Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему:
    интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

    Пинаева Ольга Александровна

    интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект   интегрированного   урока   по  русскому   языку и литературе   в   аспекте   требований   ФГОС ОО   «Однородные  члены предложения»   8  класс  (на   материале цитат из Библии и басен  Кузбасского  поэта   А.К.Пинаева,  http://apinaev.ru).

                                                                     Учитель Пинаева О.А.

    Цель: формирование УУД  средствами предметов «Русский язык и Литература».

     Планируемые метапредметные  результаты:

    познавательные ууд

    -применять правила и пользоваться инструкциями;

    -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    -осознанно и произвольно строить сообщения;

    - осуществлять смысловое чтение;

    -использовать знаково- символические средства;

    -анализ, синтез;

    регулятивные ууд

    -формулировать и удерживать учебную задачу;

    -применять установленные правила в планировании способа решения;

    -сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от зталона;

    -осуществлять контроль по результату;

    коммуникативные ууд

    -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения;

    -предлагать помощь и сотрудничество;

    -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    -вести диалог;

    -осуществлять взаимный контроль.

    Планируемые личностные результаты:

    -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

    -навыки сотрудничества в разных ситуациях;

    -самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

    Планируемые предметные результаты:

    Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами,  о разграничении разных функций  союза  и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения;

    формировать пунктуационные и орфографические навыки;

    развивать речь, мышление.

    Вид деятельности обучающихся: работа в командах, театрализованное чтение басни.

     Оборудование: интерактивная доска, таблицы - схемы постановки знаков препинания при однородных членах предложения, Библия, иллюстрации к басням А.К.Пинаева, тексты басен, индивидуальные карточки, тесты, костюмы для инсценировки.

            

    Ход   урока

    1. Орг. момент

    2.  Новая тема

    Словарная работа

            Проецируем предложения:

    «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки».        

            Библия (Екклесиаст, 1,4)

    Род-ряд поколений, происходящих от одного предка.

            Толковый словарь.

    Однородный - относящийся к тому же роду, разряду.

                                                      Толковый словарь.

    Познавательные УУД (применять правила, пользоваться освоенными инструкциями)

    -Объясните постановку запятой в этих  предложениях.

    (Сложное предложение, причастный оборот, однородные члены предложения)

    -По каким признакам вы определили, что в третьем предложении однородные

    члены предложения?

    - Почему же члены предложения называются однородными? В чём их одинаковость?

     Алгоритм определения одн. членов:

            а) отвечают на один и тот же вопрос,

             б) относятся к одному и тому же слову,

            в) являются одинаковыми членами предложения,

            г) равноправны по отношению к друг другу и соединяются                        

            сочинительной связью,

            д) произносятся с интонацией перечисления.

    -Кто догадался, как будет звучать тема урока?

    Познавательные УУД (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель)

    -ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Работа с учебником

    познавательные УУД (использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; сбор и применение информации)

    -Откройте учебник «Теория» стр.153, повторите  сочинительные союзы;

    на стр. 195 написаны  схемы расстановки знаков препинания при сочинительных союзах.  Выпишите.                - Какая схема для вас новая?

    Проецируются схемы  расстановки знаков препинания при однородных членах предложения или вывешиваются таблицы- схемы

    Не столько        ,  сколько

             , но

      и        , и         , и    

            

            , и           , и

      не только              ,  но и

      как             ,  так   и

      хотя и        , но

     

      то        , то

       или        , или        

      если       ,   то

    Вывод:

    1. выделить грамматическую основу предложения,

    2. найти однородные члены предложения по алгоритму,

    3. расставить знаки препинания, опираясь на схемы.

    3. Закрепление материала.

    Коммуникативные УУД (вести диалог, слушать собеседника, Осуществлять совместную деятельность)

    Познавательные УУД (анализ, построение рассуждения)

    1) Инсценировка басни «Лиса и Ёж» с последующим обсуждением и элементами анализа.

