Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному искусству

Задачи:

обучающие:  формировать навык устной речи, формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, активировать словарный запас учащихся.

развивающие:  развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные:  воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;  формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, воспитывать чувство к прекрасному.

Планируемые результаты:

Предметные: - развивать навыки владения основными  лексическими, грамматическими нормами русского языка; умение на практике применять теоретические знания. Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке. Метапредметные результаты:

 регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: - принимать участие в групповой работе; формулировать собственное мнение и позицию; формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: "Занятие - композиция".

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

разработан в соответствии с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных технологий

(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Урок развития речи . Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"

Занятие - композиция

                                                                                            Разработал

                                                                                            Ибадлаева В.И.

 учитель русского языка

                                                                                             "Школа-гимназия №3"

                                                                                              города Армянска

Армянск 2019

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному искусству

Задачи:

обучающие:  формировать навык устной речи, формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, активировать словарный запас учащихся.

развивающие:  развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные:  воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;  формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, воспитывать чувство к прекрасному.

Планируемые результаты:

Предметные: - развивать навыки владения основными  лексическими, грамматическими нормами русского языка; умение на практике применять теоретические знания. Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке. Метапредметные результаты:

 регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: - принимать участие в групповой работе; формулировать собственное мнение и позицию; формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: "Занятие - композиция".

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ. Средства обучения: мультимедийные средства, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

 Ход урока

1.  Организационный момент. Эмоциональный настрой

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

- Добрый день, друзья мои!

– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.

– Готовы к уроку?

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя, меня.

2. Актуализация знаний. Сегодня у нас необычный урок, называется он "Занятие - композиция"  (по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"). Для начала разберёмся что же обозначают эти слова? Кто мне подскажет? (ответы учащихся). Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю. - Скажите, а в каком словаре раскрываѐтся лексическое значение слова? - С толковым словарѐм русского языка С.И.Ожегова работала ... (имя ученицы). В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаѐтся такое объяснение:

 Занятие  1. Действие по гл. занять,2. Труд, работа, дело, ремесло.

Композиция (от лат. compositio - составление - связывание)

3. Мотивация учебной деятельности

- Сейчас я прочту стихотворение русского поэта 19 века Константина Бальмонта. Внимательно послушайте и постарайтесь определить главную мысль текста.

Бог создал мир из ничего...

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

 И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

 Где вечный облачный прибой

 Бежит по бездне голубой.

- Ученики определяют мысль (роль художника в мире, талант создавать настоящие чудеса - шедевры)

4. Постановка задач.

-Исходя из ваших ответов, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Тема урока:  "Занятие - композиция" по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг"

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

 -Над чем мы сегодня будем с вами работать?

Обучающиеся формулируют задачи урока:

      Ученик 1. Подготовка  к написанию контрольного сочинения по картине русского художника Фёдора Васильева "Мокрый луг".

2.Формировать навык устной речи.

3. Формировать навыки и умения самостоятельной работы.

4.Излагать свои мысли, используя литературный язык.

5.Развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

 6. Активировать словарный запас.

7.Из слов и словосочетаний составлять текст.

8. Составим план для написания сочинения.

5. Работа над  материалом.

Накануне подготовки к уроку было задано домашнее задание по группам.

Первая группа: Тематика полотен Ф. Васильева(пейзаж, география картин)

Нарисовать и вырезать луг, деревья, небо.

Вторая группа: Виды работ художника (карандаш, акварель, сепия - светло коричневое красящее вещество.)

Нарисовать и вырезать молодую листву, цветение трав

Третья группа: Где пребывал Ф. Васильев и в каком году была написана картина?(Крым,1872 год). Где хранится картина?

(В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

Нарисовать и вырезать небо, облака( белые и свинцовые)

Проверка домашнего задания. Беседа. Вопрос-ответ. Помощь учителя.

 Слайд .

Вопросы по картине ( для каждой группы в отдельности)

1.Что запечатлено на картине?(пейзаж). Толкование слова. Общий вид какой-н. местности.

