Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике в 7 классе «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Интегрированный урок в 7 классе помогает освоить ученикам теоретическую и практическую части темы "Причастие", развивает умение работать самостоятельно с информационными технологиями, а также повышает мотивацию учащихся к изучению русского языка.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorim_orfogrammy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по русскому языку и информатике в 7 классе.

Урок-практикум

Тема урока: «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы                          МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока:

  1. Гностический аспект (ЗУН):
  1. закрепить теоретические сведения по теме, закрепить навыки правописания НН-Н в причастиях, НЕ с причастиями;
  2. закрепить навыки выделения запятыми причастного оборота;
  3. выработать навыки работы на компьютере.
  1. Развивающий аспект:
  1. составление заданий по теме: «Причастие»;
  2. комплексный анализ текста;
  3. умение работать в группах.
  1. Воспитательный аспект:
  1. Воспитание любви к родному слову, родной природе, художественной литературе.

Оборудование:

  1. Персональные компьютеры.
  2. Презентация.
  3. Тест «Причастие».
  4. Перфокарта «НН-Н в причастиях».
  5. Карточка для индивидуальной работы.
  6. ОК «НН-Н в причастиях», «НЕ с причастиями».

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

(В.И. Даль)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков)

Ход урока

  1. Организация класса.

  1. Сообщение темы, постановка целей и задач.

Учитель начинает урок с  высказываний о причастии В.И. Даля и П. Чеснокова.

  1. Ребята, назовите, пожалуйста, основные виды орфограмм причастий. Какую пунктограмму мы изучали? Мы сегодня остановимся и закрепим правописание НН-Н в причастиях, НЕ с причастиями, запятые при причастном обороте.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Расскажите о правописании НЕ с причастиями, Н-НН в причастиях. Расскажите о постановке запятых при причастном обороте.
  2. Работа в группах.

I, II группы

III, IV группы

Комплексный анализ текста (на фрагменте прозы С. Залыгина). Задание выполняется на компьютере и в тетради (на работу отводится 10-15 мин., после работы на компьютере проводится гимнастика для глаз)

Выполнение теста по теме «Причастие» (по вариантам, самостоятельно)

  1. Проверка выполненных работ.

I, II группы

III, IV группы

Читают вслух текст, дают варианты ответов на поставленные задания

По ключу проверяют тест (каждое задание – 1 балл)

  1. Работа в группах (меняются местами).

III, IV группы

I, II группы

Выполнение задания «Найди лишнее» (задание выполняется на компьютере)

Работа с перфокартой «Н-НН в причастиях» (в перфокарте 27 отверстий; учащиеся вписывают в отверстия нужную орфограмму)

  1. Проверка выполненных работ.

III, IV группы

I, II группы

Дают варианты ответов, обосновывают выбор орфограмм.

Проверка перфокарт (учитель шилом прокалывает отверстия с одной или двумя  -Н-)

  1. Подведение итогов.
  1. Комплексный анализ текста.
  2. Тест «Причастие».
  3. «Найди лишнее».
  4. Результаты перфокарт.

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить орфограммы – гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.
  2. I варианту  выполнить упражнение 134, II варианту – упражнение 149.

Приложение  к  уроку.

Комплексный анализ текста.

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите тип и стиль речи.
  2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
  3. Вставьте недостающие запятые, укажите причастия и причастные обороты. Выделите суффиксы причастий.
  4. Выполните индексы.

По двору бегал п…тнистый крупный пёс ещё (не)сложившийся, с какими(то) смешными движениями, со щенячьим выражением добродушной морды. Сначала пёс пр…вязался2 к гусям. Гуси шли строем, а пёс (не)предвидевший опасности лаял на них. Гусак (не)спускавший с него своих (не)мигающих2 глазок вдруг вытянул дли…ую шею и нацелился прямо в глаз своей маленькой змеиной головкой с шипящим3 клювом. Пёс отскочил в недоумении.

