Главные вкладки

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
    статья по теме

    sozinova-inna-nikolaevna

              В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_statya.odt18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ  Кумылженская СОШ №1

    Кумылженского района Волгоградской области

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий.

     

    Учитель русского  

    языка и литературы

    Созинова И.Н.

    Ст.Кумылженская 2012

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий.

              В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  

           Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

          Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

           Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность  сделать урок более ярким и увлекательным.

    Содержание разработанного государственного стандарта по русскому языку представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической  компетенций.

         Развитие информационных технологий позволило интенсифицировать преподавание русского языка, решить  актуальные задачи, связанные с разнообразием деятельности  школьника в процессе сознательного овладения  компетенциями.

           Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю-филологу необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

          Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

           Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.  

           Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила.

            В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее.

           Использование ИКТ на уроках языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

    Компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации, представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Среди репетиторов наиболее применимыми  являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии»,  «1С:  Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун) издатель АОЗТ «1С»), программа "Фраза", комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ.

         Очень часто упускается из виду, что и сами средства коммуникации быстро эволюционируют. Так, сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников. Растет значение «графической грамотности» с появлением текстовых редакторов со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания..Использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить плотность урока.

         Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

           Традиционно изучение темы или  раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока.

          В работе можно использовать готовые программные продукты, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала и т.д.

         Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

    ·       повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

    ·       увеличивает объем использования наглядности на уроке;

    ·       экономит время учителя при подготовке к уроку.

         При объяснении нового материала на уроке  можно использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран.

         В последние годы активно внедряется в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.

         Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.  

    Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

         Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

    ·       создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

    ·      увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК  по литературе;

    ·       повышает качество обучения;

    ·       усиливает интерес к изучению предмета;

    ·       рационально распределять время урока;

    ·       доходчиво объяснять материал, делать его интересным.    

    Применение компьютерных технологий позволяет:

    ·       наполнить уроки новым содержанием;

    ·       развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность  учащихся;

    ·       формировать элементы информационной культуры;

    ·       прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

    ·       поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

    ·       идти в ногу со временем.

            Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.  Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, он становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

         Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

         Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.

         В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.  

         Таким образом, использование ИКТ на уроках  формирует  высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.  

         Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

    В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

    Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.

    Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов обеспечения доступности обр...

    Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

    Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

    Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

    Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

    Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...