Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.samostoyatelnye_chasti_rechi.5_klass.docx | 33.14 КБ |
samostoyatelnye_chasti_rechi.pptx | 139.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5-м «В» классе.
ФИО педагога: Ищенко В.П. | ||||||||
Предмет/класс: русский язык 5 «В» класс | ||||||||
Общая информация о занятии | ||||||||
Дата 07.10.2015 | Тема: «Морфология. Самостоятельные части речи». |
| ||||||
Тип урока: повторительно-обучающий | Материально-технические средства: ИКТ, учебник, карточки с индивидуальными заданиями ( на местах, у доски). | Технология : опережающего обучения, проблемно-поисковая. | ||||||
Предметные | Учиться определять своё место среди сверстников во время работы над предложенной темой , понимать себя, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Получать возможность учиться анализировать свои ответы, приобретаемый опыт. | |||||||
Структурные параметры | ||||||||
Основные этапы организации учебного времени | Дидактическая цель этапа | Стратегия учителя | Действия ученика | Метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные | Форма контроля | |||
Мотивация к учебной деятельности
I.Организационный момент урока. II. Учет знаний: 1.Словарная разминка: Определить части речи, объяснить правописание слов: лингвистика, морфология, речь, изучает, все, тщательно, постоянно, одиннадцать, русский, часть, язык. Работа у доски( по индивидуальным заданиям: по орфографии и синтаксису). | Эмоциально, психологически, мотивационно подготовить учащихся у к повторению и обобщению темы. | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает организовать формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать Рефлексия: Мы записали части речи. Какие? Как вы определили? В силу каких особенностей? Можно создать лингвистический текст? | ЛУУД: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника, правильно идентифицируют себя с позиции школьника. РУУД: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Создают лингвистический текст на тему и «Самостоятельные части речи» и записывают его. ЛУУД: объясняют цели, мотивы, результаты. КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Записи в тетради темы урока | |||
2. Повторение, закрепление и обобщение изученного. | ОУМ Морфология как раздел науки о языке. Знаменательные части речи. Формы изменяемых частей речи, Склонение, спряжение. | Организует работу над заданиями (по презентации) | Работают над заданиями в презентации, делают выводы !Рефлексия! | ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Записи в тетради письменных заданий. | |||
| ПУ 22, упр.135,136. СтихотворениеО. Высотской. Существительное – школа, Просыпается – глагол, С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у тёплой печи Повторяем части речи. | 1. Организует прочтение стихотворения и обсуждение его по вопросам: – Все ли части речи, указанные в схеме, названы в стихотворении? (Нет местоимения и предлога.) - Что Высоцкая хотела сказать хотел своим стихотворением? Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку. 2. Организует комментированное чтение пунктов параграфа. 3. Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока. | 1. Знакомятся со стихотворением, отвечают на вопросы, выражают своё эмоциональное состояние от прочитанного. 2. Выполняют задания: уметь определять части речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте, в предложении, отличать части речи в силу их особенностей. Строить рассуждение при определении слова как части речи, задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамм-ое значение. 3. Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения. 4. Заканчивают фразу, высказанную учителем, делают собственные выводы. | ЛУУД: объясняют, что хорошо, что поняли, что могут сделать что хотят(цели, мотивы). РУУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, самостоятельно определяют промежуточные цели урока и средства ее осуществления. ПУУД: извлекают необходимую информацию из учебника; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивают, группируют факты. КУУД: сотрудничают в совместном решении проблемы. | Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку. 3. Организует комментированное чтение пунктов параграфа. Выполняют задания в рабочей тетради, отвечают на вопросы устно. Наблюдения учителя, обучающие тексты, презентация. Устные ответы. Устные ответы. | |||
3. Осмысление (повторения и обобщения) материала. | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль (упр.133). Читает стихотворение «Осень» : Осень. Дождь. На небе тучи. Слякоть. Листья на земле. Радость -в небе солнца лучик и природа в октябре. | Выполнение заданий в рабочей тетради | ПУУД: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. РУУД: ориентируются в учебнике и рабочей тетради Учащиеся делают вывод о значимости существительных в русском языке, их роли. | Задания в рабочей тетради | ||||
III. Итоги урока. Рефлексия | Рефлексия: Особенности каждой самостоятельной части речи? Зачем нужно их знать? Как определять часть речи? Какую роль играют существительные в языке? | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | ЛУУД: понимают значение знаний о частях речи для человека и принимают его. РУУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | ||||
Домашнее задание | П.22, упр.134, 137+ творческая работа с использованием определенной части речи(в качестве примера стихотворение «Осень», созданное только из существительных | Конкретизирует и поясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфология. Самостоятельные части речи.
Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ
Правильный ответ! 1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.
Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Назад Страничка истории
Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по частями речи. самостоятельные служебные
Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.
ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко , гав-гав)
Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица
Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица
Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица
Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица
Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица
Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица Сколько? (дважды, немного). Каким образом? (дружески)
Чтобы определить, к какой части речи относится слово, нужно задать к нему вопрос. 2. Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. 3.Самостоятельные части речи знать необходимо, чтобы осуществлять все лингвистические операции и быть грамотными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс
Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533 Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса
Технологическая карта урока по русскому языку...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»
На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...