Главные вкладки

    «Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Пирожкова Марина Анатольевна

     

                        Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.     Необходимо тщательно продумать все этапы, начиная от тематического планирования до плана конкретного урока. В качестве примера приведу  урок в 5 классе по теме " Что такое речь?"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Компетентностный подход на  уроках русского языка и литературы»

      М.А.Пирожкова

    преподаватель русского язык

     и литературы

    МОУ «СОШ № 111»г.Перми

                        Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.      

                Необходимо основательно  продумать  тематическое планирование, оно должно быть предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций, опирающихся на жизненный опыт учащихся. Планирование, составленное мною, ориентировано на конкретный класс, с высоким уровнем развития.

                       Система уроков  в тематическом планировании представлена дидактической моделью обучения и педагогическими средствами, отражающими модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.

             Приведем пример конкретного урока. Урок изучения нового материала по теме «Что такое речь?»(5 класс по учебнику М.М.Разумовской)

    Цели урока:1.Сформировать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка, выяснить условия , необходимые для речевого общения. 2.Развивать навыки устного и письменного общения.

    3.Научить поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения.

    Оборудование урока: фотографии класса(слайд-презентация)

    Ход урока.

    1. Беседа «Что такое речь?

    Скажите, пожалуйста, сколько человек может прожить  без еды?

    А без воды? Как вы думаете , можно ли обойтись без общения?

    1. Групповая работа.

    Объединитесь, пожалуйста, в группы и постарайтесь выполнить задания.

    Задание 1.Ответьте на вопросы:1.Что такое общение? 2.Что необходимо, чтобы общение состоялось? 3.Какую роль играет в общении язык? Выберите слайды, где, по вашему мнению, люди находятся в ситуации общения.Аргументируйте свой выбор.

    Выводы: 1.Главная задача языка – быть средством общения, т.е средством обмена мыслями, информацией.2.         Общение– взаимодействие между людьми посредством языка(чтение, письмо)(Можно  попросить достать сотовый телефон и отправить СМС-сообщение друг другу или учителю)

    • Общение предполагает наличие 2-х сторон: говорящий или пишущий, слушающий или читающий
    • С помощью языка человек может общаться с людьми, жившими в далеком прошлом
    • Существуют 2 формы речи :устная и письменная (последняя является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениям

    Изображение 2282   Изображение 1561    Изображение 1481                                                                                                                                                                                                    

    4. Нужно ли уметь грамотно говорить и писать , чтобы общаться?

     Групповое задание 2.

    • Установите , меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали.  Наконец мы увидели замок.
    • Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной речи: Затем камнем упала птица. За тем камнем упала птица.
    • Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер.
    • Чем вызвана смысловая нелепость фраз: В лесу под осиной вырос грипп.  Петя полоскал собаку.
    • Придумайте и разыграйте диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого.

    Сделайте вывод: «Нужно ли уметь грамотно говорить и писать , чтобы общаться?»

    5.Итог урока. 1. Что такое речь?2.В каком случае речевое общение становится невозможным?3.Нужно ли вам речевое общение в жизни?

    Оцените свою работу на урока, заполните лист самооценки

    Лист самоконтроля.

    По окончании каждого урока в изучаемом блоке просим дать самооценку (с/о) степени понимания изученного материала. Используйте следующие критерии:

    • В материале разобралась, на уроке было интересно - 3 балла.
    • Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
    • Мне хотелось разобраться, но я не все поняла - 1 балл.
    • Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.

    Ур.1

    Ур.2

    Ур.3

    Ур.4

    Ур.5

    Общая с\о по блоку

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

    Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

    Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД

    Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действ...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

    Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

    «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

    Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...