Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Багаутдинова Лилия Газинуровна

    План урока:

    1)    Организационный момент – 2 мин.

    2)    Актуализация знаний – 3 мин.

    3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.

    4)    Открытие нового знания – 10 мин.

    5)    Физминутка – 2 мин.

    6)    Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.

    7)    Рефлексия – 2 мин.

    8)    Домашнее задание – 1 мин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovo_i_ego_leksichskoe_znachenie.docx49.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m5657054e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m44b27af5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m1f9fe241.gifМБОУ «СОШ с УИОП №4» г.Усинска

    Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс

    Составила: учитель русского языка и литературы

     Багаутдинова Лилия Газинуровна

    Усинск 2015

    Технологическая карта урока

    Тема урока: Слово и его лексическое значение.

    Класс: 6

    Предмет: русский язык

    Тип урока: комбинированный урок

    Цели урока:

    личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

    метапредметные:

    регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

    познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

    коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

    предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

    Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы.

     Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

    Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

    Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

    План урока:

    1. Организационный момент – 2 мин.
    2. Актуализация знаний – 3 мин.
    3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
    4. Открытие нового знания – 10 мин.
    5. Физминутка – 2 мин.
    6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
    7. Рефлексия – 2 мин.
    8. Домашнее задание – 1 мин.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся.

    УУД

    I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     - Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

    - Как много улыбок засветилось. Спасибо!

    (слайд 1)

    Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

    Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

    II. Актуализация знаний

    Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

     - Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

    Пос…деть – пос...деть;

    Прим…рять -прим…рять

    Пол…скать – пол…скать

    (слайд 2)

     

     - Правописание зависит от лексического значения слова.

    Коммуникативные УУД:

    1.Владеть монологической и диалогической речью.

    2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

    Личностные УУД:

    1.Самоконтроль

    Познавательные УУД:

    1.Проверка изученного.

    III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

    - Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексическое значение».      (слайд 3)  

      - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

    -Какова главная цель урока? 

    (слайд 4)

    -Какова задача урока?  

    Зачитать цель и тему урока на слайде

    Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение.

    Но каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова  с помощью толкового словаря.

    А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

    А.Пушкина:

    «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд 5)

    Понять, что такое лексическое значение слова.    

    Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас.

    Записывают дату и тему урока.

    Регулятивные УУД:

    1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

    2. Формулировать тему урока, проблему;

    3.Самостоятельно планировать деятельность.

    Познавательные УУД:

    1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

     Коммуникативные УУД:

    1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

    IV. Открытие нового знания.

     Работа в группе.

    -Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

     - Сколько здесь слов?

     - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

     - Распределите следующие признаки в нужную группу. (слайд 6,7)

    Работа с сигнальными карточками.

     - Проверим!!!

    Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова.

    Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение.

    (слайд 8,9)

    А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило.

    Прием «Инсерт»

    Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

         \/ - эту информацию я знаю;

         + - это новая для меня информация;

         ? – эта информация для меня не понятна.

    После чтения текста беседа:

    - Какая информация вам была знакома?

    - Какие новые сведения вы для себя отметили?

    - Все ли понятно? Какие появились вопросы?

    - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

     - 7,4.

    Формы слова.

    Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное.

    Познавательные УУД:

    1.Выделять главное, извлекать информацию;

    2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

    3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

    Коммуникативные УУД:

    1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

    2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

    3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

    4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Регулятивные УУД:

    1.Искать пути решения проблемы.

    V.Физминутка.

    Включаем видео.

    Выполняют гимнастику.

    Личностные УУД:

    1.Снять напряжение и утомление на уроке.

    VI. Обобщение и систематизация знаний:

    индивидуальное задание, работа в парах.

    Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило.

     - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое?

     - Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать?

    Самостоятельная работа.

    Упр.92.

    Взаимопроверка.(слайд 10)

    Работа в парах.

    Упр.96,97 (устно),99.

    (слайд 11, 12)

    Работа с сигнальными карточками.

    - Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ.

     - Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

    Познавательные УУД:

    1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

    2. Проверка знаний и умений.

    3. Пользоваться словарями разных типов.

    Коммуникативные УУД:

    1.Осуществлять контроль.

    2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Личностные УУД:

    1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

    VII.Рефлексия

     - А теперь подведем итог нашей работы.

     - Какую цель ставили на урок?

     - Добились мы поставленной цели?

    - Оцените свою работу на уроке.

     - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

    Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. (слайд 13)

    Отвечают на вопросы.

    Регулятивные УУД:

    1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

    2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

    Коммуникативные УУД:

    1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

    2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    3. Строить связанное монологическое высказывание  

    Познавательные УУД:

    1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

    VIII.Домашнее задание.

    Упр. 95,101 (слайд 14)

    Записывают домашнее задание.

     

    Список литературы:

    1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник.  – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
    3. http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=37191&cf_id=24


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

    Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

    Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.

    Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

    Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...