Технология "Мастерские" на уроке русского языка и литературы.
проект по литературе (7 класс)

Проект по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Технология "Мастерские" на уроке русского языка и литературы»

Выполнила: учитель МБОУ СОШ с.Енгалышево Чишминского р-на Вильданова И.А.

2020г.

Пояснительная записка

Идeя мастeрских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские пeдагоги из общeствeнной организации «Новоe образованиe» называют мастeрскиe письма. Параллeльно используeтся слово "дeмарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другоe не годится! Поэтому у нас используeтся прямой пeрeвод слова " atelie " — мастeрская.

   Пeдагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX вeка и сразу привлекли внимание мeтодистов и учителей-словесников. Особенно заинтeресовались ими специалисты из Санкт-Пeтербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.).  Учителя, многократно приeзжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петeрбургский университет пeдагогического мастeрства, заговорили о "пeтербургских педагогичeских мастeрских".

Петербургские методисты опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвящённых мастeрским как новой педагогической тeхнологии. Однако жанр мастерской иногда толкуется расширитeльно. Стоит разобраться, каковы "законы жанра" и почему нужны педагогичeские мастeрские учитeлю литeратуры и его учeникам.        

Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Технологию педaгогических мастерских нaзывают диaлоговой, полицентрической, рефлексивной – онa связана с гумaнистическим харaктером целей, взаимоотношений, деятельности учaстников мaстерской.

   Вот одно из первых определений, дaнных по-русски этому понятию: "Мaстерская педaгогическая — это тaкая форма обучения детей и взрослых, которaя создаёт условия для восхождения кaждого участника к новому знaнию и новому опыту путём сaмостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивaет открытие нового и сaмостоятельность пути.

    Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?

На oбычном школьном урoке учитель, подoбно первопрoходцу, ведет за сoбой весь класс, дети же идут вслед за ним пo уже протoренной дороге. Даже если педагoг начинает с oбсуждения проблемнoго вопрoса, ответ на негo заранее им же  предoпределен. Роль ведoмых в этом случае неизбежнo пассивна.

В мастерскoй педагог — наставник, пo праву старшегo и более сведущегo дающий в руки младшего — ученика — карту и кoмпас, с помoщью кoторых прийти к открытию тoт должен самостоятельно. Благoдаря наставнику ученик дoбывает знания, для дoстижения цели объединяя свoи усилия с усилиями однoклассников. Поэтому здесь малoвероятна кoнкуренция, а oдним из важнейших условий рабoты является дoверительная, дружелюбная атмoсфера.

Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при планировании заданий.)

Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.

Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.

Отметим главные достоинства работы педагогических мастерских.

Ученик  способен достаточно  быстро  освоить новую  для него  тему,  потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.

Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи. Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских.   Приемы,   используемые  при   их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.

Во-первых,  подготовка настоящей авторской мастерской требует очень много времени.    Во-вторых,  как  известно, однообразный тип заданий обычно снижает уровень интереса и работоспособности учеников.

Типы мастерских

  • мастерская построения знаний,
  • мастерская творческого письма (или просто — письма),
  • мастерская построения отношений,
  • мастерская ценностных ориентаций,
  • мастерская по самопознанию, проектная мастерская  и др.

Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.

Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.

Основная задача ведущего мастерскую творческого  письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.

Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.

Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Список литературы.

1.«Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:

2. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.

3. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

5 Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.

4. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.

5. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.

Мастерские – это здорово! 

Если мы хотим научить думать, то прежде должны научиться придумывать.

О технологии «педагогическая мастерская» я слышала раньше, познакомилась с ней на методическом объединении района, на ПКП по литературному образованию и работала в мастерской на уроках литературы.  Сейчас еще раз изучив теорию мастерских, попробовала применить ее на уроках русского языка в среднем звене. Это были уроки развития речи и назывались «Мастерская творческого письма». Моим ученикам работать в мастерской очень понравилось, некоторые из них посмотрели на себя совсем по-другому, стало больше «хочу» и «могу, чем «не умею» и «не буду».
Хочу поделиться конспектом одного урока в технологии «Мастерская творческого письма». (рассчитан урок на 5 класс)

Тема: Жизнь-радуга.

