РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
статья по русскому языку по теме

Ледяйкина Людмила Анатольевна

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО

 

 

Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание выступления47.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad_mrioispolzovanie_ikt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Перечислим лишь несколько условий:

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
  • демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Кроме того, педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;
  • его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники
  • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
  • достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.

Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  • информационная – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • проблемная – готовность к решению проблем.

Введение понятий компетенции и ее типов в методику преподавания русского языка соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками. Основная теоретическая предпосылка введения этих понятий – это разграничение языка и речи. Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

  • полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
  • новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.

Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (например, диктант или тесты ).

Оба варианта оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания.

При создании контрольных измерительных материалов для ЕГЭ используется ряд подходов к разработке инструментария компетентностного подхода.

Контрольные измерительные материалы по русскому языку, как и по другим предметам, состоят из трех частей, включающих задания различного типа и разной сложности. Задания первой части проверяют достижение уровня общеобразовательной подготовки (из четырех готовых следует выбрать один правильный). Задания второй части проверяют более сложное умение применять освоенные знания и умения в измененной ситуации. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации.

Таким образом, часть заданий ЕГЭ направлена на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника. В ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие:

  • элементарную лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи);
  • языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  • коммуникативную компетенцию (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуации общения).

Анализ результатов выполнения ЕГЭ в 2008-2009 учебном году в нашей школе позволил выявить некоторые типичные недостатки: невысока общая лингвистическая подготовка, недостаточно сформированы коммуникативные умения и навыки (выпускники затрудняются при проведении речеведческого и языкового анализа текста, не все умеют последовательно, связно излагать свои мысли в письменной форме).

На основании перечисленных недостатков были определены направления совершенствования образовательного процесса в школе: формировать умения применять знания в ситуациях, отличных от тех, в рамках которого получены эти знания, направить усилия на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, а также решению поставленных проблем, при оценке образовательного результата использовать инструментарий, направленный на диагностику сформированности компетенций. Все перечисленные направления вполне вписываются в русло компетентностного подхода.

В частности, был разработан элективный курс для 10-11 классов «Тексты разных жанров», целью которого является формирование коммуникативной компетенции. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи: проводится работа над развитием навыков исследовательской работы, углубляются знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах, формируются навыки работы с текстами разных жанров, определяется роль текста в коммуникативных отношениях между людьми, создается текст как ответ на «запрос».

 Опора на текст позволяет слить воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Методы формирования коммуникативной компетенции: ролевые и деловые игры (роли Говорящего и Слушающего, Пишущего и Читающего), учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью, дискуссии, упражнения психологического тренинга общения, телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах, подготовка заметок и статей для школьной газеты, рецензирование учебных исследовательских работ.

Системная функция предлагаемого курса – поддержать изучение русского языка на заданном профильным стандартом уровне.

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу. В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащим(и)ся во время публичного выступления.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.

В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.



Предварительный просмотр:

          Использование ИКТ на разных этапах родного языка

В начале и середине 80-х годов,  предпринимавшиеся попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное

преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство.

         Сегодня информационные технологии органично вписываются в любую  сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование.

Во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных  учителя называют компьютерные технологии.

Современная школа уделяет большое внимание внедрению и использованию информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный  процесс, а учителю  отводится роль умело использовать ИКТ в учебном процессе. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять  полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ.

Компьютер для учителя -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.  

          Ещё несколько лет тому назад считалось, что в начальной школе компьютер может быть использован только на уроках информатики. Сегодня компьютерные технологии применяются учителями начальной школы абсолютно на всех уроках. Приветствуются проведение уроков в компьютерных классах. Не остался в стороне и мордовский язык.

          Активизация познавательной деятельности ученика на уроках мордовского языка зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Незаменимым помощником в этом  стало использование на уроках компьютерных технологий. Применение компьютера в учебном процессе явилось ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого учителя получили возможность разнообразить и оптимизировать учебную деятельность на таких уроках как мордовский язык.

Хотя ИКТ  постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих, урок с использованием компьютерной поддержки (УКП) на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль. На этом этапе ПК превращается в универсальное  Техническое Средство Обучения (ТСО).

