Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
презентация к уроку по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Стили русского литературного языка Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Слайд 2

Правила общения С уважением относиться друг к другу. Любое мнение заслушивать внимательно. Пока один говорит, все слушают. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки. Удачи вам!

Слайд 3

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.

Слайд 4

Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Анализ текста упражнения 47. III. Сообщение темы, цели урока.

Слайд 5

IV. Работа по теме. 1. Чтение текста. Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег. (А. Гайдар.)

Слайд 6

– Попытаемся определить тип и стиль речи текста. Напоминаю, что стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков, составляющих в совокупности речевую ситуацию. Структура речевой ситуации составляет, как известно, три вопроса:

Слайд 7

где протекает речь? ( в официальной или неофициальной обстановке); кому она принадлежит? ( одному человеку или многим людям); какова цель, задача общения? ( сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).

Слайд 8

Тип речи определяется по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание) , о ряде сменяющих друг друга действий (повествование) , о причинно-следственных связях (рассуждение) .

Слайд 9

(Предполагаемый ответ ученика: этот текст скорее всего взят из книги; он адресован всем, кто интересуется данным произведением, вероятно, художественным, если судить о нем по этому небольшому отрывку, в котором хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние автора и героев.

Слайд 10

Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они и испугались, и действовали решительно, с каким-то азартом. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота.)

Слайд 11

– Давайте уточним признаки художественного стиля в содержании и речевом оформлении текста. а) Изобразительность. – В нашем тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор «дробит» действие выбираться из болота , в деталях показывает, как это делали герои.

Слайд 12

Назовите эти глаголы: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево; перебирались по хлюпким жердочкам; прыгали с кочки на кочку. Обратите внимание, что каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств.

Слайд 13

Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания ( хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег), и конкретная, чувственно воспринимаемая лексика (плюхнулся , трухлявые), и лексика, употребленная в переносном значении (полетело в грязь бревно). (Метафоричность – одно из свойств художественной речи.)

Слайд 14

б) Эмоционально-экспрессивная сторона речи. В нашем тексте используются экспрессивная лексика (плюхнулся, полетело бревно в грязь) и экспрессивный синтаксис: сложносочиненные предложения со значением «действие и его результат»

Слайд 15

(Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина) ; неполные предложения (...и по пояс в воде; ср.: и мы оказались по пояс в воде) ; безглагольные предложения с частицами (Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег) .

Слайд 17

4. По заголовку предположите, к какому стилю относится текст: «Синтаксис и пунктуация», анкета, «Морфологический разбор глагола», заявление о приеме на работу, письмо-уведомление, «Песня про купца Калашникова», резюме.

Слайд 18

5. Творческое задание. За 10 минут составить текст по одной теме, но в разных стилях (по рядам). Например, по теме «Осень». V. Подведение итогов. – Назовите характерные черты каждого стиля речи.

Слайд 19

Рефлексия учащихся Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

Слайд 20

& Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле . По дороге домой понаблюдайте за осенней природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Стили речи.

План  урокаПредмет:    Русский язык...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

презентация по русскому языку Стили русского языка

презентация по русскому языку Стили русского языка...

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...