Урок по русскому языку "Стили речи"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Данные презентации предназначены для использования на уроках русского языка по разделу "Стили речи". В одной рассматриваются особенности разных стилей, во второй даются практические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_rechi.pptx | 2.24 МБ |
uprazhneniya_po_stilyam_rechi.pptx | 695.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей. Что такое стиль?
Официально-деловой стиль Сфера общения – общение граждан с учреждениями. Используется в документах, отчетах, заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Речевая ситуация – 1/много. Служит для передачи информации в сфере управления.
Для официально-делового стиля характерно: четкость; неэмоциональность изложения; стандартизированные словосочетания; слова-термины; стилистически нейтральная лексика; лексика, отражающая официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение; канцеляризмы: заслушать доклад, зачитать решение, входящий номер; основная форма речи – письменная.
Научный стиль Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ). Речевая ситуация 1/много. Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.
Для научного стиля характерно: четкость и логичность изложения; доказательность; отсутствие выражения эмоций; терминологическая лексика: - технические термины: центрифуга; - медицинские термины: рентген; - лингвистические термины: суффикс; - экономические термины: бартер; основная форма речи – письменная.
Публицистический стиль Сфера общения – агитационно-массовая деятельность, информационные или аналитические передачи по телевидению и радио, выступления на собраниях, статьи в газетах. Речевая ситуация – 1/много. Используется для определенного воздействия на мысли или чувства людей, с целью заинтересовать их или в чем-либо убедить.
Для публицистического стиля характерно: информативность; доказательность; книжная лексика : позиция, сущность, явление; оценочная лексика; отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый; выразительность и эмоциональность; эмоционально-экспрессивная оценка; основная форма речи – письменная и устная.
Художественный стиль Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада. Речевая ситуация 1/много. Основная функция – эстетическая.
Для художественного стиля характерно: образность; книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность; оценочная лексика; эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка; авторская индивидуальность; основная форма речи – письменная.
Разговорный стиль Сфера общения – общение людей в быту, беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение. Речевая ситуация 1/1. Используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи.
Для разговорного стиля характерно: неполнота выражения и эмоциональность; разговорно-бытовые слова и формы: братец, сестрица, вымахал, прыг; оценочная лексика; ярко выражена стилистическая окраска: дочурка, отличный, прекрасный, чудесный, превосходный, скверный, гадкий, наглый; сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики; основная форма речи – устная.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 83 Выборгского района Санкт-Петербурга Кравченко А.Н. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст это или нет? Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые и дети По небу летят. Превратите эти строчки в стихотворный текст. Придумайте заголовок к нему.
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ГДЕ ? (в официальной обстановке/в неофициальной обстановке) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? (общение/сообщение/воздействие ) С КЕМ ГОВОРИМ ? (с одним человеком/несколькими людьми)
СТИЛИ РЕЧИ разговорный художественный научный
Определите стилистическую принадлежность текстов. а) - Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть? - Вот я. - Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку. - Заказ принят, - сказала Варвара. б) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах. в) Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по шкале Бофорта.
Анализ текста. Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил». Подумайте, удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Подчеркните его. Заменить это слово, исправленный текст записать в тетрадь. Слова с безударной проверяемой гласной найти и обозначить в них орфограмму.
Редактирование текста. Наступила весна. Все опять ожило. Зацвели цветы. Распустилась черемуха и сирень. Покрылись белыми цветами плодовые деревья. В каком стиле задумано сочинение? Как сделать текст более выразительным?
Речевой этикет. Пока! - До свидания! Привет! - Доброе утро! Здорово! - Здравствуйте!
Исправь !.. Здорово, Иван Федорович! – сказали ребята учителю. Пока, Анна Андреевна, - простились дети с воспитателем. Привет, Сергей! – крикнул Саша другу.
Помоги ... Выбери стиль речи. научный художественный разговорный Обменяться впечатле - ниями Сообщить точные сведения Нарисовать картину происходящего
Контроль!!! Определить тему и стиль текста. Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза. Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водой.
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 83 Выборгского района Санкт-Петербурга Кравченко А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"
Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...