Задание «Найди лишнее».

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Разукраше(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, сорва(н, нн)ый.
  2. (Не)замече(н, нн)а ошибка, (не)отправле(н, нн)ое письмо,                  (не)провере(н, нн)ая работа.
  3. Улыба…щийся ребёнок, проветре…ая комната, вымытые окна.

Составьте аналогичное задание (одно).

Тест «Причастие».

Вариант I

  1. В каком словосочетании даны причастие+существительное?

а) лаявшая собака;

б) волнистые волосы;

в) крикливый ребёнок;

г) солнечное утро.

  1. В каком причастии -ащ, -ящ?

а) пиш…щий человек;

б) се…щийся дождик;

в) пен…щийся поток;

г) кол..щийся предмет.

  1. В каком причастии ущ, -ющ?

а) леч..щий врач;

б) служ…щий чиновник;

в) тревож…щий шепот;

г) колыш…щийся камыш.

  1. В каком слове Н?

а) отправл… ые;

б) отправл…ы;

в) собра…ые;

г) дли..ый.

  1. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)отправленное письмо;

б) (не)отправленное мною;

в) (не)выполненное задание;

г) (не)замечена ошибка.

  1. В каком предложении есть Х, причастие+зависимое слово?

а) Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.

б) Расчищенная дорожка вела к морю.

в) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

Вариант II

  1. В каком словосочетании даны причастие+существительное?

а) дремучий лес;

б) дремлющий ребёнок;

в) шершавые руки;

г) старший брат.

  1. В каком причастии -ащ, -ящ?

а) бор..щиеся спортсмены;

б) шепч…щиеся соседки;

в) стро..щийся стадион;

г) скач…щие кони.

  1. В каком причастии ущ, -ющ?

а) вер..щий всему;

б) терп..щий боль;

в) кле…щий бумагу;

г) стел…щийся туман.

  1. В каком слове Н?

а) засея…ая;

б) засея…а;

в) связа…ая;

г) пусты..ый.

  1. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

а) (не)проверенная работа;

б) (не)проверенная учителем;

в) (не)скошена трава;

г) (не)прочитанная книга.

  1. В каком предложении есть Х, причастие+зависимое слово?

а) Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.

б) Расчищенная дорожка вела к морю.

в) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

Ключи к тесту:

I вариант

а

в

г

б

б, г

а

II вариант

б

в

г

б

б, в

а

Перфокарта «НН-Н в причастиях».

  1. Растворенный, усыпанный, вспахана.
  2. Кипячённый, вареный, жареный.
  3. Усыпанный, маринованный, усыпана.
  4. Гружёный, раненый, решённый.
  5. Освещённый, выполненный, отправленный.
  6. Асфальтированный, построено, рваное.
  7. Засеянный, оформленный, отправлено.
  8. Заражённый, солёный, опущено.
  9. Смешанный, вязаный, квашеный.

Образец перфокарты:

1  

2

3

4

5

6

7

8

9

Н

НН

НН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и информатике и ИКТ

Представленный интегрированный урок по русскому языку и информатике, проводился в профессиональном лицее №45 города Уссурийска Приморского края, в группе 273 обучающейся по профессии повар, кондитер. ...

Интегрированный урок по русскому языку и информатике в 5 классе

Предлагаемый сценарий урока по русскому языку и информатике проводился в 5 классе. Рассматриваемые темы: по русскому языку - "Однородные члены предложения", по информатике - «Редактирование докум...

Интегрированный урок по русскому языку и географии 7 класс

Разработка открытого интегрированного урока(русский язык + география) в 5 – 9 классахиз цикла «Выдающиеся люди России»«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»...

Конспект интегрированного урока истории, русского языка, музыки "Звучащий образ Родины" правописание орфограмм корня, 5 класс

Разработка посвящена проблеме интегрированного урока, позволяющего наиболее эффективно показать междисциплинарную связь...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...

конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил ре...