Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Селюкова Валентина Ивановна

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими работами  обучающихся- путевыми заметками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

       Роль однородных членов предложения

                  в художественном тексте

                        ( урок русского языка в 8в классе)

                                             Подготовила: Селюкова В.И., учитель

                                             русского языка и литературы

                                             МБОУ «Прохоровская гимназия»                                                  

                               

                                              Прохоровка, 2017

                                             Что такое вдохновение?

                                              Это такая гостья, которая

                                              не любит посещать ленивых.

                                                                                П.И.Чайковский

Цель:  Закрепление знаний  и  навыков обучающихся по  изучаемой теме.

           Развитие  речевой деятельности обучающихся по пониманию и созда-

           нию текстов.

           Совершенствование умения лингвистического анализа текста и

           выявление роли однородных членов предложения в художественном        

           тексте.

           

Оборудование: презентация с текстами Б.Пастернака, И.Бунина, С.Аксакова;                    

                            карточки с раздаточным  материалом; словарь выразитель-

                             ных средств; учебник  «Русский язык «,8 кл.

                                                         Ход  урока:  

1. Слово учителя.

      Сегодня на уроке перед нами стоит задача – понаблюдать, как «работают»

   предложения с однородными членами в художественном тексте.

      На прошлых уроках мы брали для анализа отрывки из произведений разных писателей и поэтов. А сегодня – зимний день в стихотворении Б.Пас-тернака. Одно стихотворение замечательного поэта, человека, который умел все, что видел и знал, претворить в могучий ритм русской   прозы и музыку стиха.

     Сколько раз вы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация : мы в теплой уютной  комнате, у окошка; смотрим, как за стеклом пролетают мимо или падают снежинки. Снег идет… Так же, как мы, как тысячи людей стоял у окна и Поэт… И родились строчки:

                                       Снег идет, снег идет.

                                       К белым звездочкам в буране

                                       Тянутся цветы герани

                                       За оконный переплет.

                                        Словно  с видом чудака,

                                        С верхней лестничной площадки,

                                        Крадучись, играя в прятки,

                                        Сходит небо с чердака.

                                         Снег идет, густой-густой.

                                         В ногу с ним, стопами теми,

                                         В том же темпе, с ленью той

                                         Или с той же быстротой,

                                         Может быть, проходит время?

                                          Снег идет, снег идет,

                                          Снег идет, и все в смятеньи:

                                          Убеленный пешеход,

                                          Удивленные растенья,

                                          Перекрестка поворот.  

                                                               

     - Простые, но очень красивые и глубокие строки. И наша задача – поста-раться понять, как, с помощью каких языковых средств автору удается создать эту картину.

2. Анализ стихотворения.(запись в тетрадь  с комментированием постанов-ки знаков препинания и орфограмм в словах).

   - Перед нами первое четверостишие. Зачем  в первом сложном предложе-нии простое повторяется? (Прием, который использует автор, создает впе-чатление непрерывности действия, его повторяемости, длительности.)

    - А теперь проанализируем второе предложение. Произведем его синтак-сический разбор. Сначала маленькое сложное предложение и потом – боль-шое, длинное простое предложение, в котором, помимо грамматической основы, автор использует все члены предложения: и дополнение,и опреде-ление, и обстоятельства. А с какой целью? Зачем так много языкового материала понадобилось для одного простого предложения?

   - Поэт рисует в одном предложении целый образ, используя великолепную метафору (звездочки – снежинки), прием олицетворения. Благодаря  этим трем строчкам мы видим: окошко в комнате, на подоконнике стоит стоит ге-рань, которая прижимается  к оконному стеклу, вся устремляясь туда, за окно, к белым звездочкам – снежинкам, что манят цветки своим свободным бушующим танцем в порывах ветра. И как точен автор в создании своего образа: не герань, а цветки герани – маленькие живые звездочки , ведь и снег часто называют белыми цветами зимы…

       Создание такого образа и достигается особым построением простого предложения, в котором использован весь арсенал второстепенных членов

предложения.

      - И даже определения здесь разные. Какие определения использованы  в

этом предложении по отношению к определяемому слову?

      - Покажите согласованные и несогласованные определения.

      - Рассмотрим второе четверостишие. Подумаем, что дает автору исполь-

зование деепричастий и деепричастных оборотов в предложении?

