Интегрированный урок по русскому языку и биологии "Вода и её лексическое значение" для 5 классов
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Значение воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_i_ee_leksicheskoe_znachenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 20» с. Измайлиха

Красноармейского муниципального района

Приморского края

Интегрированный урок по русскому языку и биологии.

«Вода и её лексическое значение»

Учитель русского языка                             Учитель биологии

первой квалификационной                   первой квалификационной

                 категории                                                  категории

            Косенко Н.П.                                                   Ветрик Е.Ю.

 

Вода и ее лексическое значение.

Задачи: Учащиеся должны:

 1. Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.

2. Уметь определять лексическое значение слова разными способами.

3. Видеть взаимосвязи между природоведением и русским языком (литературой)

Оборудование: физическая карта полушарий; таблица «Круговорот воды в природе», глобус, чистая вода, лед, снег, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания

Биолог. Может ли такое быть на самом деле?

    Удивительные дожди бывают на свете! В самых разных городах выпадает дождь то из селедок, то из лягушек, то из гусениц и даже из старинных монет. Иногда выпадает красный дождь, который напоминает кровь, или вдруг идет белый дождь, как будто с неба льется молоко.        

Все это устрашает ветер. То сильный ветер, пролетая над морем, поднимает к облакам косяк селедок, то ветер увлекает за собой скопление лягушек. Ветер уносит их на многие километры, и потом они падают на головы изумленных людей,

Руссовет. В тексте, который вы сейчас прочтете, слишком часто используется лексический
повтор. Отредактируйте текст.

        

II. Изучение нового материала   

1.Чтобы узнать тему нашего урона, необходимо отгадать загадку:

Б.  В морях и реках обитает.

      Но часто по небу летает.

      А как наскучит ей летать,

      На землю падает опять. (Вода.)

Р. Если на карту Земли посмотреть,

     Земли на Земле всего одна треть.

     Но странный вопрос возникает тогда.

     Планета должна называться Вода!

2. Б. Рассказ учителя: На глобусе или карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое - это вода: океаны, моря, озер, реки. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Отгадывая кроссворд, мы вспомним, как называются различные водоемы. (См. приложение 3)

1. Глядятся в него молодые рябинки.

    Цветные свои примеряют косынки.

    Глядятся в него молодые березки,

    Свои перед ним поправляют прически,

    И месяц, и звезды - в нем все отражается,

    Как это зеркало называется? (Пруд)

2. Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна –

И горька, и солона, (Море)

3. Он без рук, он без ног.

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной.

Ледяной поит водой. (Родник)

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе

Узкий кончик - в роднике.

А широкий в море. (Река)

5. Кто бежит по горным склонам.

Тараторя сам с собой,

А в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой. (Ручей)

Б. Известно ли вам, как назвать одним словом моря, пруды, реки, ручейки, родники?   (Водоемы)

        

Р. На земле есть разные водоемы: пруд, родник, ручей, море, река4.

Б. 1) Какими свойствами наделена вода?

Вода - это вещество без цвета, запаха и вкуса. Может находиться в трех агрегатных состояниях: жидком (собственно вода); газообразном (пар); твердом (лед, снег).Вода может переходить из одного агрегатного состояния в другое (твердое, жидкое, газообразное).

2) При каких условиях вода переходит в газообразное и твердое состояние?

Вода переходит в газообразное состояние при t = 100  0С, а замерзает при t = 0 0С

Давайте прослушаем сообщение о « значение воды в природе» (см. приложение 2)

 Очень важный процесс- круговорот воды в природе. Давайте попробуем узнать, как это происходит из стихотворения:

Откуда берется вода?

Вода появляется из ручейка.

Ручьи по пути собирает река.

Вода полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море,

Моря наполняют запас океана.

Сгущается влага над ним, как сметана.

Она поднимается выше, пока

Не превращается в облака,

А облака, пролетая над нами.

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превращаются весной в ручейки.

Ручьи побегут до ближайшей реки,

Все это и зовут в народе

Круговорот воды в природе,

Воду дают не одни родники.

Тают в горах весной Ледники.

Р. Вода в стихотворении как живая. С помощью каких слов это достигается. Эти слова употреблены в стихотворении в переносном смысле.

Б. Как осуществляется круговорот воды в природе?

Огромные массы воды испаряются с поверхности океана и дают начало облакам, которые переносятся ветрами на сотни и тысячи километров, Облака частично снова отдают свою воду океану, а часть несут на материк

Велика роль рек, подземных вод. Они образуют потоки вод, несущих живительную влагу с материков в сторону океанов. В полярных районах, на вершинах высочайших гор вода находится в твердом виде и на сотни и тысячи лет изымается из общего круговорота. Если бы растаяли льды Арктики и .Антарктики, уровень Мирового океана поднялся бы на 50 м.

Р. Я землей рождено, я в_дой вспоено,        

Взращено средь н_бесной равнины,        

Отдыхаю в г_pax, исчезаю в м_рях,

 Я меняюсь, но нет мне кончины.

