Урок русского языка. Стили речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Гаврикова Ирина Владимировна

План  урока

Предмет:    Русский язык                                           

ФИО учителя: Гаврикова Ирина Владимировна

 

Тема

Стили речи

Цель обучения (направлена на достижение планируемых результатов)

 

Задачи:

Обобщение и систематизация знаний о стилях речи русского языка

 

 

-вспомнить и повторить стили речи и присущие им признаки;

- определять стиль речи, находить и приводить примеры на каждый стиль, устно объяснять свой выбор;

- применять полученные знания в различных речевых ситуациях;

- усваивать стилистические нормы устной и письменной речи;

- (ОК 2) организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем разбивать поставленную цель на задачи;

- (ОК 3) оценивать результаты деятельности;

- (ОК 4) извлекать информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизировать ее в рамках заданной структуры;

- (ОК 6) работать в команде, эффективно общаться, распределять роли и придерживаться их выполнения»

 

 

Тип  урока

Систематизация и обобщение знаний и умений

 

Средства обучения

Раздаточный, дидактический материал (таблицы, опорные схемы анализа ответа); информационный материал (газеты, журналы, книги); мультимедийное оборудование.

 

 

Этап урока

Действия учителя (методы обучения)

Деятельность обучающихся

УУД

(Компетентности)

1)

Организационный этап 

Вступительное слово

 

 

2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

 

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемных вопросов: - Как вы пони маете слово стиль?  

- Однозначное ли это слово?

- Каково происхождение этого слова.

Устно отвечают на вопросы, определяют цель и задачи урока

ОК 2.1. Планирование деятельности

 

3) Актуализация знаний

 

Словарный диктант

Пишут слова разных стилей речи в тетрадях, «по цепочке» объясняют правописание, графически выделяют орфограммы 

ОК 6.4.Создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры

4)

Обобщение и систематиза-

ция знаний.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

 

Задает вопросы по таблице (объяснительно - иллюстративныйметод)

 

Устно работают с таблицей, отвечают на вопросы, зачитывают примеры

ОК 2.3.Определение методов решения профессиональных задач

ОК 6.2.Отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации

5)

Применение знаний и умений в новой ситуации

 

Работа в парах (репродуктивный метод)

Задание: 1.Посмотрите в окно и представьте себя в роли сотрудников Гидрометцентра. 2.Напишите сводку погоды на сегодня по заданному стилю речи (5 – 6 предложений), используя изученную таблицу (дублируется на слайде)

Проводит мониторинг, ведет Лист достижений

Обсуждают предложения, записывают в тетради

 

 

 

 

1.ОК 3.1.Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями

 

2.ОК 6.4.Создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры

6)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

1.Слушает, задает уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

2.Консультирует и контролирует работу в группах.

Фиксирует полноту и правильность ответов.

 

 

 

3. Проводит мониторинг, заполняет Лист достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Организует проверку уровня индивидуального усвоения темы. Тестовое задание (10 примеров, 4 варианта).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дает домашнее задание двух уровней сложности (частично-поисковый и творческий) по выбору обучающихся:

1) Используя различные информационные источники по профессии (учебник, журналы, Интернет), составить подборку примеров разных стилей речи.

2) Написать сочинение – миниатюру «О здоровой и вредной пище» в одном из стилей речи

1.Зачитывают тексты и сравнивают высказывания по предложенному учителем плану, обсуждают высказывания.

2.Работают в группе, находят по 3 примера на каждый стиль речи из различных информационных источников (журналы, газеты, книги).

3.Задают вопросы, уточняют.

 

 

 

 

 

4.Устно приводят примеры, объясняют свой выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самооценка работы группы.

 

 

6. Индивидуально выполняют тест, определяя стиль текста по примерам, подобранным учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Обсуждают домашнее задание

1. ОК 3.1.Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие /несоответствие эталонной ситуации

2. ОК 4.1.Поиск информации

ОК 4.2.Извлечение и первичная обработка информации

 

 

 

 

 

3. ОК 6.1. Участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу

4. ОК 4.3.Обработка информации. Выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод

ОК 6.1. Соблюдает нормы публичной речи и регламент; использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи

5. ОК 3.2.Оценивает продукт своей деятельности по характеристикам

6. ОК 3.3. Оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

1)

ОК 4.1.Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета

ОК 2.2.Анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи

2) ОК 2.3.Определение методов решения профессиональных задач

ОК 6.4.Создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры

7) Рефлексия Содержательная и деятельностная

Подведение итогов урока

 

Задает вопросы:

Ø      Достигли вы свою цель на занятии?

