Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ СПОСОБСТВУЕТ ЭФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект

интегрированного урока русского языка и литературы

на тему «Подготовка к сочинению

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?»

6б класс

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №8 г.Красноармейска»

Пирогова Е.В.

Красноармейск 2022

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «Подготовка к сочинению ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?» в 6б классе

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

1) Обучающие:

1.Формирование предметных УУД

2. Освоение композиции сочинения-рассуждения в работе с нравственными понятиями

3.Обучение построению сочинения в соответствии с критериями задания 9.3 ОГЭ;

2) Воспитательные:

1.Формирование личностных УУД (путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащегося в необходимости доброты, милосердия, сострадания).

3) Развивающие:

1. Развитие регулятивных УУД (образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий).

2.Развитие коммуникативных УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, повышение культуры речи).

3.Развитие познавательных УУД (поиск информации, анализ, преобразование информации).

Задачи:

  1. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
  2. Подготовить материал для сочинения с использованием рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

Ход урока:

1. Стадия вызова.

1.Анализ эпиграфа:

«Во внутреннем мире человека доброта-это солнце»». 

- Как вы понимаете это высказывание писателя 19 века В.Гюго? Согласны ли с ним?

2.Что такое доброта?

3.Что подчёркивается в добром человеке в высказываниях великих людей?

  • Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
  • Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)
  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Бэкон Ф.)
  • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.(Толстой Л. Н.)
  • Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.(Толстой Л. Н.)

- Какиеми качествами обладает добрый человек? ( милосердный, умеющий чувствовать чужую боль, сострадающий, неравнодушный, способный на жертвы, бескорыстный)

- Подберите синонимы к слову доброта. Какие ассоциации возникают с этим словом? (самое важное качество души человека, милосердие, сострадание, человечность; солнце, тепло, свет).

Составление определения понятия ДОБРОТА. (Доброта – это лучшее качество души человека, неравнодушного, умеющего чувствовать чужую боль, милосердного и бескорыстного. Доброта – это солнце, освещающее жизнь людей.)

Проблемная беседа

1.А в жизни вы встречали добрых людей?

2.А  можете ли сказать о себе; «Я – добрый человек»? Докажите, приведите примеры своих поступков.

3.Знаем ли мы литературных героев – людей, по-настоящему добрых? (Жанна из рассказа «Бедные люди»)

2. Стадия осмысления.

1. Найдите цитаты, передающие состояние героини, подтвержающие действия доброго человека. (Зачитываются фрагменты текста)

1. В рыбачьей хижине тепло и уютно.

2.Плохое вдовье дело...

3.Не могла не сделать то, что сделала.

4.Точно мучит её совесть...

5.Как-нибудь перебьемся!


2. Аналитическая беседа по тексту

- Какие взаимоотношения в семье?

- Как описана забота родителей о детях?

- Почему отец рыбачит в бурю?

- О чем думает Жанна?

- Что случилось у соседки?

- Почему Жанна решила её проведать?

- Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?

- Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?

- О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?

- Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть? (Когда сделает что-то плохое). Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

- Почему она стала бояться мужа? (приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам)

- Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
- Что ей скажет муж, когда узнает о детях?

- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?

- В каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

- О чем этот рассказ? (О доброте)

- Какова главная мысль этого рассказа? (Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)

- Какие качества проявили Жанна и её муж? (В первую очередь они проявили милосердие).

Лексическая работа:

Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

- Имя главной героини – Жанна.. Жанна – дающая благо, добро.

Значит, доброта и милосердие – близкие синонимы, качества, не существующие друг без друга.

Вспомните известный вам цикл И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». Предлагаю прочитать стихотворение «Два богача»

 (читает ученик).

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых— я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку,— говорила баба,— последние наши гроши на нее пойдут,— нé на что будет соли добыть, похлебку посолить.
— А мы ее… и не соленую,— ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Аналитическая беседа.

- Что объединяет произведения И.С Тургенева и Л.Н.Толстого?

Душевное богатство крестьянского семейства в их доброте, стремлении помочь, несмотря на собственную бедность.

Тот же свет доброты в душах Жанны и её мужа.

3. Работа по составлению сочинения. (записи оформляются в черновиках)

Вспомним композицию рассуждения о нравственных понятиях (композиция сочинения отработана ранее на сочинении ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ? после изучения произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

  • Составим предложения для вступления: ( Доброта… Такое необходимое человеку качество. Что мы называем добротой? На мой взгляд, доброта – это … Поэтому добрым человеком, по-моему, можно считать … )
  • Переходим к основной части – доказательству собственного мнения, не забываем, что необходимо привести два примера из художественной литературы, демонстрирующих поступки добрых людей. (В рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди» Жанна, главная героиня, необыкновенно добра и милосердна. Она … (описываем действия Жанны по спасению детей, стараясь свести пересказ к 2 предложениям)

  В качестве второго аргумента 1 группа (средний уровень) приводит пример из этого же рассказа (Муж Жанны – рыбак, мужчина, на котором лежала ответственность за содержание большой семьи. В эту ночь он чуть не погиб в море, вернулся без улова. Но и он неравнодушный, добрый человек. Герой … (сообщение о его предложении взять детей умершей соседки в одном предложении), 2 группа (высокий уровень) приводит пример, используя стихотворение «Два богача», самостоятельно формулируя предложения (разрешается пользоваться справочником с записями по композиции, примерами шаблонов)

  • Составляем заключение, содержащее выводы. (Как приятно понимать, что … Добрые люди преображают мир, делают его …)

3. Стадия рефлексии.