(Дополнительный смысл: характеристика действия  сходит; усиливается прием олицетворения.)

     - Почему нет запятой между определениями? Как называются такие такие

определения? А какие – однородными? (Один из учеников кратко записывает на доске признаки однородных членов предложения.)

        А пока мы перечитаем третью часть стихотворения.

    - Докажите, что члены предложения однородны.(По записи, сделанной

учеником на доске.)

     - В чем их особенность? Почему нет запятой перед союзом или?(Один из учащихся рисует на доске схемы «Знаки препинания при однородных членах

предложения».)

    - Подумайте, с какой целью автор в одном простом предложении исполь-зует столько однородных членов? Что он стремится передать с их помощью?

(Многообразие движения времени. С помощью однородных членов дается

сравнение: падающий снег и уходящее время…

Оказывается, летящие снежинки за окном могут натолкнуть на философ-скую мысль о быстротечности нашей жизни; год за годом, день за днем

проходят так же, как идет снег… Не вернуть, не остановить ни  прошедший день, ни упавшую снежинку…)     

   - А почему вдруг вклинивается это союз или ? Почему не и ? Вспомним,

к какому разряду относится или ?

    - Назовите союзы, входящие в эту группу. Какие значения они могут при-

вносить в предложение?

      -А в нашем случае?
(Человек не может дать точного ответа на вопрос, решить однозначно, быст-ро или медленно летят снежинки-годы: иногда время тянется, а иногда летит

так, что не успеваешь оглянуться. Каждому из нас это ощущение  хорошо знакомо…)

   - И вот перед нами заключительное  предложение стихотворения. В чем его особенность?

     - Каким членом предложения является обобщающее слово? Какими час-тями речи  выражены однородные члены предложения и обобщающее слово?  Что достигается этим?

(Один ученик записывает на доске схемы «Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах».)

- А мы подумаем, что дает употребление обобщающего слова при однород-ных членах?

(Обобщает смысл, усиливает  значение следствия, результата процесса  выра-

женного рефреном стихотворения снег идет. ) 

Обобщение. 

  - Мы вспомнили то, что знаем об однородных членах предложения, и понаб-

людали, как они «работают»,   на примере прекрасного стихотворения

Б.Пастернака. Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отно-шение  поэта к слову помогли нами насладиться языком мастера, и понять не только основную мысль произведения, но и ее оттенки.

3.Творческое задание.  

    - Продолжим нашу зимнюю тему, обратившись к другому художествен-ному тексту  -  прозе прекрасного русского писателя И.А.Бунина.

    -Диктант.

     Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

   Над глубокими, свежими снегами, завалившими  чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо.

   - Каким настроением пронизаны эти строки? Как создается поэтическая картина зимнего утра?

- Какие слова, синтаксические конструкции придают описанию особую лиричность и торжественность?

 - Какую роль играют в отрывке односоставные предложения?

-  Продолжите описание. Подумайте , что еще можно увидеть , если смотреть  «в кусочек окна».

- Какие предложения вы включите  в текст, чтобы сохранить ощущение тор-

жественности, восхищения красотой зимней природы,  заданное началом  

описания? Помните о том, что ваше продолжение могут украсить определе-

ния-эпитеты.

  -Сравните свое продолжение с текстом И.А.Бунина.

    Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские  морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором.

     Солнце еще за лесом в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

4. Итог урока. Выставление оценок.

    В художественном тексте однородные члены предложения выполняют

важную роль. Как в поэтическом, так и прозаическом тексте они помогают автору передать свои размышления, поделиться своими чувствами и пережи-ваниями. Наряду с эпитетами, метафорами, олицетворениями ряды одно-

родных членов в предложениях служат ярким средством выразительности

для создания поэтического образа, для эмоционально-эстетического воздей-ствия на читателя или слушателя.

    Тексты Б.Пастернака и И.А.Бунина объединяет не только зимняя тема, но и величайшее мастерство художников слова, их трепетное отношение к язы-ку, непревзойденное чутье к  выбору языкового материала. Обратимся еще

раз к эпиграфу нашего урока: «Что такое вдохновение? Это такая гостья, которая не любит ленивых».Это подтверждает еще раз, что мы имеем счастье

прикасаться к замечательным образцам нашей словесности, созданным в по-

рыве вдохновения мастерами слова и  благодаря их постоянной работе над словесным образом, над формой. А мы должны учиться  у наших поэтов и

писателей, обращаясь к их текстам.

