Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Лекомцева Светлана Евгеньевна

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и литературе

по теме "Комплексный анализ текста на основе

романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Тип урока: повторение и систематизация изученного в 9 классе.

Цели урока: 

1)  предметные:

  1. научить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики.
  2. продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка.
  3. подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
  4. развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  1. познавательные способности;
  2. логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  3. умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  4. внимание, память, эмоциональную сферу;
  5. коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  1. положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы;
  2. уважительное, бережное отношение к родному языку;
  3. умение рационально использовать время;

Методы работы:   постановка проблемных вопросов, решение лингвистических задач.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: стенд, оформленный по теме урока, мультимедийная презентация, отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на столах учащихся, раздаточный материал.

Мотивационно-целевой этап 5 минут:

Задачи этапа:

  1. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
  2. Организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФормируемыеУУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эиоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса

Фронталь-ная, индивиду-альная

1. Показывает таблицу с ключевыми словами, предлагает обучающимся сформулировать цели урока с помощью этих слов

2. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Формулируют цели урока, опираясь на полученные знания прошлых уроков.

2. Формулируют вопросы.

Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.

ЛичностныеУУД: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Обсуждение целей урока.

На доске развешаны карточки с целями урока.

Задача: распределить их по важности для учащегося, мотивировав свой выбор.

Распределение целей урока по их важности для учащихся с пояснением своего выбора

(5 минут).

Учитель: А теперь мы определим, о каком произведении великого поэта пойдет речь сегодня на уроке.

Создание проблемной ситуации:

На протяжении многовековой истории языка его система звуков преобразуется; при этом звучание отдельных слов может до неузнаваемости измениться. Изменения звуков подчинены обычно строгим закономерностям (фонетическим законам). Давайте предположим, что развитие русского языка пошло бы в соответствии с некоторой воображаемой совокупностью фонетических законов. Тогда один из хорошо известных текстов приобрёл бы в «новорусском» языке следующий вид (правила чтения букв те же, что и в обычном русском языке):

 Ма тАта сАми сИни рАви,

КатА ни сУку санимА,

ЙА вувасА сипА сатАви

русИ витУма ни ми мА.

 ЙивА римИ рукИ навУка;

На, пАси мА, какАйа кУка

ПанИ ситИ йи тИ йи нА,

 Ни йакатА ни саку рА!

КакАйи нИкайи кавАва

ПарусивАва сапарА,

 ЙимУ патУки парарА,

ПисАна панасИ рикАва,

ТикА йи тУмара сипА:

КатА си са вама типА!

 Задание 1. Определите, что это за текст.

Задание 2. По каким фонетическим законам образовался язык, на котором написан этот текст?

 К какому языку — устному или письменному — они применялись? Докажите.

Какова основная закономерность «новорусской» звуковой системы?

Решение задачи .

 Задание 1. Предложенный текст — начальная строфа первой главы «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чёрт возьмёт тебя!»

Задание 2. Основная закономерность «новорусской» звуковой системы состоит в том, что каждый слог имеет структуру СГ, то есть состоит из одного согласного и следующего за ним гласного.

Фонетические правила применялись к устному языку, что видно из преобразования слов его → йива, полуживого → парусивава, где букве г, передающей звук [в], соответствует в «новорусском» в (в случае применения правил к письменному языку было бы к).

Дополнительные вопросы учителя:

-Фонетическая система какого языка вам ближе и почему?

-Что потерял или приобрел текст Пушкина в "новорусском" языке?

-Назовите фонетические средства художественной выразительности? (звукопись: аллитерация и ассонанс).

-Есть ли в тексте романа Пушкина такие средства?

-Приведите примеры.

-Определите роль звукописи в тексте произведения (создание музыкального строя речи)

(Решение учащимися лингвистической задачи занимает 10 минут)

Ориентировочный Этап:

Задачи: •  Актуализация опорных знаний и способов действий.

(Презентация по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и обсуждение данной презентации с учащимися)

Учитель: Итак, мы определили роль звукописи в тексте Пушкина «Евгений Онегин».

Мы знаем, что «Евгений Онегин» - это первый реалистический роман в стихах.

  1. А как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения? («собранье пестрых глав»)
  2. Почему «пёстрых глав»? (каждая глава- отдельная жизнь, роман можно закончить на любой главе)
  3. К каким эпизодам романа вы хотели бы нарисовать иллюстрации?
  4. А сейчас мы попытаемся вспомнить тематику и проблематику данного романа, Девочки Даша и Аня приготовили небольшую презентацию, которую мы посмотрим и обсудим.