Подытожим наше работу: составим синквейн

Добрый человек

Неравнодушный, милосердный

Понимает, помогает, любит

Добрый человек наполняет мир светом

Лучший

Заключительное слово учителя

Доброта – основа всех лучших качеств человека, поэтому добрые люди – хорошие люди, благодаря которым мы чувствуем, что такое настоящая дружба, любовь, забота, взаимопонимание. По мнению Толстого, доброта – это «единственное одеяние, которое не ветшает».

Домашнее задание: проверить черновик, редактировать при необходимости, оформить сочинение в тетради (черновики - на каждом стоит подпись учителя -  сохраняем, вкладываем в тетради)



Предварительный просмотр:

С каждым годом модель контрольно-измерительных материалов для проверки знаний по русскому языку в 9 классах, на мой взгляд, становится сложнее. Очевидно, что сокращение тестовой части, давно переставшей быть классическим тестом, и одновременное расширение тематического охвата в каждом из заданий приводят к низким результатам наших учеников и поиску новых форм подготовки к экзамену. Не секрет, что каждый учитель русского языка работает на перспективу и точно знает цену каждой темы: любая неотработанная орфограмма или пунктограмма, непОнятый этап анализа словосочетания или предложения аукнется в 9, 11 классах при подготовке к экзамену. Я убедилась в том, что коллегами найдено множество оптимальных форм, предполагающих высокие результаты наших учеников.

Я же, будучи недавно членом муниципальной комиссии по проверке работ по русскому языку на репетиционном экзамене, увидела очевидные трудности в выполнении задания 9.3. И хотя наилучшие приёмы в подготовке к сочинению всеми уже отобраны, тексты девятиклассников не всегда соответствуют требованиям.  Поэтому я решила поделиться одной из форм подготовки к заданию 9.3.

Напоминать композицию сочинения не буду: не хочу отнимать время. Введение в тему сочинения 9.3 вопроса, конкретизирующего нравственное понятие, по-моему, облегчает получение 2 баллов по первому критерию. Отвечая на вопрос, выпускник неизбежно включает комментарий. Именно с комментарием, расширением понятия у многих девятиклассников возникали трудности. Теперь же важно научить формулировать чётко ответ на вопрос, то есть заявить тезис, который станет стержнем сочинения.

Проблем с подбором аргумента из текста, как правило, нет. Однако иллюстрация из жизненного опыта часто ставит учеников в тупик. Учу своих учеников, что жизненным опытом мы должны считать опыт общества: художественную литературу, жизнь учёных, писателей, художников, композиторов – известных людей. Это помогает девятиклассникам использовать знания по разным предметам и показывает, как важен широкий кругозор. Конечно, история о вовремя снятом с высокого дерева котёнке демонстрирует проявление заботы о братьях наших меньших, но, учитывая, что через несколько месяцев после получения аттестата за основную школу ребята уже начнут проявлять себя в сочинениях формата допускного, я стремлюсь ставить перед учениками планку другого уровня.

Для того чтобы показать связь изучаемых произведений по программе литературы с сочинением по русскому языку, провожу сочинения, интегрируя работу по литературе и подготовку к заданию 9.3. Произведение становится текстом, на основе которого нужно написать сочинение в соответствии с требованиями к композиции сочинения ОГЭ по русскому языку (из произведения нужно привести два аргумента для иллюстрации тезиса, а тезис должен стать стержнем сочинения с микровыводами и кольцевой композицией).

Так, по произведению «Слово о полку Игореве» были предложены темы:

  • Что такое любовь к Родине? Как проявляется любовь к Родине?
  • Что такое жизненный опыт? Что значит жизненный опыт для человека, имеющего власть?

При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» были написаны сочинения по темам:

  • Что такое любовь? Почему любовь бывает слепа?
  • Что такое цель жизни? Когда цель жизни человека вызывает презрение?

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Темы:

  • Что такое дружба? В каком случае невозможна настоящая дружба?
  • Что такое любовь? Почему любовь вызывает страдания?
  • Что такое эгоизм? Почему эгоисты обречены на несчастье?
  • Что такое эгоизм? Почему эгоисты делают несчастными окружающих?

В завершении обсуждения романа М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени» составила следующие темы:

  • Что такое счастье? Почему люди бывают несчастны?
  • Что такое смысл жизни? Что значит для человека смысл жизни?
  • Что такое любовь? Почему любовь может заканчивать трагично?
  • Что такое понимание? Почему часто человек сталкивается с непониманием?
  • Что такое драгоценные книги? О чём задумываемся, размышляя о судьбе Григория Печорина?

После подобных письменных работ девятиклассники смело используют в качестве аргумента изученные на уроках литературы художественные произведения. Кроме того, думаю, после подобных заданий проще будет понять структуру допускного сочинения по литературе в 10-11 классах.

Планирую подобную практику использовать и для творческих работ в шестом и восьмом классах. Так постепенно будет пополняться копилка нравственно-этических понятий, а анализ произведений, подчинённый идее того или иного понятия, надеюсь, сохранит в памяти тексты, мысли, чувства.

Думаю, коллеги, объединившись, мы сможем преодолеть все трудности в подготовке ГИА.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Эффективные практики подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Тема выступления: «Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №8 г.Красноармейска»

Пирогова Е.В.

Красноармейск 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Урок по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению-рассказу по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" 5 класс

Урок прводится в 5 классе. Учащиеся знакомятся с особенностями построения рассказа, работают над его составлением, анализируют жанровую картину. Урок носит интегрированный характер....

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...