В результате работы с ПК  я выбрала для себя вариант проведения уроков мордовского языка. Самым приемлемым оказался урок с компьютерной поддержкой. Почему?

Первая трудность, с которой я столкнулась ещё при организации первых уроков, было полное отсутствие продуктов программного обеспечения пригодного для систематического использования в процессе обучения мордовскому языку. Поэтому на сегодня учителя мордовского языка  проводят не мультимедийные уроки, а так называемые уроки с компьютерной поддержкой. Этот вариант компьютерных технологий удобен тем, что учитель имеет возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к урокам заниматься творчеством. Как оказалось на практике этими свойствами обладает не готовый программный продукт, а любая программа создания презентаций.

          Приступая к работе по подготовке и проведению урока с компьютерной поддержкой, задаюсь целым рядом вопросов:

  • С чего начать?
  • Какая тема?
  • Как долго буду использовать компьютерную технику: в течение всего

урока, периодически или разово?

  • Какие средства наглядности необходимы: фотографии, репродукции,

портреты и т.д.

  •  Каковы технические возможности?

Когда урок «созрел» в голове, можно приступать к его технической реализации. Поиск наглядно – иллюстративного материала занимает много времени.  Здесь палочкой – выручалочкой может стать Интернет, или иллюстрации из современных журналов, книг, учебников,  которые предварительно сканируются. Подобрав необходимый наглядно – иллюстративный материал, можно приступать к составлению презентации урока. на этом этапе творчества незаменимой помощницей становится  программа Microsoft Power Point. Эта программа позволяет любому учителю, владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Когда все необходимые слайды будут созданы, следует провести просмотр урока, чтобы определить временные рамки каждого этапа и продолжительность демонстрации слайда. Я пришла к выводу, что не следует четко задавать темп и время показа каждого слайда. Лучше  демонстрировать презентацию в режиме слайд – шоу. Готовая  продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока.

Младшие школьники активный, творческий, целеустремленный народ.

Использование ИКТ на уроках мордовского языка позволяет вовлечь детей        в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Уроки проходят  на  «одном дыхании». Демонстрация материала на большом экране помогает учащимся не только лучше представить материал урока, но и понять, усвоить его. А самый последний слайд может быть  эмоционально – окрашен: либо моргающие  глазки, либо слова - ребусы «Спасибо!», «Умницы!  оставляют в душах детей радость, чувство полного удовлетворения и огромного желания вернуться в этот класс на следующий урок.

      Как учитель, проводивший уроки с компьютерной поддержкой, могу сказать,  что компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока в соответствии с целями и задачами:

  • введение новых слов;
  • активизация новых слов;
  • проверка усвоения слов;
  • включение слов в связную речь;
  • употребление новых слов в различных типовых предложениях;
  • проверка прочности усвоения;
  • контроля ЗУН.

Практика показала, что, учитывая три уровня обучения, использовать компьютер можно по-разному:

  • на уровне  восприятия - разово;
  • на уровне осмыслении и закрепления - периодически;
  • на уровне обобщения и повторения – по ходу всего урока.

За годы работы в школе мне часто  приходилось выступать перед учителями с демонстрацией авторских наглядных пособий по литературному чтению, русскому языку, математике, информатике, окружающему миру, трудовому обучению. Разработала ряд пособий и по мордовскому языку. Тогда    я и не могла предположить, что пройдёт два года и у нас появится возможность проводить уроки с компьютерной поддержкой. А как же пособия? Многие из них нашли своё воплощение на экране. Я не могу сказать, что таких наработок много, но они есть и это только начало!

Занимаясь подготовкой и разработкой уроков с компьютерной поддержкой, я поняла, что готовить презентацию к каждому уроку очень трудоёмкое занятие. Намного удобнее оказалось изначально работать над одной презентацией, например при изучении тем «Дикие животные», «Семья», «Игрушки», «Школа» и др. подготовить весь спектр заданий и упражнений и использовать их пусть несколько раз, но на разных этапах урока.

Предлагаю рассмотреть фрагменты презентаций, которые мне пришлось использовать  на разных этапах урока мордовского языка.

Уроки  первого года обучения, если они проводятся в мультимедийном классе, я неизменно начинаю этим слайдом. Моя задача на этом этапе заключается в том, чтобы даже тот ученик, который пока отказывается от изучения мордовского языка по каким-либо причинам, мог ненавязчиво втягиваться в учебный процесс, в чём я не однократно убеждалась.