(Вопросы по презентации:

1) Можно ли Онегина назвать застывшей картинкой?

(нет, Онегина нельзя назвать застывшей картинкой, т.к. он живёт и развивается, поэтому то, что было для него невозможно в начале романа, может быть возможно в конце романа. После путешествия мы видим совершенно другого Онегина).

2) Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?

  (проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика)

Поисково-исследовательский этап:

Чтение статьи по теме: "Выразительные средства фонетики русского языка" с пометками:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Выразительные средства фонетики

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях и, главным образом, в поэзии используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрИю.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь. 
(А.С. Пушкин)

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

 

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются.

Например, в строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: 
Но в искушеньях долгой кары, 
Перетерпев с
удеб удары, 
Окрепла Русь. 

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например: 
Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры 
эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-
бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — 
мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому 
не до выдр
(И. Северянин)

 

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Например:
Знакомым шумом шорох их вершин...
(А.Пушкин) Речь о соснах.

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма.

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам 
по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то 
поколочу.
(А. С. Пушкин)

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Основные функции звукописи

  1. Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. 
  2. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. 
  3. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы.
  4. Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов.
  5. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Приложение №2

«V» - знал раньше
«+» - новое
«?» - есть вопрос, непонятно
«!» - это интересно
«-» - противоречит тому, что я думал раньше

Обсуждение прочитанного с учителем (весь этап работы занимает 10 минут).

Практический этап

1.Работа в парах. 9 карточек!

Учитель.- А сейчас поработаем в парах. Вы получите отрывки из романа А.С. Пушкина, и каждая пара учащихся ищет в них фонетические средства художественной выразительности, пользуясь теоретическим материалом и доказывая свое мнение. Так же вы найдёте вопросы, связанные с содержанием данного произведения. У вас должен получится единый связный текст, а не отдельные ответы на вопросы. Приступаем к работе.

(Учитель выдает карточки с отрывками)

В каждой карточке есть вопросы из фонетических средств художественной выразительности и из литературы.

(10 минут обдумывание  + 15 минут защита на всех).

(задаются вопросы по карточкам на знание текста)

  1. Если бы каждая глава имела своё название, как бы вы её озаглавили? (История болезни души Онегина)
  2. В каком университете учился Владимир Ленский? (По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской. Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Выпускники Геттингенского университета, знакомые Пушкина, принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев).
  3. Проверим, как внимательно читали произведение. Укажите отчество сестёр Лариных. (Дмитриевны. «Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир..»)
  4. Обратите внимание на слово “облатка”. Что бы такое оно могло обозначать? (“облатка” – бумажный проклеенный кружочек, какими в пушкинские времена часто заклеивали письма)
  5. Всегда ли Онегин был равнодушен и к людям, и к чувствам? ( нет, когда-то и он был чувственен « получив посланье Тани,

                               Онегин живо тронут был...

                               ... И в сладостный, безгрешный сон

                               Душою погрузился он.

                               Быть может, чувствий пыл старинный

                               Им на минуту овладел;

                               Но...»

  1. В дни каких праздников Татьяне снится вещий сон? (Святки)
  2. Кто был секундантом Онегина на дуэли? (Камердинер, француз месье Гильо)
  3. В каком городе происходят события 8 главы? (в Москве)
  4. Какой титул имел муж Татьяны Лариной? (Генерал-воинское звание, князь-дворянский титул. В романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал» , его фамилия не упоминается, и он князь. А Татьяна, следовательно становится княгиней после замужества.

Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

 (потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века)

  1. Практическая работа по типу тестирования ЕГЭ по литературе по роману Пушкина (10 минут).

Приложение №3

Работа проверяется учителем е после урока.

 

Рефлексивно-оценочный этап.

Осмысление процесса и результата деятельности.

Беседа с учащимися

-Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

- В начале урока вы распределяли цели по их значимости для себя лично. Изменилось ли теперь ваше мнение и почему?

- Понравился ли вам такой тип урока и считаете ли вы целесообразным проводить такие уроки чаще? и Почему?

 

Благодарим учащихся за урок.

Подведение итогов урока  - 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс

Аннотация УМП      УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем           математики,  как запись натуральных ч...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...

Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс  не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...