    - О чём эта басня?

    -Почему с Ежом случилась беда?

    -Что такое аллегория?

     (Аллегория- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления, черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое создаёт  автор)

    - Кого олицетворяют Лиса и Ёж?        

    (О простодушии, граничившим с глупостью; о непослушании «советовали  мне друзья всегда тебя остерегаться», но неопытный и наивный ёж поступил по-своему;  о желании в угоду моде отказаться от того, что тебе дано Богом.

    Лиса- аллегория зла, Ёж- глупости и непослушания.)

    2). Выборочное письмо.

    Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации)

    Регулятивные УУД (применять установленные правила в планировании способа решения)

    Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация)

    -О какой заповеди напоминает басня  «Лиса и Ёж»?  

     (Ответ: обе заповеди предупреждают об ошибках, которые совершил герой этой басни). Заповеди проецируются на доску

    Проецируются заповеди из Библии:

    1. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперёд и наказываются».

    Цитата из Библии  (Книга Притчей Соломоновых 27,12)

    2.«Когда мудрость войдёт в сердце твоё и знание будет приятно душе  твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого и от человека, говорящего ложь».

    Цитата из Библии (Книга Притчей Соломоновых 2, 10-12)

    -Выпишите ряды однородных членов предложения. Нарисуйте  их  схемы.

    (видит и укрывается, идут и наказываются)

    (от пути и от человека)

    (от команды выходят учащиеся )

    3). Творческая работа  (проецируется начало предложений)

    Познавательные УУД (осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера)

    Коммуникативные УУД (оказывать в сотрудничестве взаимопомощь)

    Конкурс капитанов (капитаны- у доски, команда- на месте.  Команда помогает, если у капитана возникают затруднения).

    -Придумайте  предложения, соответствующие схемам, опираясь на тексты басен (команда работает сообща)

    Басня  «Директор».

    Не только               , но и            ……….         и  

     (Например,  не только медведь, но и другие звери  разворовывали и уничтожали вверенное им имущество)

                                         

            Басня  «Лиса и Ёж».

            

    ,  и        ,и            ,, и        ,            ……

    …характерны для Лисы, живущей обманом.

    (Например,    ложь,  и жестокость, и  коварство  характерны для Лисы, живущей обманом.)

    Басня «Щенок и Ослик».

    И           , и          , и             …        ,и        ……

            (Например,  и деньги, и власть, и высокомерие «вымели» душу Осла до полного опустошения.)

    -Запишите в тетради.

    4). Индивидуальная  работа.  (Карточки)

    Познавательные УУД (подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков)

    Регулятивные УУД (применять установленные правила в планировании способа решения)

    1.-К какой Заповеди направляет мораль каждой басни? Распределите.

    2.- Напишите БУКВЫ предложений, содержащих однородные члены.

    А. Погибели предшествует гордость,        

    падению – надменность.

     (Сложное предложение,

    нет однородных членов предложения,

     подчёркиваются основы).

        Цитата из Библии (Книга Притчей Соломоновых 16, 18).         .

    Б. Глупый верит всякому слову,

     а благоразумный же внимателен

    к путям своим.

    (Сложное предложение, нет однородных членов предложения).

      Цитата из Библии (Книга Притчей Соломоновых    14, 15

    В. Насилие нечистивых обрушится на них,

    потому что они отреклись  соблюдать правду.

    (Сложноподчинённое предложение, нет сочинительного союза).

     Цитата из Библии (Книга Притчей Соломоновых    21, 7).         

            

    Г. Не давайте святыни псам и не бросайте

     жемчуга вашего перед свиньями…

    (однородные сказуемые, сочинительный союз И)

    Цитата из Библии (Евангелие от Матфея. Гл. 7. 6)

                                                                        в. В ком чёрствость, грубость проросли,-

                                                                        в том чуткости уж не  найти.

                                                                          «Щенок и Ослик».