 М/м слайд №2.

Урок продолжается.

Во время беседы о диких животных на экране проецируются  их изображения. Учитель произносит их названия на мордовском языке, которые потом появляются   на экране рядом с рисунком животного. Подобное задание сначала проводится на уровне введении новых слов, а позже на этапе проверки усвоения слов.

М/м слайд №3.


 Слайд-задание «Домашние животные» из серии  «Переводчик» позволяет учащимся прочитать слова, дать им перевод, а во время опроса проследить за правильностью  ответа одноклассников.

 Этот вид работы раньше я использовала в виде наглядных пособий, сегодня мы имеем возможность вывести это на экран.

*

*

*

Работая над темой «Части тела человека» хотелось бы, чтобы дети собирали куклу как бы по частям, но отказалась от этого из этических соображений. И получился вот такой слайд, который учитель может использовать на разных уроках. А позже нашу модель можно будет одеть, называя при этом предметы одежды.

*

*

*

    На уроках мордовского языка вводятся не только новые слова. Учитель знакомит ребят и с некоторыми,  доступными их понимания, грамматическими конструкциями, которые на последующих занятиях можно использовать на этапе повторения, а позднее закрепления.  Например:

  • как правильно оформить  предложение «Мон вечкса ава…+нь»;
  • как образуется множественное число имён существительных;
  • какие слова отвечают на вопросы «Кие?» и «Мезе?» и др..

   Одним из традиционных заданий на уроках мордовского языка  можно считать фонетическую зарядку,  которая имеет место перед началом введения новых слов, строчки для аудирования можно вывести на экран.

   От урока к уроку словарный запас учащихся растёт и наступает время, когда учитель начинает вводить в лексику простые речевые образцы. Такие задания, как «Дополни предложение» облегчает процесс запоминания изучаемого материала, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Конечно, мы вернёмся к такому заданию, и не раз.

        Первоначально слайд «Вишкине-покш» должен был выглядеть несколько иначе: изображение предметов разной величины и употребление их названий  в предложенной грамматической конструкции. Но, подумав, решила не давать ученикам им готовых вариантов картинных ответов, а дать детям возможность активировать свою  мыслительную деятельность и самим подобрать слова в их пока ещё небольшом активном лексическом минимуме. Вводя эти два слова посредством использования такого маленького задания, мы смогли поработать одновременно на трёх этапах урока: ввели новые слова, активизировали их и употребили в типовых предложениях.

*

*

*

        При составлении заданий для презентации неоценимую помощь могу оказать материалы учебника, которые претерпевают некоторые изменения, переводя их в электронный вариант. Такие задания, как «Восстановление деформированных предложений», «Найди лишнее слово» и многие другие, украсят любой урок.

*

*

*

         В начальной школе игра  остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики усваивают и укрепляют сложные понятия,  умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил для концентрации внимания учеников, в игре же эти  процессы естественны. Отдельно хочется остановиться на заданиях занимательного характера.  О них можно сказать, что это задания из серии «Учимся играя»:

  • таблица-игра «Слово спряталось»;
  • ребусы;
  • тексты для заучивания наизусть;
  • задания из серии «Поле чудес»;
  • линейные кроссворды и др..

     Урок заканчивается, а на экране снова появляется изображении обложки учебника.  Девочка-эрзянка прощается с нами, а мы друг с другом.

*

*

*

В заключение хочется ещё раз сказать, что использование компьютера как ТСО, позволяет существенно повысить интерес обучающихся к изучению мордовского языка и позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
  • достигается оптимальный темп работы с классом;
  • повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
  • расширяется возможность самостоятельной деятельности;
  • формируются и отрабатываются навыки устной речи.

   Опыт проведения уроков мордовского языка использованием компьютерных технологий вызывает у детей интерес и способствует:

  • активизации мыслительной и познавательной деятельности;
  • совершенствованию и оптимизации учебного процесса;
  • созданию положительной мотивации обучающихся к выполнению

умственных и практических действий;

  • развитию сенсорного восприятия , внимания и памяти;
  •  формированию творческих способностей и создания благополучного

эмоционального фона.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...