Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте» (на материале рассказа К.Д.Паустовского «Телеграмма»).

Цели:1)Образовательная: знакомство  с понятием «обособление членов предложения», их смысловой функцией;

2)Развивающая: продолжить работу по развитию речи учащихся – её точностью, выразительностью, полнотой, учить комплексному анализу текста;

3)Воспитательная: воспитание сочувствия, сострадания, внимания, любви к близким людям.

Задачи:

  • Повторить и отработать умение находить и выделять на письме обособленные члены предложения;
  • выработать умения, навыки распознавания обособленных членов  в художественном произведении и научить употреблять их в собственной речи;
  • провести исследование по рассказу Паустовского и выявить тему, идею, смысл названия, настроение данного произведения, выявить авторское отношение и роль обособленных членов предложения в выявлении авторской позиции;
  • выявить личностное отношение учащихся к рассказу Паустовского и к его героям;                    

Оборудование: презентация MicrosoftPowerPoint, текст рассказа К.Паустовского «Телеграмма», таблица для заполнения цитат.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока:

  1. Организация класса. Определение темы, целей и задач урока.

Доброе утро, уважаемые гости и учащиеся. Когда-то И.С.Тургенев написал строки, известные сейчас любому из нас: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ор судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». И сегодня нам с вами предстоит еще раз убедиться в величии и могуществе, в неисчерпаемом богатстве русского языка. Мы с вами проведем небольшое исследование и увидим, как, казалось бы, не столь значительные конструкции выполняют в речи и при анализе художественного произведения важные функции. Но, обо всем по порядку. И начнем мы с вами того, что нами было уже изучено.

  1. Актуализация изученного материала

На доске три предложения: с причастным, деепричастным и сравнительным оборотами:

Ольга, не успевшая вовремя собраться, опоздала на электричку.

Дочитывая последнюю главу повести, Олег сожалел о том, что книга так быстро закончилась.

Обширная и ровная, как бесконечное море, степь уходила вдаль.

- Мы с вами уже многое знанием о пунктуации простого предложения. Используя свои знания, объясните расстановку знаков препинания в приведенных предложениях.

Всегда ли мы выделяем причастный и деепричастный обороты?

Что нам указывает на наличие сравнительного оборота в предложении? (сравнительные союзы как будто, словно, точно и т.д.).

И на письме, что мы делаем с вами в разных случаях с названными  оборотами? (выделяем запятыми или, другими словами, обособляем).

И с сегодняшнего урока мы с вами введем в нашу речь еще одно понятие – обособление. Давайте попробуем сформулировать определение этому лингвистическому термину. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

- Обратимся к словарю для самопроверки.

Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

                                                                        В. Даль

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

                                Краткий справочник по современному русскому языку.

4. Объяснение нового материала.

- Исходя из всего вышесказанного нами , давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (обособленные члены предложения).

- Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Пешковский. Давайте сейчас вспомним, что мы уже с вами про них знаем.

Аналитическая беседа.

- Могут ли обособлять главные члены предложения? (Обособленными могут быть только  второстепенные члены предложения).

- Почему? (обособленные члены предложения не несут основной информации, они только дополняют ее. Выделение их на письме запятыми придает им самостоятельность. При определении границ  мы можем извлечь обособленные члены из предложения, и смысл его не поменятся).

- Правильно, обособленные члены предложения только дополняют различные слова. Например, какой член предложения поясняет деепричастный оборот или деепричастие? (сказуемое). А причастный оборот? (подлежащее или дополнение).

- Таким образом, обособляться могут второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения. Давайте в наших «Словарях»  отметим для себя схему.

На слайде – обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения.

- Теперь нам необходимо вспомнить, какие обособленные члены предложения мы уже знаем? Какую синтаксическую роль выполняет причастный оборот? Значит у нас есть обособленные определения, которые выражаются… А какую роль выполняет деепричастный оборот? Значит, есть еще и обособленные обстоятельства, которые выражаются… (обороты: причастные, деепричастные, сравнительные).

Добавление в схеме двух подгрупп

Обособленные определения                  Обособленные обстоятельства

- Какие конструкции относятся у нас к обособленным обстоятельствам, а какие – к определениям? (деепричастные и сравнительные обороты – обстоятельства, причастные и приложения – определения – в схему).

Также в этой подгруппе относятся обособленные определения, но о них разговор у нас пойдет в дальнейшем.

- Кроме того, в русском языке есть еще и обособленные уточняющие члены предложения. С ними мы познакомимся позднее, но в схеме обязательно отметим.

Дополнение схемы.

- Давайте подумаем, а будут ли являться обособленными членами предложения изученные нами обращения и вводные слова? (нет, они не выполняют никакой синтаксической роли).

Схема в «Словарь».

Обособленные члены:

Обособленные члены со значением                           обособленные

добавочного сообщения:                                            уточняющие                        

  • Обособленные определения                              члены

и приложения,                                                            предложения

  • Обособленные обстоятельства

(деепричастные и сравнительные обороты)

5. Закрепление.

- Давайте закрепим на практике правила расстановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

(работа с интерактивной доской – В представленных предложениях расставить и объяснить пропущенные знаки препинания).

6. Анализ художественного текста – рассказ К.Д.Паустовского «Телеграмма».