                                                                        г. Где подхалимство, ложь, порука,-

                                                    Понятно всё без лишних слов:

                                                 Там выдвигают свата, друга,

                                  Порой отъявленных ослов.

                                                                            «Директор».

                                                       а. Кто гонит искренних друзей,

                                        Похоже, сам себе злодей.

                                         «Дуб и Муравьи».

                                   д. Наивного всегда

                                         ждут подлость и беда.

                           «Лиса и Ёж».

    Ответ: 1. Ав, Бд, Вг, Га

            2.     Г, в, г, д.

    5) Тестовые задания с последующей взаимопроверкой по образцу.

    Регулятивные Коммуникативные УУД (осуществлять взаимный контроль)

    УУД ( применять установленные правила в планировании способа решения,

                                      использовать установленные правила в контроле способа решения)        

            

            1. Укажите неверное утверждение.

    а) однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

    б) однородные члены равноправны между собой

    в)  однородными членами могут быть слова только одной части речи

            2. Найдите ошибку в употреблении однородных членов предложения.

     а) Ленивая Ворона пила и таблетки, и настои, и микстуры и всё равно

    болела.

     б)  У Бобров характер твёрд и очень сильный.

     в)    И большие Звёзды, и маленькие   Звёздочки -  все были  

    недовольны Луной.

    3.Укажите предложение  с правильно расставленными знаками препинания.

    а) Черты человеческого характера, и поступки, и отношения людей заменяются отношениями животных, или вещей.  

    б)  Басня часто заканчивается кратким заключением- моралью, и в ней разъяснена поучительная мысль басни, и иногда такая мысль появляется в начале басни.  

    в) Аллегория- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления, черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое создаёт автор.

        Ответы: 1.в)       2. б)         3. б), в).

    -Поднимите руки, у кого «отлично»?

    -…. «хорошо»?

           6). Проверочная диагностирующая работа с дифференцированным заданием.

           Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации,  её передача знаково-символическим способом)

           Регулятивные УУД (применять установленные правила в планировании способа решения)

           4 балла        1.    Запишите текст под диктовку. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчёркивайте однородные члены предложения.

           5 баллов      2.    После выполнения первого задания составьте схему однородных членов предложения и схему сложного предложения.

    Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и  устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

    Цитата из Библии (Евангелие от Матфея. Гл. 7. 24.)

    4. Подведение итога урока

    -Какие члены предложения мы называем однородными?

    - Что вы повторили на  уроке?

    -Что узнали нового?

    Самооценка  учебных успехов:

    Личностные УУД (смыслообразование)

    № задания

    Получил результат сам или с помощью?

    Правильно или с ошибкой?

    Отметка

    Отметка,выставленная

    учителем

    5. Домашнее задание: выучить правила постановки знаков препинания

    при однородных членах, придумать три предложения ( или выписать из Библии) с однородными членами, подчеркнуть одн. чл. предложения и нарисовать схемы.

    6. рефлексия     ( Ребята пишут на листочках или в тетрадке)

    -Закончите фразу (любую):

    Сегодня я узнал…

    Я поняла, что…

    Теперь я могу…

    Было интересно…

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

    Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

    Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

    Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

    Интегрированный урок по русскому языку и литературе для 5 класса Коскольская СОШ учитель Байтенова Д.Т

    Цель:     1. С опорой на художественный текст,  показать, как имя существительное  помогает рассказать о предметах окружающего мира,  выразит авторскую оценку изобра...

    Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе "Путешествие в Москву".

    Урок в виде иры, в которой участвуют дети и учитель, в учитель в качестве диспетчера, а дети - пассажиры....

    Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

    "Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".  Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием....

    Разработка интегрированного урока по английскому языку и литературе для 8 класса по теме: "Остров сокровищ"

    Цели урока:совершенствование умений говорить по теме в монологической и диалогической речи;совершенствование умения аудирования;развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать сам...