женщина побежала к ней, тёмная от ужаса и муки. Её застрелили и швырнули к стенке, на солому.

   Офицер и гримасой неудовлетворения направился к легковой машине. Это был знак -кончать.

Взметнулось от соломы по стене пламя. Я всё смотрела, как из окошек выбрасывают детей и они падали прямо в горящую солому"

4ученик

-Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли из пулемётов.149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.

  Только один житель деревни кузнец Иосиф Иосифович Каминский чудом спасся из огня. Теперь он в бронзе встал с мёртвым сыном Адамом на вытянутых руках. В этих его руках всё: и скорбь, и трагизм ,и воля к жизни, давшая белоруссам возможность выстоять и победить.

Чтец(Разрыв)

...Места нет пощаде.

И не у нас её проси,

Мы будем мёртвых глуше.

Просил у тех, чьи на Руси

Сгубил безвинно души.

Проси у тех ,кого ты сжёг,

Зарыл в земле живыми-

Не шевельнётся ли песок,

Притоптанный над ними?

Проси у тех, кому велел

Самим копать могилу,

Проси у тех, кого раздел

В предсмертный час постылый.

Проси у девочки у той,

Что в дуло ружей глядя,

Спросила с детской простотой:

-Чулочки тоже, дядя?

У той ,худое тельце чьё

У края рва поставил

Проси пощады у неё,

А мы щадить не вправе.

Рефлексия:"Хатынская повесть" Адамовича -высоконравственное произведение ,

которое лицом к лицу сталкивает читателя со страшной трагедией Земли: заживо сожжённые люди . Заставляет задуматься о прошлом нашей страны ,о том горе , которое вынес народ на оккупированных фашистами территориях .

    Это произведение –грозный укор нацистским палачам .

IVстраница « У войны не женское лицо»

Презентация книги Б.Васильева «А зори здесь тихие».

1. 1 Чтец(Индукция)

Качается рож несжатая ,

Смотрю назад, в продымленные дали-

Нет ,не заслугой в тот зловещий год,

Шагают бойцы по ней,

А высшей честью школьницы считали

Шагаем и мы-девчата,

Возможность умереть за свой народ.

Похожие на парней.

Нет,это горят не хаты-

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

                                               (Ю.Друнина.)

  2.Мастер:

В основу повести Б.Васильева  «А зори здесь тихие…» положен маленький совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод. Герои повести – девушки , вынужденные заниматься суровым ремеслом войны.

3.(Афиширование)Показ инсценированных отрывков из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

      Пять героинь повести рассказывают о своей судьбе. Евгения Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Рита Осянина. (играют ученицы школы).(Девочки в военных гимнастёрках и пилотках замерли, как на довоенных фоторгафиях.

Они рассказывают:

-На дверях нашего домика висела медная дощечка : «Доктор медицины Соломон Гурович». У НАС БЫЛА ОЧЕНЬ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ…

-После споём с тобой ,Лизавета .Вот выполним боевой приказ и споём,-сказал мне старшина.

-А я из детдома .И фамилию мне такую дали Четвертак, потому что меньше всех ростом вышла…

-Женька,совсем ты голову заморочила лейтенанту Сергейчуку…

-Ругал меня папа…

-А у меня к немцам свой счёт имеется..

4.Вопросы классу.(Самоконструкция)

Может быть всем девушкам стоило затаиться , спрятаться ? Ведь они были зенитчицы ,в их обязанности входило сбивать самолёты и не по силам им было противостоять немецким диверсантам?

Разрыв: 

«У войны не женское лицо».Не воевать, а жить ,любить, рожать детей должна женщина .Но всё это отняла у неё война ,оставив одно право –Родину защищать .

 

5. (Социализация)Учащиеся исполняют песню «Последний бой»(из к\ф «Белорусский вокзал»).

6.Исполняется танец «Вальс- расставание» .

Рефлексия:

  Цена Великой Отечественной войны есть ещё много до конца не изученных в её истории страниц .Когда пытаются пересмотреть ход Великой войны , когда пытаются оправдать нацистских преступников , объяснить массовое уничтожение народов , когда оскверняются могилы советских воинов в прибалтийских и европейских странах , воинов –освободителей называют оккупантами , только знание правды о войне можно противопоставить всему этому .А знание о войне –это и есть воспоминания  ветеранов войны и участников , тружеников тыла , книги писателей- фронтовиков ,вернувшихся с фронтов Великой Отечественной.

                                                                                               

                                                                                   

 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Технология творческой мастерской на уроках русского языка

Технологическая карта творческой мастерской "Порог"...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Презентация "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы"

В презентации рассматривается возможность использования технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы....