Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Потапова Наталья Ивановна

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчества К. Г. Паустовского 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению».

Интегрированный урок-проект  русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Цели:

1. освоение понятия «Глагол как часть речи»

2. совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

3.воспитание любви к родине.

Задачи урока:

1.узнать глубже творчество К.Г.Паустовского;

2. научиться обобщать исследования в  таблицах;

3. закрепить навыки работы с текстом ;
4. приобрести навыки аргументации, оформления своих мыслей и впечатлений от художественного произведения, участия в обсуждении;
5.научиться оформлять результаты своих поисков;
6.научиться работать над заданиями в группе.
7.научиться представлять свою работу, аргументировать свою позицию.

  В уроке-проекте использованы следующие методы:

проблемно-поисковый, самостоятельной работы, обобщения.

Ожидаемые результаты:

  1. обучающиеся знакомятся с  особенностями  комплексного анализа текста;
  2. учатся  анализировать текст и делать языковые разборы;
  3. учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.

Характеристика урока-проекта:

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература).

  1. Планирование

Класс разделен на 5 групп («звездочек»). Каждая работает над своим заданием

1-я группа анализирует текст, определяет его языковые особенности;

2-я группа работает над исправлением текста и систематизацией орфограмм ;

3-я группа демонстрирует умение выполнять различные грамматические разборы;

4-я группа работает над выявлением выразительных средств текста и составлением текста по аналогии;

5-я группа распределяет глаголы по их значениям

  1. Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.

Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. 

- Знаете ли вы, что такое глагол?

Звучат ответы учеников

Учитель: Без сомнения, вы все правы. Глагол – это одна из самостоятельных частей речи.

В старославянском языке «глагол» означал «слово», «мысль», а «глаголать» – «говорить». Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэта-пророка особенное. Давайте послушаем.
Восстань, Пророк! И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом «глагол» называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Звучат ответы детей

I .Целеполагающий этап

Верно. Мы  докажем, что глагол, действительно очень важная часть речи, отправившись в гости к К.Г.Паустовскому. Совсем недавно на уроках литературы мы знакомились с творчеством этого замечательного писателя. Перед вами  отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Мой дом»  Прочитаем его.

Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах)

  II.     Аналитический этап

    Каждый ученик самостоятельно или группой  подбирает информацию в соответствии со своим заданием.

Задания для 1-ой группы.

1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

2.Определите тип речи.

3. С какой целью использованы глаголы в очерке? Какова их смысловая нагрузка?

4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.

5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?

6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с с ч.№3 учебника)

Задания для 2-ой группы.

В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие  знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.

Задания для 3-й группы.

Выполнить морфологический разбор глагола. Выписать предложения разного типа (нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам. Какую роль выполняют в них глаголы? Выписать глагольные словосочетания  разного типа.

     Задания для 4-ой группы.

1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?

2.Составить аналогичный текст на тему: «Зимнее утро»

Задания для 5 группы.

Распределить глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.

III    Физкультминутка

IV.    Этап обобщения информации.

На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в соответствующие графы таблицы.  

V/Этап презентации

Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты  оценивают выступающую  группу.

VI/Домашнее задание: стр.123-125 пересказать; упр. № 897

VII/ Рефлексия.

Анкета:

  1. Как вы оцениваете урок-проект?
  2. Что вам понравилось в данном уроке?

Приложение

Задания для 1 группы.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

2.Определите тип речи.

3. С какой целью использованы глаголы в рассказе? Какова их смысловая нагрузка?

4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.

5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?

6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с   учебником ч.3)

Задания для 2 группы.

Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие  знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.

Задания для 3группы.

Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

Выполнить морфологический разбор любого глагола.

Выписать предложения разного типа ( нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам.

Какую роль выполняют в них глаголы?

Выписать глагольные словосочетания  разного типа.

Задания для 4группы.

Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?

2.Составьте аналогичный текст на тему: « Зимнее утро»

Задания для 5 группы.

Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

Распределите глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.

Таблица №1

Тема текста. Заглавие

Определите тип речи.

С какой целью используются глаголы в тексте?

Определите лексическое значение слов

рожок, отвесный дождь, околица.

Определите вид глаголов, использованных в тексте

Определите значения глагольных  приставок

Таблица №2

безударная гласная в корне слова

непроизносимая согласная в корне слова

приставки

на з-с

правописание тся-ться в глаголах

правописание

безударных окончаний глаголов

чередование о-а в корне раст-(ращ-)-рос

Таблица №3

распространенное предложение

нераспространенное предложение

предложение без сказуемого

глагол+ существительное

глагол+наречие

глагол+глагол

Таблица № 4

метафора

олицетворение

эпитет

Текст по аналогии.  Весеннее  утро.

Таблица № 5

трудовые процессы

движение

состояние человека;

состояние природы

процессы мысли и речи

проявление цвета.

Оценочный лист

№ группы

Быстрота выполнения задания

Чёткое, грамотное выполнение задания

Наличие примеров

Выводы

Дисциплина и слаженная работа группы

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".  Содержит игровой материал и задания. Также включены задания из учебника Ладыженской....

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

Урок проводится  в 4 четверти . Учащиеся вспоминают изученное о глаголе, определяют  морфологические признаки, синтаксическую функцию. На уроке используется презентация "Глагол как часть реч...

Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи

Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе...