Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Урясьева Ирина Валериевна

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин МБОУСОШ № 21

РЕАЛИЗАЦИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Урясьева И.В.

Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его     надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А.Дистервег

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые предметные и ключевые компетенции, которые  будут нужны молодым людям в профессиональной жизни.

Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами),  социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловили введение в процесс обучения школьников инновационных педагогических технологий, а опыт многолетней работы убеждает, что наибольшей эффективности обучения можно достигнуть сочетая и интегрируя их. Подобный подход к обучению становится возможным в рамках применения технологии деятельностного обучения, через посредство которого формируются как предметные, так и надпредметные компетенции.

Что в современной педагогической практике понимают под термином «деятельностный метод»? В чем его сущность и эффективность?

Я попытаюсь коротко дать ответы на заданные вопросы.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода.

Сущность данной технологии и заключается в том, что она позволяет заменить методы “объяснения” нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного “открытия” новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Таким образом, на уроке ребенок постоянно вовлечен в деятельность. Задача учителя – организовать и обеспечить условия для выполнения этой деятельности.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Осуществляя деятельностный подход, необходимо  организовать  работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:

  1. сами осознали и вычленили проблему;
  2. поставили цель изучения;
  3. сформулировали задачи;
  4. решили их;
  5. сумели применить полученные знания на практике;
  6. смогли, преобразовывая их, получить новые знания

Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача учителя - методически грамотно организовать этот поиск.

 Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, социально значимых видов деятельности. Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности, направленных на  решение проблемных задач, имеющих для учащегося личностно-смысловой характер. Как правило, при решении проблемных задач используются:

  1. метод поисково-познавательной деятельности,
  2. методы индукции и дедукции (когда ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией (синтез-анализ-синтез),
  3. приёмы коллективной творческой деятельности, моделирования различных ситуаций, в основе которых лежит принцип ориентировочной основы действий.  

Содержание же урока подразумевает интегративность предметов не только друг с другом, но и с другими областями ученической и общечеловеческой деятельности, а в качестве контролирующего фактора предусматривается рефлексия и личное продвижение каждого ученика при решении данной проблемы.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий для организации деятельностного подхода к образованию.

Использование деятельностного метода при обучении школьников русскому языку обеспечивает формирование всех предметных компетенций и следующих умений:

  1. анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  2. оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
  5. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  6. создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Проведение уроков по данной технологии требует от учителя большой и тщательной подготовки. Основная трудность состоит в том, что урок должен быть логически правильно построенным. Необходимо подобрать систему вопросов, задач, в ходе решения которых ученики вовлекаются в деятельность.

При формировании предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла познавательная деятельность учащихся на уроке включает в себя разные формы: алгоритм, составление таблицы, разноуровневые задания, поиск правильных результатов, выявление ошибок в правописании и употреблении слов в литературной речи.

На всех этапах урока происходит оценивание результатов: самопроверка по эталону, проверка в парах  с выставление баллов-оценок после каждого вида работы. Домашнее задание является продолжением работы на уроке:  разноуровневое, в зависимости от степени усвоения материала учащимися, творческого характера или эвристического характера, предполагающее работу в парах, группах и тд. Данные уроки направлены на развитие памяти учащихся, внимания, коллективизма, умение слушать товарищей, формирования интереса к предмету, самостоятельности, бережного отношения к учебному времени. Работа в целом нацелена на воспитание самостоятельности мышления

Эффективных приемов и методов деятельности учащихся на уроке, вовлекающих их в познавательный процесс освоения или усвоения знаний, довольно много. Для опытного учителя вариативность их использования тоже очень велика. Например:

А) Устное высказывание. Продолжите текст упражнения. Пофантазируйте, что еще может привлечь внимание инопланетян на Земле. Какие выразительные языковые средства вы будете использовать в своем устном высказывании?

Б) Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.

В) Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?

Г) Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?

Д) Распределите по группам слова с пропущенными буквами:

  1. корни с безударными проверяемыми гласными;
  2. корни с чередующимися гласными;
  3. корни с о-е(е) после шипящих.

В…черня з…ря дог…рала. В воздухе начали сгущаться х…лодные тени. В небе заг…релись первые звездочки. На опушке, где разр…слись кусты. Защ…лкал соловей. Я р…шил в…рнуться домой. Быстрыми шагами я прошел пл…щадку кустов. У ног моих т…нулась узкая д…лина, а дальше крутой ст…ной возвышался частый лес. Я стал спускаться с холма. Высокая трава к…салась моих к…лен. Слышался какой-то ш…рох. Л…тучие мыши носились над моей головой. Я скорее выбрался на другую стор…ну и пошел по полю м…жой.

 (По И.С.Тургеневу)

Е) Используя памятку,  самостоятельно выполните упражнение.

                                                  Памятка.

1.Объясните, на какое правило дано упражнение.

2. В чем состоит задание.

3. Какие параграфы учебника следует повторить перед выполнением работы.

4. По какому плану анализировать упражнение.

5. Взаимопроверка упражнения (комментирование орфограмм).

Ж) Использование алгоритма действия.

Кле(?)шь

1 шаг – Н.Ф.Г. – клеить

2 шаг – на  -ить (II спр.)

3 шаг – 2 лицо ед.ч - -ишь

Успех подобных уроков заключается в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к учебному предмету и способностей к учению. Удовлетворение от урока получают все. Настрой на подобную деятельность сохраняется у учащихся до следующего урока.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельностное обучение направлено на организацию процесса обучения, технологии практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения , т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка" (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин)

В выступлении приведена информация о возможностях, формах использования ИКТ на уроках русского языка, результативности и целесообразности применения ИК-технологий в учебно-воспитательном процессе....

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...