Запись в тетрадь.

1.Какая цветовая гамма присутствует на полотне? О чём она говорит? (Белый, зелёный, коричневый? Краски помогают понять замысел художника.)

2.Что попытался изобразить художник? ( Художник изобразил изменение погоды, когда дождь прекращается или уходит. В правой части ещё темно и даже видно, что вдалеке продолжает идти дождь, а слева уже светлеет, выходит солнце. То, что тёмные тучи уходят, а не приходят, говорит особый символизм визуальной передачи, которым пользуются художники, чтобы выразить направление: зритель всегда оценивает картину слева направо, то есть визуально для зрителя левая часть — это наступающее, новое, а правая часть — уходящее, старое.

3.Удалось ли художнику изобразить реальную картину? Как называется такое направление в искусстве?( Реализм). Запись в тетрадь.

6. Закрепление материала.

Практическая часть работы. Творческая мастерская.

Задание для первой группы: прикрепляет на доску луг, деревья, небо. Отвечаем на вопросы и записываем с/сочетания.

Земля (какая?) , влажная, коричневая

Луг(какой? )весенний, широкий, мокрый

Задание для второй группы: Прикрепляет на доску молодую листву, цветущие  травы

Листва(какая?) (зелёная, молодая, свежая)

Цветение трав – это... начало новой жизни.

Задание для третьей группы:  прикрепляет на доску небо, облака( белые и свинцовые)

 Небо: тяжёлые тучи, свинцовые. На сколько частей разделено небо?( на 2)

Что же оно символизирует?( белая часть неба -добро; тёмная часть неба - зло)

Какими кажутся облака? Какая сила скрыта в них? (Облака словно двигаются по небу)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.

- Молодцы, ребята.

- Продолжим работу:

 С помощью записанных словосочетаний, предложений составьте мини-текст, в котором обязательно должно быть три -четыре части.

 Слайд. Описание картины Ф.Васильев "Мокрый луг". Ребята самостоятельно делают выводы, записывают план сочинения.

Первая группа готовит вступление.    1. Описание весеннего луга.

1. На  картине Ф.А. Васильева я вижу луговой пейзаж. Время года  – весна. Недавно  прошёл дождь. Если внимательно вглядеться, то заметим, что полотно разделено на две части.  Словно, злые и добрые силы встретились, и пытаются побороть друг друга. Но добрая сила побеждает, и тёмные тучи постепенно расступаются, пропуская светлые облака. 

Вторая группа повествует об основной части. 2. Красота и живость молодой листвы.

2. Автор изображает природу в ярких оттенках зелени, которые очень чётко предают зрителям всю красоту и живость молодой листвы. Цветение – это, словно, начало новой жизни, которую автор срамиться показать в своём произведении. Только в весенние месяцы природа бывает столь прекрасной и чарующей. Теперь, после того, как прошёл дождь, луговые травы напитались живительной силой, и готовы снова радовать своей красотой.

Третья группа повествует о концовке. Реализм картины.

 Смотря на картину, возникает ощущение, что сейчас облака начнут двигаться по небу, а луговые травы зашевелятся от порыва прохладного ветра. Картина живёт, дышит.

4. Мне понравилась картина тем, что...автору удалось передать всю красоту весеннего пейзажа.

План.

1. Описание весеннего луга.

2. Красота и живость молодой листвы.

3.Реализм картины.

4. Моё мнение о картине.

- Молодцы, ребята. Сегодня Вы потрудились на славу. Скажите, пожалуйста, вы готовы  к предстоящей контрольной работе?

7. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

И над чем трудились?

«Продолжите фразу»:

- Мне было интересно

- Мы сегодня разобрались…

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

- Завтра я хочу на уроке…

- Домашнее задание: упражнение 350, 351, подготовиться к контрольной работе.

- На этом наш урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

"Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения"

Данная статья раскрывает содержвание т.н. "Технологии проблемного обучения". Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащих...

Статья "Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения"

В данной статье приводится развернутое описание и анализ "Технологии проблемного обучения". Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной ак...

Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения...