Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 9 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телегина Л.Л., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №8» г. Нижневартовск

                                  Система мониторинга на уроках русского языка

Выступление на заседании школьного МО

 учителей русского языка и литературы

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

 Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.

 Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения школьников.

         В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Для своей работы мы выбрали следующее: Мониторинг - это постоянное наблюдение, за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. 

Педагогические функции мониторинга состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Цель мониторинга:

-  проанализировать и оценить результативность обучения;

- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных образовательных стандартов;

- проанализировать успешность обучения детей;

- избежать в будущем ошибок.    

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка;
  • наблюдение;
  • контроль ЗУН учащихся;
  • накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

Мониторинг означает выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

            Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы,   намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

        Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости, определённых заданий, входящих в задания ОГЭ.

 Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

  • способствует выявлению «западающих» тем;
  • выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  • повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  • повышает само качество обученности учащихся.

       Система контроля и оценки ставит задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

       

       При проведении педагогического отслеживания письменных работ  необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга моменты:

системность, сравнимость и объективность.

    1.Первое– определяем периодичность проведения мониторинга. Это вводные  контрольные  работы  в сентябре (стартовый КД), промежуточные – в декабре и итоговые – в мае. Проводятся контрольные работы: диктанты, тесты, запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ составляю как сама, так и беру из методических разработок по предмету. В старших класса – это тестовые задания с сайтов: РЕШУ ОГЭ, ФИПИ

2.Обращаю внимание на дифференцированный подход и индивидуализацию. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником составляю «копилку» его ошибок. Таблицы: «Результаты ОГЭ», «Усвоение изученных орфограмм» и др. Так, ежемесячное отслеживание дает возможность судить о результативности работы по формированию орфографического навыка. Изменения в ту или иную сторону вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно наметить план коррекции. Каждый ученик видит уменьшение орфографических ошибок, сравнивает с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. 

      Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности позволяет:

  •   Получать объективную и достоверную информацию о состоянии        грамотности, усвоения различных тем курса русского языка;          
  • Большая возможность для коррекции знаний для учащихся.
  • Возможность прогнозировать успешность обучения.

Использую следующие виды инструментария мониторинга:

Письменная работа -  один из способов измерения обученности по русскому языку.

Различные виды проверочных работ;

Самостоятельные и практические работы;

Различные виды диктантов: объяснительный, распределительный, выборочный

Комментированное письмо

Тесты- проверочные, тематические, итоговые.        

Метод тестирования позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. Также тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

•        повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;

•        осуществление полного охвата всего учебного материала;

•        осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения

Полученные результаты отражаю в таблицах.  

Готовясь к урокам, обращаюсь к результатам мониторинга.  Корректировку знаний провожу ежедневно в течение года.

      Регулярное использование различных видов мониторинга вызывает у детей чувство ответственности при подготовке к уроку. Они стали более тщательно готовить домашнее задание, больше проявлять активность на уроке, повысилось внимание.

        Таким образом, использование различных приемов мониторинга способствует построению эффективного педагогического процесса и повышению уровня обученности учащихся.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ученика, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо:  создать комфортные условия каждому ученику!  

                                   

Лит-ра:

  1. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.
  2. Ромадина Л. П. Справочник завуча. - М., 2013.
  3. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Процедура мониторинга и способы оценки на уроках русского языка» Телегина Л.Л. МБОУ «СШ №8» Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Слайд 2

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

Слайд 3

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения школьников. Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления состояния знаний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям.

Слайд 4

Цель мониторинга: - проанализировать и оценить результативность обучения; - оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных образовательных стандартов; - проанализировать успешность обучения детей; - избежать в будущем ошибок.

Слайд 5

Методы сбора и накопление информации предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах: – анкетирование; – тестирование; – самооценка; – наблюдение; – контроль ЗУН учащихся; – накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

Слайд 6

Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся. При проведении мониторинга учитываем: 1. Учебные возможности школьников; 2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении; 3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости, определённых заданий, входящих в задания ОГЭ.

Слайд 7

Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя: – способствует выявлению «западающих» тем; – выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя; – повышает качество работы учителя; – повышает качество обученности учащихся.

Слайд 8

Использую следующие виды мониторинга: Письменная работа - один из способов измерения обученности по русскому языку; Различные виды проверочных работ; Самостоятельные и практические работы; Различные виды диктантов: объяснительный, распределительный, выборочный; Комментированное письмо; Тесты- проверочные, тематические, итоговые.

Слайд 9

Полученные результаты отражаю в таблицах. № п/п Ф.И. вариант Тест ОГЭ изложение сочинение сколько баллов оценка 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 Агишева 2 Билалов 3 Батыршин 4 Власова 5 Гаджиахмедова 6 Глазырин 7 Гуркова 8 Каепкулова 9 Калараш 10 Кодиров 11 Киргизов 12 Калинина 13 Майер 14 Пищальников 15 Пунина 16 Разетдинова 17 Рябухин 18 Стрижков 19 Стягина 20 Тимербулатова 21 Хаматнурова 22 Ханов 23 Хусаинов 24 Швецов 25 Шорохова 26 Обухова

Слайд 10

Полученные результаты отражаю в таблицах