Б. Какое значение имеет вода в природе? Давайте прослушаем сообщение о «Роль воды
в жизни растений, животных, человека».
(См. приложение 2)

Р. Работа с текстом. 

Без воды не может быть жизни. Для многих растений и животных эmo среда обитания, необходимое условие для выполнения жизненно важных функций, питания, дыхания, передвижения, размножения.

Весной во время таяния льда и снега вода может осуществлять разрушительную
работу: способствовать образованию оврагов; вымывать плодородный слой почвы,
образовывать пещеры. Вытекающая из-под земли вода образует источники, нередко
обладающие целебными свойствами.

        

Б. Давайте закончим заполнение кроссворда.

6. Пушистая вата        

   Плывет куда-то:        

   Чем вата ниже,        

    Тем дождик ближе. (Облако)        

7.Я живу под самой крышей.

   Даже страшно глянуть вниз.

   Я могла бы жить и выше.

   Если б крыши там нашлись, (Сосулька)

Б. Давайте подведем итог нашего урока.

Рассказ: Вода занимает 71% всей поверхности нашей земли. С незапамятных времен в доисторические времена первые существа всего животного и растительного мира обитали в воде. Если сможете, представьте себе на мгновение, что вода на Земле вдруг исчезла.. Поникли пожелтевшие от жажды деревья, травы, тусклые смерчи пыли закружились в воздухе, закрывая от глаз людских солнце, на зубах скрипит песок, из водопроводного крана слышится голодное урчание, Тебе нечего пить, ты страдаешь от голода, словно затерялся в безводной, палящей пустыне. Да и в самом деле Земля стала пустыней, потому что моря и реки мгновенно испарились или ушли в глубь планеты, в ее недра Обитатели водного мира гибнут: бессильно ударяет хвостом, поднимая тучи пыли, когда-то могучий кит, распластал свои некогда могучие щупальца скат, и уже никому не страшна огромная пасть акулы. Корабли и подводные лодки завязли в пыли пустынь, образовавшихся там, где раньше катили бурливые воды бескрайние моря и океаны. Да и какие там еще корабли, если щи сварить - и то не из воды нет! Жизнь остановилась, всему и всем грозит гибель.

Р. Люди, берегите воду

Если руки наши в ваксе.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

 Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без… (воды)

Вывод: Вода нужна всем - и растениям, и животным, и людям.

Домашнее задание:

1.Изучить статью «Вода на Земле» до слов «Воды суши -это..»

2. Сочинение: «Вода в жизни человека».

Приложение 1

Значение воды в природе. 

Академик А. П. Карпинский писал, что вода- это не просто минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода - это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было. «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии. Известно, что состав плазмы крови очень близок к. составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорожденных еще больше - до 3/4. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг - около 80% и даже в костях - 15-20%. Есть живые организмы, содержащие еще большее количество воды, например, картофель - 77%, огурцы -99%, медузы - 99%.

В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны - это не только пути сообщения, но и источники энергии. Они определяют состояние погоды, климат на всем земном шаре.

Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты, но, несмотря на это, воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.

Приложение 2

Роль воды в жизни растений, животных, человека. 

Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать до 99% воды.

Кровь человека и других животных близка по составу к морской воде и разносит по всему организму питательные вещества. Растения тоже получают из почвы минеральные соли в виде водных растворов. Дышать все живое может только влажным воздухом. Испаряясь с поверхности кожи животных, человека и через устьица растений, вода выполняет терморегуляторную функцию. С помощью воды вредные и ненужные вещества выводятся из живых организмов. Без воды не может происходить размножение целого ряда растений (водоросли, мхи, папоротники); животных (рыб, земноводных). С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды. Зимой растения, укрытые снеговой шубой, не вымерзают, а в водоемах, покрытых ледяным панцирем, сохраняется жизнь (так как подо льдом температура воды поддерживается на уровне + 4 °С).

Живые организмы потребляют большое количество воды. Так, подсчитано, что для получения 1 тонны пшеницы нужно около 1500 тонн воды, 1 тонны хлопчатника - 10000 тонн воды. Человеку для нормальной жизнедеятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды. Кроме того, люди используют воду для бытовых нужд, как источник энергии, как средство для передвижения, извлекают из водоемов продукты питания, сырье для промышленности, используют воду в сельском хозяйстве, для поддержания здоровья («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»); вода доставляет человеку эстетическое наслаждение (реки, озера, моря, водопады и т. д.)

Приложение 3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и МХК "СП с разными видами связи" в 9 классе

Урок позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме "Группы предложений с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях" и связать с темой «История и...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике в 7 классе «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий»

Интегрированный урок в 7 классе помогает освоить ученикам теоретическую и практическую части темы "Причастие", развивает умение работать самостоятельно с информационными технологиями, а также повышает...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...