Главные вкладки

    Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Потапова Наталья Ивановна

    Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчества К. Г. Паустовского 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл glagol_kak_chast_rechi.docx24.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению».

    Интегрированный урок-проект  русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

    Цели:

    1. освоение понятия «Глагол как часть речи»

    2. совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

    3.воспитание любви к родине.

    Задачи урока:

    1.узнать глубже творчество К.Г.Паустовского;

    2. научиться обобщать исследования в  таблицах;

    3. закрепить навыки работы с текстом ;
    4. приобрести навыки аргументации, оформления своих мыслей и впечатлений от художественного произведения, участия в обсуждении;
    5.научиться оформлять результаты своих поисков;
    6.научиться работать над заданиями в группе.
    7.научиться представлять свою работу, аргументировать свою позицию.

      В уроке-проекте использованы следующие методы:

    проблемно-поисковый, самостоятельной работы, обобщения.

    Ожидаемые результаты:

    1. обучающиеся знакомятся с  особенностями  комплексного анализа текста;
    2. учатся  анализировать текст и делать языковые разборы;
    3. учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.

    Характеристика урока-проекта:

    Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература).

    1. Планирование

    Класс разделен на 5 групп («звездочек»). Каждая работает над своим заданием

    1-я группа анализирует текст, определяет его языковые особенности;

    2-я группа работает над исправлением текста и систематизацией орфограмм ;

    3-я группа демонстрирует умение выполнять различные грамматические разборы;

    4-я группа работает над выявлением выразительных средств текста и составлением текста по аналогии;

    5-я группа распределяет глаголы по их значениям

    1. Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.

    Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя. 

    - Знаете ли вы, что такое глагол?

    Звучат ответы учеников

    Учитель: Без сомнения, вы все правы. Глагол – это одна из самостоятельных частей речи.

    В старославянском языке «глагол» означал «слово», «мысль», а «глаголать» – «говорить». Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэта-пророка особенное. Давайте послушаем.
    Восстань, Пророк! И виждь, и внемли!
    Исполнись волею моей.
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.

    Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом «глагол» называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

    Звучат ответы детей

    I .Целеполагающий этап

    Верно. Мы  докажем, что глагол, действительно очень важная часть речи, отправившись в гости к К.Г.Паустовскому. Совсем недавно на уроках литературы мы знакомились с творчеством этого замечательного писателя. Перед вами  отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Мой дом»  Прочитаем его.

    Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах)

      II.     Аналитический этап

        Каждый ученик самостоятельно или группой  подбирает информацию в соответствии со своим заданием.

    Задания для 1-ой группы.

    1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

    2.Определите тип речи.

    3. С какой целью использованы глаголы в очерке? Какова их смысловая нагрузка?

    4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.

    5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?

    6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с с ч.№3 учебника)

    Задания для 2-ой группы.

    В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие  знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.

    Задания для 3-й группы.

    Выполнить морфологический разбор глагола. Выписать предложения разного типа (нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам. Какую роль выполняют в них глаголы? Выписать глагольные словосочетания  разного типа.

         Задания для 4-ой группы.

    1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?

    2.Составить аналогичный текст на тему: «Зимнее утро»

    Задания для 5 группы.

    Распределить глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.

    III    Физкультминутка

    IV.    Этап обобщения информации.

    На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в соответствующие графы таблицы.  

    V/Этап презентации

    Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты  оценивают выступающую  группу.

    VI/Домашнее задание: стр.123-125 пересказать; упр. № 897

    VII/ Рефлексия.

    Анкета:

    1. Как вы оцениваете урок-проект?
    2. Что вам понравилось в данном уроке?

    Приложение

    Задания для 1 группы.

    Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

    На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

    Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

    Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

    Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

    1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

    2.Определите тип речи.

    3. С какой целью использованы глаголы в рассказе? Какова их смысловая нагрузка?

    4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.

    5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?

    6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с   учебником ч.3)

    Задания для 2 группы.

    Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

    На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

    Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

    Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

    Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

    В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие  знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.

    Задания для 3группы.

    Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

    На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

    Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

    Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

    Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

    Выполнить морфологический разбор любого глагола.

    Выписать предложения разного типа ( нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам.

    Какую роль выполняют в них глаголы?

    Выписать глагольные словосочетания  разного типа.

    Задания для 4группы.

    Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

    На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

    Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

    Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

    Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

    1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?

    2.Составьте аналогичный текст на тему: « Зимнее утро»

    Задания для 5 группы.

    Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…

    На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.

    Я иду в пустую баню кипячу чай.  на печке  завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

    Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.

    Я отплываю в  туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться)  запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…

    Распределите глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.

    Таблица №1

    Тема текста. Заглавие

    Определите тип речи.

    С какой целью используются глаголы в тексте?

    Определите лексическое значение слов

    рожок, отвесный дождь, околица.

    Определите вид глаголов, использованных в тексте

    Определите значения глагольных  приставок

    Таблица №2

    безударная гласная в корне слова

    непроизносимая согласная в корне слова

    приставки

    на з-с

    правописание тся-ться в глаголах

    правописание

    безударных окончаний глаголов

    чередование о-а в корне раст-(ращ-)-рос

    Таблица №3

    распространенное предложение

    нераспространенное предложение

    предложение без сказуемого

    глагол+ существительное

    глагол+наречие

    глагол+глагол

    Таблица № 4

    метафора

    олицетворение

    эпитет

    Текст по аналогии.  Весеннее  утро.

    Таблица № 5

    трудовые процессы

    движение

    состояние человека;

    состояние природы

    процессы мысли и речи

    проявление цвета.

    Оценочный лист

    № группы

    Быстрота выполнения задания

    Чёткое, грамотное выполнение задания

    Наличие примеров

    Выводы

    Дисциплина и слаженная работа группы

    1

    2

    3

    4

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

    Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

    урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

    урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".  Содержит игровой материал и задания. Также включены задания из учебника Ладыженской....

    План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

    Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".

    Урок проводится  в 4 четверти . Учащиеся вспоминают изученное о глаголе, определяют  морфологические признаки, синтаксическую функцию. На уроке используется презентация "Глагол как часть реч...

    Итоговое тестирование по русскому языку в 7 классе. Тема: Глагол как часть речи.

    В тестирование включены задания по определению морфологических признаков и синтаксической роли глагола....