Цель урока: - коснуться глубинных слоев духовной жизни, формировать навыки творческого письма.
- развитие воображения и творческого мышления учащихся, развитие речи учащихся и культура общения.
- помочь каждому ребенку почувствовать себя мастером.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, таблица с изображением дуба, бумажные дубовые листочки, ручки, тетради.

  Этап мастерской

                                                    План урока

1. Индуктор.
Этот этап готовит участников мастерской к работе.
Задания могут быть разными: рисовать, слушать музыку, читать стихи, размышлять и т.д. 
Они отвлекают от действительности, готовят подкорку головного мозга к работе.  Задания нестандартные, создают нелепый хаос в мыслях. Ребята работают индивидуально, общаются в группах, готовят в группе общий ответ. В этом и состоит социализация.

1. Приветствие. Учитель предлагает ученикам  поработать в мастерской, где каждый будет мастером.
2.  Напишите свое имя, обведите его в кружок любого цвета! Назовите свой любимый цвет?
3. Много цветов радуют глаз, душу, сердце человека. Давайте представим их. Я буде называть вам образ, а вы мне цвета, которые у вас к ним ассоциируются: а) лето б) дождик в) небо г) радуга.
Предлагаю послушать  стихотворение А. Береснева: 
    Ах, надо же было 
    Такому случится:
    Семь перьев в пути
    Оборонила жар-птица.
    А ветер нашел их,
    Присвистнул: «Откуда?»
    Собрал, разложил
    В вышине полукругом-
    И вспыхнуло… чудо
    Ярко над лугом.

Вопрос:  о каком чуде говорит автор? Запишите это слово, а рядом – какого цвета это семицветное чудо.

А теперь нарисуйте радугу такой, какой вы ее себе представляете.

А теперь посмотрите рисунки друг у друга, поднимите их вверх. Какие красивые, яркие, чудесные, полосатые получились у вас радуги. Молодцы!
4. Предлагаю написать ассоциации к слову радуга. Ребята работают сначала самостоятельно, потом общаются в группах, затем каждая группа зачитывает ассоциации к слову радуга. Учитель записывает на доске: «Радуга-чудо, красота, разноцветная, жизнь, радость, свет, коромысло, пестрая и т.д. ( то что предложат ребята)».
Вопрос:  Как вы думаете, какое слово здесь главное? Что похоже на радугу? (вопросы могут быть другими, наводящими, ребята сами должны выйти на слово жизнь).
Действительно, ребята, у каждого человека самое дорогое – жизнь, у большого - большая, у маленького - маленькая жизнь, у каждого – единственная, разноцветная, пестрая, похожая на радугу.  У жизни может быть много оттенков: голубой цвет означает радость, черный – горе, белый – добро. 
5. Таким образом вы подошли к теме нашего урока: «Жизнь – радуга» (Открывается запись темы на доске».

2. Работа по теме.
Материал для работы нужно отбирать тщательно. Этап за этапом приближает участников к созданию социоконструкции или индивидуальной творческой работы. Процессы мышления, общения друг с другом очень важны.

1. Ребята, предлагаю вам заглянуть в себя. Прикройте глаза, почувствуйте себя, услышьте себя. Постарайтесь ответить на вопросы себе: Кто я? Какой я? Каким я себя чувствую? (можно поставить тихую спокойную музыку, можно работать в тишине 1-2 минуты)
Подумали? Молодцы! 
А теперь запишите слово «Я» и несколько предложений о своем «Я» т. е. о себе. 
-Поделитесь с нами, что у вас получилось.  Ребята по желанию читают то, что написано о себе. 
-Спасибо, ребята! Я уверена, что все вы очень интересные; в чем-то похожи, в чем-то неповторимые. У каждого из вас за плечами, пусть небольшая, но ваша жизнь!
2. Давайте попробуем полистать картины вашей жизни. Я предлагаю вам «картину», а вы записываете ассоциации к ним. (работа в группах).
1 гр. «Мой дом»            2 гр. «Новый год»

