Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Технологическая карта урока русского языка в 5-м «В» классе.

ФИО педагога: Ищенко В.П.

Предмет/класс: русский язык 5 «В» класс

                         Общая информация о занятии

Дата 07.10.2015 

Тема: «Морфология. Самостоятельные части речи».

  • Цель: познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология";
  • учить распознавать самостоятельные и служебные части речи;
  • отработать особенности каждой самостоятельной ч.р.;
  • развивать лингвистические  умения и навыки ;
  • лингвистического пересказа;
  • прививать любовь к слову.

Тип урока: повторительно-обучающий

Материально-технические средства: ИКТ, учебник, карточки с индивидуальными заданиями ( на местах, у доски).

Технология : опережающего обучения,  проблемно-поисковая.

Предметные

Учиться определять своё место среди сверстников во время работы над предложенной темой , понимать себя, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Получать возможность учиться анализировать свои ответы, приобретаемый опыт.

                            Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Стратегия учителя

Действия ученика

Метапредметные: познавательные,

коммуникативные,

регулятивные,

личностные

Форма контроля

 

Мотивация к учебной

деятельности

 

I.Организационный момент урока.

II. Учет знаний:

1.Словарная разминка: Определить части речи, объяснить правописание слов:

 лингвистика, морфология, речь, изучает, все, тщательно, постоянно, одиннадцать, русский, часть, язык.

Работа у доски( по индивидуальным заданиям: по орфографии  и синтаксису).

Эмоциально, психологически, мотивационно подготовить учащихся у к повторению и обобщению темы.

Создаёт условия для возникновения  у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает организовать формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Рефлексия: Мы       записали части речи. Какие? Как вы определили? В силу каких особенностей?

Можно создать лингвистический текст?

ЛУУД: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника, правильно идентифицируют себя  с позиции школьника.

РУУД: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

                             

        

ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Создают лингвистический текст на тему и «Самостоятельные части речи» и записывают его.

ЛУУД: объясняют цели, мотивы, результаты.

КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Записи в тетради темы урока

2. Повторение, закрепление  и обобщение изученного.

ОУМ  Морфология как раздел науки о языке. Знаменательные части речи. Формы изменяемых частей речи, Склонение, спряжение.

Организует  работу над заданиями (по презентации) 

Работают над заданиями в презентации, делают выводы

!Рефлексия!

ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Записи в тетради письменных заданий.

 

ПУ 22, упр.135,136.

СтихотворениеО. Высотской.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным  весёлый

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

1. Организует прочтение стихотворения и обсуждение его по вопросам: – Все ли части речи, указанные в схеме, названы в стихотворении? (Нет местоимения и предлога.)

- Что Высоцкая хотела сказать хотел своим стихотворением?

Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку.

2. Организует комментированное чтение пунктов параграфа.

 3. Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока.

1. Знакомятся со стихотворением, отвечают на вопросы, выражают своё эмоциональное состояние от прочитанного.

2. Выполняют задания:

уметь определять части речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте, в предложении, отличать части речи в силу их особенностей. Строить рассуждение при определении слова как части речи, задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамм-ое значение.

3. Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения.

4. Заканчивают фразу, высказанную учителем, делают собственные выводы.

ЛУУД: объясняют, что хорошо, что поняли, что могут сделать что хотят(цели, мотивы).

РУУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, самостоятельно определяют промежуточные цели урока и средства ее осуществления.

ПУУД: извлекают необходимую информацию из учебника; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивают, группируют факты.

КУУД: сотрудничают в совместном решении проблемы.

Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку.

3. Организует комментированное чтение пунктов параграфа.

Выполняют задания в рабочей тетради, отвечают на вопросы устно.

Наблюдения учителя, обучающие тексты, презентация.

 Устные ответы.

 Устные ответы.

3. Осмысление  (повторения и обобщения) материала.

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль (упр.133).

Читает стихотворение «Осень» :

Осень. Дождь.

На небе тучи.                Слякоть.  Листья на земле.

Радость -в небе солнца лучик и природа в октябре.

Выполнение заданий в рабочей

тетради

ПУУД: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

РУУД: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Учащиеся делают вывод о значимости существительных в русском языке, их роли.

Задания в рабочей тетради

III.  Итоги урока. Рефлексия

Рефлексия:

Особенности каждой самостоятельной части речи?

Зачем нужно их знать?

Как определять часть речи? Какую роль играют существительные в языке?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

ЛУУД: понимают значение знаний о частях речи для человека и принимают его.

РУУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

П.22, упр.134, 137+ творческая работа с использованием определенной части речи(в качестве примера стихотворение «Осень», созданное только из существительных

Конкретизирует и поясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

                                                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.

Слайд 2

Морфология. Самостоятельные части речи.

Слайд 3

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

Слайд 4

Правильный ответ! 1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.

Слайд 5

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Назад Страничка истории

Слайд 6

Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по частями речи. самостоятельные служебные

Слайд 7

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 8

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко , гав-гав)

Слайд 9

Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Слайд 10

Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица

Слайд 11

Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица

Слайд 12

Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Слайд 13

Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица

Слайд 14

Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица Сколько? (дважды, немного). Каким образом? (дружески)

Слайд 15

Чтобы определить, к какой части речи относится слово, нужно задать к нему вопрос. 2. Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. 3.Самостоятельные части речи знать необходимо, чтобы осуществлять все лингвистические операции и быть грамотными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...