- То, что обособленные члены предложения вносят дополнительную информацию в предложение, мы уже отмечали. Сейчас нам с вами предстоит разобраться в том, какую роль они играют в художественном произведении. И сделаем мы это на материале рассказа «Телеграмма», который вы прочитали дома.

- Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями о рассказе.

- Как вы поняли, о чем этот рассказ? ( Основная тема – взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности за свои поступки ).

- Расскажите, пожалуйста, немного о  героях рассказа.

( В рассказе две главных героини – Катерина Петровна и ее дочь Настя.

Катерина Петровна живет одна в селе Заборье. Когда-то у нее была насыщенная жизнь, но сейчас она совершенно одинока, так как  единственная дочь ее совсем не навещает. За Катериной Петровной ухаживает соседская девочка и изредка заходит сторож Тихон, чтобы помочь по хозяйству. Дочь Настя живет в Петербурге, регулярно высылает матери денежные переводы, а вот приезжала она последний раз только три года назад ).

- Какую жизненную ситуацию изображает нам К.Паустовский? (Дети вырастают и уезжают от родителей, порой, забывая навещать их совсем).

- Но неужели детям необходимо всю свою жизнь проводить рядом с родителями? (Нет, но забывать о них так, как Настя нельзя, потому что они в свое время вкладывали в детей всю душу, отдавали свои силы, чтобы поставить на ноги.Таким образом, в старости дети просто обязаны поддерживать своих родителей.)

- Но Настя отправляет матери переводы? (Катерине Петровне нужно ее внимание, она чувствует, что ей осталось недолго и просит Настю приехать, но та даже не сразу это осознает).

- Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Поэтому сейчас мы обратимся непосредственно к тексту рассказа, чтобы выяснить, а как автор выражает свою позицию в данном рассказе.

Групповая работа.

- Сейчас мы разделимся на две группы. Задача первой группы – найти в тексте обособленные обстоятельства, которые выражают позицию автора по отношению к героям, вторая группа с этой же целью будет искать обособленные определения. Спустя некоторое время мы совместно обсудим найденные вами варианты. У каждой группы будут таблицы для вписывания цитат.

Катерина Петровна

Настя

Манюшка

Тихон

Катерина Петровна

Обособленные определения:

  • «Последняя его обитательница» – одиночество героини
  • «Сгорбленная, маленькая» – жалость автора
  • «Растерянная»(когда получала деньги) – она ждала не этого
  • «Девушкой-хохотушкой» - перемена в ее жизни
  • Мать учительницы «вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» - внимание посторонних людей к Катерине Петровне, типичность ситуации

          Обособленные обстоятельства

  • «Сидя на краешке продавленного дивана так тихо» - беспомощность

Настя

  • Комната на Мойке «с лепным золоченым потолком» - а мать живет в старом доме
  • Мысль «Брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому незаслуженно забытому скульптору» - помогла Тимофееву, а для мамы не может выкроить время
  • «Взгляд» Гоголя «пронзительный и тяжелый» - угрызения совести
  • Против снега, «хлеставшего ей в лицо» - ничего не замечала после осознания своего поступка

Обстоятельства

  • Спрятала письмо «не читая» - безразличие к проблемам матери
  • Гоголь «смотрел»  «зная ее насквозь», «усмехаясь» - угрызения совести
  • Шла «ничего не видя» - осознание своей вины
  • Поезд ехал «оглашая протяжным предостерегающим криком» - неблагополучный исход
  • Уехала из Заборья «крадучись» - было стыдно перед окружающими

Тихон

Определения:

  • «тощий, рыжий» - жалкая внешность, но много доброты внутри

                      Обстоятельства:

  • Выходил «осторожно прикрыв дверь», «не дождавшись ответа» - деликатное отношение к Катерине Петровне, понимание ее проблем,
  • Отдал телеграмму «криво ухмыляясь» - пытался сделать вид, что рад присланной им же телеграмме, но не мог, зная, что обманывает ее,
  • После вручение телеграммы курил «опустив голову» - искренне переживает.

Манюшка.

Определения:

  • Девчонка, «прибегавшая каждый день» - заботилась о КП.

Обстоятельства:

  • После смерти КП «смотрела, не отрываясь» - искреннее переживание.

Совместное обсуждение результатов.

- Исходя из нашего исследования, какой мы можем сделать вывод об авторской позиции. (Автор не выражает свою позицию открыто, но подобными детальными замечаниями он дает понять, что глубоко сочувствует Катерине Петровне. Поведение Насти он осуждает, но тем не менее он показывает нам ее раскаяние, только, к сожалению, было уже поздно)

- Какой жизненный урок преподает нам Паустовский? (Тихон произносит фразу «За добро плати добром – не будь пустельгой», т.е. пустым человеком и нужно уметь отличать главное от второстепенного.А главное у нас – это наши родители, карьера же всегда второстепенна).

Подведение итогов.

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами выяснили, что обособленные члены предложения, помимо того, что вносят дополнительную информацию в предложение, еще и способствуют выражению авторской позиции.

Рефлексия.

Я узнал,…

Я понял, …

          Я научился, …

Домашнее задание: используя обособленные члены предложения, написать мини-сочинение «Мои семейные ценности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные члены предложения"

Урок выстроен в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения"

Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения" нацелен на повторение изученного по теме "Обособленные члены" в 8 классе, а также содержит материал для подготовки к ЕГЭ....

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...