3 гр. «Школа»   (сколько групп, столько предлагаю «картин». Сначала ребята работают самостоятельно в группах, потом общаются в группе, затем выступают от группы).
-Спасибо за выступления, после которых мне хочется сказать, что мир сложен и прекрасен!
3.  Я предлагаю вам подумать и искренне ответить на вопросы:
- Что я люблю в себе?
- Мое настроение чаще…?
- Что помогает мне в жизни?
- Моя радость?
- Моя печаль?
- Для чего  живу на свете?
Вопрос:  Какой вопрос для вас оказался самым трудным? (как правило, ребята называют последний вопрос) .
Задумайтесь, пожалуйста,  над этим  еще раз, поищите ответ.

4. А теперь, ребята,  попрошу вас представить себе большую поляну, а на ней- большой развесистый дуб (открываю на доске таблицу с изображением дуба) это дерево мудрости . Под ним сидит старый мудрец, который может ответить на любой ваш вопрос о жизни. У вас есть листочки от дерева мудрости,(розданы каждому в начале урока) сформулируйте и запишите на листочке вопрос, который бы вы задали мудрецу. Эти листочки мы приклеим на наше дерево мудрости (приклеивают на доску свои вопросы, я их читаю)
- Молодцы, ребята, интересные вопросы вы придумали для мудреца.
5. Действительно, всем людям хочется многое знать о жизни. А что же такое – жизнь? Вот как отвечает на этот вопрос стихотворение, послушайте:
       Жизнь похожа на ранний дождь,
       Быстрый, шумный, отважный.

        Пролетела и не найдешь

        Капли, - сгибни от жажды!

        Жизнь похожа на злой огонь,

        На пожар басурманий:

        Отпылает, как чей-то конь

        Вдруг проскачет в тумане.

        Жизнь - призвание, черный быт.

        Жизнь - и край, и планета.
       Все, и дальше цокот копыт –

        Звонок в памяти где-то.

        Все, от солнышка до ростка,

        Нянчено синевою.

        Жизнь,  ты так вечна и так близка,
       Плата – лишь головою!

3.       Выход на творческую работу.

1. Я предлагаю вам написать слово «жизнь» и подобрать к нему самые близкие слова о жизни.
Поделитесь  своими словами в группе,  дополните свои слова понравившимися, дополните друг друга.

А теперь слово предоставляется каждой группе, а я запишу эти слова на доске.

2. Перечитайте еще раз ваши слова и обведите самое главное, на ваш взгляд, слово. Это слово и будет темой вашей работы. Напишите небольшое сочинение, стихотворение на выбранную тему.  (5-6 минут ребята работают.  У меня результат получился удивительный. Работали все с удовольствием, некоторые написали даже стихи).

3. Предлагаю прочитать свои работы (по желанию).

Молодцы, ребята! Это просто здорово!

4.           Рефлексия.
Очень важный этап, где участники оценивают себя сами, иногда открывают в себе что-то новое, анализируют свои возможности.

Ребята, вспомните, пожалуйста, наш урок и ответьте себе и мне на вопросы:
-Как вы себя чувствуете во время работы в мастерской?

- Легко или трудно вам было работать?

- Какой этап показался вам самым сложным?

- На каком этапе вы работали с особым удовольствием?

- Довольны ли вы своей работой?

5.           Итог.

Ребята, сегодня мы затронули один из сложнейших вопросов: что такое жизнь? Теперь мы скажем, что жизнь-это радуга, пестрая, разнообразная, переменчивая и каждого своя. Спасибо вам за работу! Вы молодцы! Если возникнет желание, сделайте дома рисунок на тему «Моя жинь - радуга». (Д/з в мастерской не задают, но предложить можно).

В мастерских можно затронуть разные темы, например «Дружба», «Любовь», «Мой дом»,  «Счастье» и д.р. Подобрав материал для мастерской , работая по предложенному алгоритму, можно достичь целей, постановленных мною к уроку. Удачи вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...