Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Неверова Любовь Николаевна

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                              

        

Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

Цель: сформировать  понятие междометия как особой части речи.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать междометие от других частей речи;

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

           Коммуникативные:

умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные:

личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

умение представить, продемонстрировать свою работу;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 

 Оборудование:

1.Справочная литература (энциклопедии, словари, учебники разных авторов, в которых есть определение междометия)

2.Бумага, маркеры.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Оборудование:  классная доска, толковый и орфографический  словари, словарь синонимов, учебник.

Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность  учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Оргмомент

Слово учителя. Приветствие.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности

1.Беседа с классом.

Лингвистический опрос

Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне

-  Посмотрите на доску.

Молодая листва...

Ах! Три тысячи воинов

Спрятаны в ней!

Масаока Шики

- Чём говорит этот текст?

- Да это хокку или хайку. Сегодня мы говорили о них на уроке литературы. Как вы думаете, что хотел донести до нас автор этого хокку?

-Но у нас урок русского языка, и мы попробуем определить тему и цели нашего урока. Для этого разделите все слова из текста на две колонки: самостоятельные части речи и служебные.

- А какая наука изучает части речи?

(Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки,  по необходимости корректирует план работы на урока.)

- Куда отнесли слово АХ? С какой целью автор использует это слово?

Отвечают на вопросы  вслух, дополняют друг друга.

Л мотивация, смолообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений;  

К:планированиеучебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III.Актуализация

и пробное учебное действие

Кто догадался, какова тема нашего урока? Да, вы правы, запишите тему: «Междометия»

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?

- Если затрудняетесь, вспомните,  что мы изучали при ознакомлении каждой части речи?

Записывают   тему урока в тетрадях .Ученики пытаются вспомнить все,  что знают об имени существительном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии сзадачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

IV. Первичное усвоение новых знаний

Эвристическая

беседа

Определение роли междометий

 

- Изучите информацию учебника по теме.

- Что узнали о междометии?

- Определите общее грамматическое значение междометий.

 - Определим морфологические признаки междометия .

 Учитель: Определим синтаксическую роль междометия

Учитель: Теперь мы все знаем о междометии.

- Выполним упр.459 Найдите междометия. Что вы можете о них сказать?

- Разбор под цифрой 3 слова ОБНЯВ.

Работа со словом КОМЕНДАНТ

По карточкам.

Среди междометий выделяются 3 группы. Я распечатала вам карточки подсказки, которых нет в учебнике.

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Учащиеся работают в группах. Приходят к разным выводам:

1) Междометие обозначает чувства: радость, восхищение, сожаление и др.

2) Междометие не обозначает, а выражает чувства.

Делают вывод о том, что одно и то же междометие может выражать разные чувства, не называя их.

-Междометие - неизменяемая часть речи.

- Междометие не является членом предложения.

Учащиеся обращают внимание на то, что в первом предложением междометие является подлежащим, а во втором - сказуемым, доказывают, делают вывод, что междометие иногда может выполнять  роль члена предложения.  

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Тренировочное упражнение + игровая деятельность

Учитель 1.Запишите положительные качества своего соседа по парте. Слово должно начинаться с междометия.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленнымизадачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

П:  синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р:контроль, коррекция К планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

VI. Включение

в систему знаний и повторение

Первичная проверка понимания.

Взаимопроверка.

Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание

- Проверим, как вы усвоили тему

Выполните самостоятельно упр. 460.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

- Какие вопросы возникли?

Работают в тетрадях. Проверка, доказательств.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Домашнее задание

1.Сочинить грамматическую сказку, используя междометия

2. Выполнить упражнение 461.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам.

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Учитель. Вспомним о цели урока. Достигли ли мы ее?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленнымизадачами, оценивают своюдеятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке;

Учащиеся: Мы достигли цели урока, т.к. узнали общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометия, построили его модель и дали определение, научились отличать междометие от других частей речи.

- Мы узнали, что междометие - особая часть речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...