Ø      На какие вопросы вы получили ответы на занятии?

Ø      Какие вопросы остались без ответов?

Ø      Какую задачу вы поставите себе по завершению занятия? Почему?

Ø      За что вы хотите похвалить себя или одногруппников?

Ø    Какие виды деятельности использовались на занятии?

Ø    Какие умения вы сегодня развивали?

Ø    Какая деятельность вызвала затруднения? Почему?

Анализирует учебную деятельность на уроке.

 

Делают выводы по цели и задачам урока

 ОК 3.1.Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями

ОК 3.4.Принятие ответственного решения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vmeste_s_astafevym.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВМЕСТЕ С АСТАФЬЕВЫМ. РАЗГОВОР ПО ДУШАМ И О ДУШЕ».

Разработала и составила:

преподаватель литературы

 Гаврикова Ирина Владимировна

(Сопровождается презентацией)

Учитель: Дорогие друзья, сегодня у нас встреча с человеком, ставшим  близким и родным каждому, кому посчастливилось в бесконечной суете жизни соприкоснуться с его творчеством,

Разговор по душам с нашим земляком, сибирским русским писателем

Виктором  Петровичем Астафьевым. (Слайд №1)

Чтец

Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь –
Неписаная книга,
Поклон последний –
Память на века.

Учитель: Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Сибирь, Енисей,  родную Овсянку.  (Слайд №2)
Его книги о ценностях любви, доброте, взаимопонимании. О том, что волнует и вас.  

Исполняется современная песня под гитару.

Чтец:     (Слайды № 3, 4, 5)     

Душа. О чём поёт,  томится чем

Кто мы? Откуда?

И зачем

Так быстротечен жизни бег?

Как слаб в сиротстве человек!

Как он силён родством с землёй,

Добром, любовью и мечтой,

О вечном: о Душе и Свете.

Своей заботой о планете!

 О том, о чём душа болит,

 Астафьев с нами говорит.

Чтение миниатюр из книги «Затеси». (Слайд №6)

Послание во Вселенную

 Люди Земли послали в космос пластинку, надеясь завязать контакт с разумными существами, если они есть в небесном пространстве.

   Все добрые сведения о нас, о нашей планете нанесены на пластинку, и только ничего там не сказано о войнах, о голоде, болезнях и братоубийстве.

   Что это — «лакировка действительности»?

   Нет. Разумные существа, если они воистину разумные, не могут творить такие позорные и черные дела, какие натворили и творим мы, земляне. Истинно разумные могут не понять нас и не принять нас за разумных, а дикарями кому хочется выглядеть, тем более что среди землян хоть изредка являлись Гомер и Леонардо да Винчи, Бетховен и Циолковский, Моцарт и Данте-божественный, последователи их не всегда же хватались за меч, случалось — и за орало, а то и за кисть, за перо, за увеличительное стекло — чтоб заглянуть дальше во время и пространство.

Записка

 «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Приветное слово

   Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

   Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

   Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом. — Длястуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

   «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

   Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, — боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

   — Ей пока еще все люди — братья!

   Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

   Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

(Слайд №7) Чтец:

Бескрайний лес и неба ширь…

Страна чудес – моя Сибирь:

Ключей хрустальных разговор,

Задумчивый высокий бор,

Рек непокорных строгий нрав,

Объятья шёлковые трав…

И гомон птиц, и буйство гроз,

И нежность тихая берёз,

И ветра песни, и метель –

Всё это наша колыбель!

Простые истины земли

Мы здесь с тобою обрели.

Быть может, в этой необъятной шири –

Душа Сибири.

Хоровод под народную песню

Учитель: Довелось В.П. Астафьеву пройти суровое испытание войной. (Слайд №8) В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям, война лишила его глаза и плохо слушалась рука. Виктор Петрович был награжден орденом и тремя медалями. О войне он тоже рассказал в своих книгах «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война».

Отрывок из поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война.»

Было училище.

Форма - на вырост

Стрельбы с утра.

Строевая – зазря.

Полугодичный

 ускоренный выпуск.

И на петлице

два кубаря.

Шел эшелон

         по протяжной

России,

Шел на войну

сквозь мельканье берез

«Мы разобьем их!»,

Мы их осилим!»,

«Мы им докажем!» -

гудел паровоз.

Станции –

как новгородское вече.

Мир,

где клокочет людская беда.

Шел эшелон.

А навстречу,

                 навстречу –

лишь

санитарные поезда.

В глотку не лезла

горячая каша.

Полночь

была, как курок ,

взведена…

«Мы разобьем их!»,

«Мы им докажем!»,

«Мы  их осилим!» –

шептал лейтенант.

