Главные вкладки

    Критериальный подход в оценивании работы по развитию речи на уроках русского языка. Авторы работы: Полякова Е.В., Гончарова Н. В., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
    статья по русскому языку (6 класс)

    Гончарова Наталья Вячеславовна

    Из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Критериальный подход в оценивании работы по развитию речи на уроках русского языка.

    Из опыта работы учителей русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Поляковой Елены Викторовны и Гончаровой Натальи Вячеславовны

    Критериальное оценивание особенно актуально в условиях ежегодного прохождения учащимися процедур независимого контроля (ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ). Наша задача – подготовить учащихся к предстоящим испытаниям и в то же время не допустить,  чтобы эти экзамены стали самоцелью учебы. В связи с этим, составляя критерии оценивания контрольных и промежуточных диагностических работ, мы опираемся на критерии, предложенные ФИПИ.

    Наибольшие затруднения у учащихся вызывает работа с текстом. Поэтому  подробнее мы остановимся на оценивании умений учащихся в этой области. Итак, что мы будем оценивать? Давайте обратимся к стандарту. Он диктует нам следующие требования:

    Учащийся должен:

    • Владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала;
    • Адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;
    • Анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме;
    • Осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме;
    • Понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме.

    Эти умения проверяются в 5 и 6 классе при выполнении ВПР. В то же время мы знаем, что в перспективе мониторинг данных требований осуществляется в 9 и в 11 классах, где также учащимся предстоит работа с текстом и  создание своего письменного высказывания.

    Вспомним, каким образом происходит оценивание уровня  овладения этими умениями посредством ВПР в 6 классе.

    Задание 9 . Определите и запишите основную мысль текста.

    Мы видим, что критерием, оцениваемым в этом задании.  задания являются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме.

    Данный критерий оценивается следующим образом:

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

    2

    Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

    1

    Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух

    речевых недочётов.

    ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

    допущены два и более речевых недочёта.

    ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от

    наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения

    и словоупотреблении

    0

    Максимальный балл

    2

    Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

    Данное задание проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления;

     Оценка данного критерия:

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении

    3

    В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта

    2

    В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта

    1

    План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен

    0

    Максимальный балл

    3

    В задании 11 требуется сформулировать ответ на основе прочитанного текста

    Задание направлено на диагностику следующего критерия:

    Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме.

    Оценивание данного задания:

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Дан правильный ответ; в предложении(-ях) может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

    2

    Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ; в предложении(-ях) могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в ответе могут быть несколько предложений, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)

    1

    Дан правильный ответ; в предложении(-ях) допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный

    0

    Максимальный балл

    3

    Но как научиться ребенку определять основную мысль, строить план, отвечать на вопросы по тексту? Как распознать, что именно не получается при выполнении задания? Как. например, понять, определена ли  основная мысль верно, полно, как указано в оценивании к заданию 9, или основная мысль определена верно, но недостаточно полно?

    Для того чтобы сформировать у учащихся проверяемые умения, мы ведем систематическую работу и уже в начале учебного года  совместно с ребятами строим путеводитель по работе с текстом. По сути этот путеводитель является листом оценки умений учащихся, требуемых стандартом.Мы формулируем критерии, которые соответствую требованиям стандарта и показывают, чему мы учим, а затем раскладываем  эти критерии на дескрипторы, которые показывают, как учащийся сможет достичь наилучшего результата. Для учащихся дескрипторы сформулированы в форме заданий – шагов по работе с текстом.

    Критерий 1: Определение темы текста и осуществление информационной переработки прочитанного текста, передача его содержания в виде плана

    1

    Выпиши ключевые слова и выражения, которые могут находиться в заглавии текста:

    • 5 слов
    • 3 слова
    • 2 слова

    Дескрипторы

    2

    Придумай варианты названия текста, чтобы была понятна его тема:

    • Больше 2
    • 1-2

    3

    На сколько частей ты можешь разделить текст? Назови каждую часть, используя предложения из текста

    • Все части определены верно, названия выбраны уместно и соответствуют содержанию части
    • Определены все части текста, но названия не соответствуют содержанию
    • Определены не все части текста, названия выбраны уместно и соответствуют содержанию части

    Критерий 2: Распознавание и характеристика основных видов выразительных средств

    4

    Какие средства художественной выразительности использует автор текста (известные тебе):

    • Выписаны примеры всех известных средств выразительности
    • Пропущено 1 средство выразительности
    • Пропущено 2 и более

    Дескрипторы

    Критерий 3: Анализ текста с точки зрения его основной мысли, формулирование основной мысли текста в письменной форме

    5

    Как ты думаешь, что хотел сказать автор по данной теме. Запиши полный ответ:

    • Ответ записан полно, верно, предложение построено без речевых ошибок.
    • Ответ записан верно, но предложения содержат речевые ошибки.

    Дескрипторы

    6

    Прочитай внимательно текст и сформулируй ответ на вопрос «Как эта тема касается меня? (Или при чем здесь я?)

    • Ответ записан полно, предложение построено без речевых ошибок, присутствует оригинальность, нестандартность мышления.
    • Ответ записан полно, но присутствуют речевые ошибки (1-3)
    • Ответ неполный или в ответе более 3 речевых ошибок

    7

    Опираясь на все вышеперечисленное, сформулируй и запиши основную мысль текста:

    • ( см. критерии ВПР)

    8

    Приведи предложения, которые могут аргументировать твою точку зрения.

    • (в зависимоси от текста)

    Данный вариант критериального оценивания выполняет 2 функции: с одной стороны, это задания для учащихся, а с другой стороны, это критерии их оценивания для учителя.

    Конечно, для ребят этот путеводитель выглядит проще. Ниже представлен фрагмент такого путеводителя для учащихся.

    ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитать текст, выполнить задания к нему

    Задания

    Баллы

    1

    Выпиши ключевые слова и выражения, которые могут находиться в заглавии текста:

    • 5 слов
    • 3 слова
    • 2 слова

    3

    2

    1

    2

    Придумай варианты названия текста, чтобы была понятна его тема:

    • 1-2
    • Больше 2

    2

    1

    3

    На сколько частей ты можешь разделить текст? Назови каждую часть, используя предложения из текста

    • Все части определены верно, названия выбраны уместно и соответствуют содержанию части
    • Определены все части текста, но названия не соответствуют содержанию
    • Определены не все части текста, названия выбраны уместно и соответствуют содержанию части

    3

    2

    1

    Мы систематически работаем по этому путеводителю,  фиксируя правильность выполнения каждого шага. Причем количество баллов мы также обсуждаем совместно с учащимися. Оно может варьироваться в зависимости от сложности языкового материала.

    Эти баллы не сложно перевести в отметку. Например если максимальный балл равен 15, то 5 мы выставим от 13 баллов, 4 от 11 баллов, 3 от 8 баллов

    Этот путеводитель мы используем в качестве листа самооценки на уроках развития речи. По этому листу мы оцениваем диагностические и контрольные работы учащихся. Таким образом, выполнение контрольной или диагностической работы не является для ученика стрессом, потому что работа оценивается по отработанным критериям.

    Этот лист оценки можно использовать не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы при анализе фрагментов  художественного текста.

    Подводя итог, отметим, что критериальное оценивание состоит из 3 основных вопросов - шагов

    1. Что оцениваю? - Формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения
    2. Как оцениваю? - Составление заданий и дескрипторов к ним
    3. Каков результат? - Само оценивание и обратная связь с учащимися


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Ильдархановой Гульсины Мисбаховны

    Современной школе требуется учитель, владеющий новыми образовательными технологиями обучения и воспитания. Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

    Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...