В тамбуре,

Маясь на стрелках гремящих,

весь продуваемый

сквозняком,

он по дороге взрослел –

                этот мальчик –

тонкая шея,

уши торчком…

Только во сне,

Оккупировав полку

в осатанелом

                табачном дыму,

Он забывал обо всем

ненадолго.

И улыбался.

Снилось ему

что-то распахнутое

и голубое

Небо,

а может,

        морская волна…

“Танки!”

И сразу истошное:

«К бою-у!»

Так они встретились:

Он

и Война.

…Воздух наполнился громом,

                                гуденьем.

Мир был изломан,

был искажен.

Это

казалось ошибкой,

виденьем,

странным

        чудовищным миражом.

Ежась

От близких разрывов гранат, -

черный,

растерянный,

                 онемевший –

в жестком кювете

лежал лейтенант.

Встань,

лейтенант!

Слышишь,

просят об этом,

вновь возникая

из небытия

дом твой,

завьюженный солнечным светом,

Город,

Отечество,

Мама твоя…

Просят

твои  нерожденные дети.

Просит история!..

И тогда

встал

лейтенант.

И шагнул по планете,

выкрикнув не по уставу:

“Айда!”

Встал

и пошел на врага,

как вслепую.

(Сразу же сделалась влажной спина)

Встал лейтенант!…

И наткнулся

на пулю

Большую и твердую,

как стена.

Чем этот бой завершился –

не знаю.

Знаю,

чем кончилась

                эта война!

Ждет он меня

за чертой неизбежной

Он мне мерещится

ночью и днем –

худенький мальчик,

всего-то успевший

встать

под огнем

и шагнуть

под огнем.

 

Учитель: Астафьев писал: «Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. Я, например, только на поле боя обнаружил, как красиво цветет картошка. Лежал как – то под обстрелом на картофельном поле и пытался «отвлечься», стал рассматривать листок картошки. И таким он мне показался красивым, и так мне захотелось жить, что я …выжил! (Слайд №9)

Инсценированный танец «Синий платочек». 

Учитель: Писатель и время… (Слайд № 10) Эти понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя, и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

Отрывок из повести «Царь-рыба»

Переменилась моя родная Сибирь. (Слайд№11) Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Всему свой час и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать насаженное;

Время убивать и время исцелять;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время стенать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время избегать объятий;

Время искать и время терять;

Время хранить и время тратить;

Время рвать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть;

Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

Нет мне ответа.

(Слайд № 12) Учитель:Пройдут годы. Другие люди будут открывать книги писателя. И тогда по листам пробежит радостный трепет, рожденный счастьем бытия, и они заговорят голосом. И может быть, именно так:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,

Дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

Чтение авторского стихотворения.

Чтец: Из книги «Затеси» Падение листа.

Падает лист, маленький, бледный. Наступает еще одна осень, всегда пробуждающая потребность в самоочищении.

Нам захочется остановиться, побыть наедине с собой, заглянуть в глубину себя.

Но и это робкое желание невыполнимо. Остановиться уже невозможно. Мы мчится, бежим, рвем, копаем, жжем, хватаем, говорим пустые слова, много, очень много самоутешительных слов, смысл которых потерян где-то в торопливой, гомонящей толпе, обронен, будто кошелек с мелочью.

Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, еще одной осени, еще одного, кем-то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землею, с этими горами, лесами…

Притихла земля. Притихли леса и горы. Воссияло всей глубиной небо, чтоб отражение листа в нем было нескончаемо, чтоб отпечатался его лик в беспредельности мироздания, чтоб сама земля, приняв форму листа, похожего на слабое человеческое сердце, легко и празднично кружилась среди звезд, планет и там продолжилась в стремительном движении неведомых нам миров.

Чтецы:

(Музыкальный фон – мелодия под гитару)

Астафьева строки коснуться души -

И станем мы вдруг покаянно тихи.

И каждый из нас будет истинно рад

Вдыхать с упоением слов аромат.

И мысли родник заструится живой,

И тихо начнём мы «расти над собой».

Мелодии слов родниковых послушав,

Свой жар утолят вечно юные души.

И жадно внимая  правдивому  слову,

Весь мир мы любить будем с вами готовы!

Слезами прощенья омоются души

И мы улыбнёмся! И станем мы лучше! (Автор   стихов, использованных в разработке - учитель Елисеева Г.Л.)

Учитель, обращаясь к ученикам : Закончите фразу «Самой большой радостью на земле является…»

(Слайд №13) Учитель: «Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» (В.П. Астафьев «Падение листа»)

Любите и берегите жизнь!