5. Домашнее задание.      

    Обратимся еще к одному примеру из русской прозы – тексту С.Т.Аксакова.

    Дорога – удивительное  дело! Ее могущество непреодолимо,  успокои-тельно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его сре-ды,  все равно, любезной ему или даже неприятной , от постоянно теку-щей разнообразной  действительности. Она сосредоточивает его мысли  и чувства в тесный мир дорожного экипажа , устремляет его внимание сначала на самого себя , потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды – в будущем ; и все это делается с ясностью и спо-койствием, без всякой суеты и торопливости.

   - Каждый из вас оказывался в дороге, когда путешествовал или ехал в гости

к родным, знакомым и друзьям. Эти поездки могли проходить на поезде , ав-тобусе, автомобиле , на велосипеде и т.д.

   Вспомните, о чем вы думали, видя сменяющиеся картины  природы. О чем мечтали, когда смотрели  в окно или из окна вагона, машины.

   -Почему дорога способствует сосредоточению на себе, на своих мыслях?

   - Какую форму сочинения вы изберете: эссе, путевые заметки, письмо, дневниковую запись?

6.Рефлексия.

   «Сегодня на уроке я….»

                                                                                                    Приложение 1

           СЛОВАРЬ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ  ТЕРМИНОВ

Метафора(греч. «перенос») – один из тропов: употребление слова  или выра-

                                                  жения в переносном значении на основе сходст-

                                                  ва между явлениями.

Олицетворение – изобразительное средство языка: перенесение свойств чело-

                               века на неодушевленные предметы, природу, животных.

Рефрен – (франц. «повтор») – одна из поэтических фигур: повторение строки

                                                    или целой строфы в тексте.

Эпитет – (греч. «приложение») – изобразительное средство языка: художест-

                                                         венное определение явления, помогающее

                                                         нарисовать  его признак и передать отноше-

                                                         ние автора  к явлению.

                                    ЖАНРЫ  СОЧИНЕНИЙ    

Эссе – сочинение, сочетающее индивидуальную позицию автора с непринуж-

            денным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на

            разговорную речь.

Путевые заметки – сочинение, в котором рассказывается о дорожных впечат-

                                  лениях: даются зарисовки природы, быта, людей.

Дневниковые записи – сочинение, написанное от первого лица в виде пов-

                                        седневных или периодических записей о событиях

                                        текущей жизни.

Письмо – сочинение в форме эпистолярного жанра, адресованное какому-

                 либо лицу.    

                                                                                                    Приложение 2

                                      Диктант  с  продолжением

    Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

    Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огром-ное  и удивительно нежное небо.

   

     Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом

и зеленым бором.

    Солнце еще за лесом в глубокой тени. В колеях санного следа тень

совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах,

уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким

небом.  (И.А.Бунин.)            

                                                                                                      Приложение 3

                                      Раздаточный материал            

1.Работа с текстом.

 

                                                                               Б.Пастернак

                               Снег идет, снег идет.

                               К белым звездочкам в буране

                               Тянутся цветы герани

                                За оконный переплет.

                               Словно с видом чудака,

                               С верхней лестничной площадки,

                               Крадучись, играя  в прятки,

                               Сходит небо с чердака.

                                Снег идет, густой-густой.

                                В ногу с ним , стопами теми,

                                В том же темпе, с ленью той

                                Или с той же быстротой,

                                Может быть , проходит время?

                               Снег идет, снег идет,

                               Снег идет, и все в смятеньи:

                                Убеленный пешеход,

                                Удивленные растенья,

                                Перекрестка поворот.

2. Творческое домашнее задание

   

       Дорога – удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокои-тельно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды ,все

равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно текущей разно-образной  действительности, она сосредоточивает  его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание  сначала на самого

себя, потом на воспоминание прошедшего  и , наконец,  на мечты и надеж-

ды – в будущем ; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой

суеты и торопливости. (По Аксакову.)

Рефлексия

 «СЕГОДНЯ  НА 

                                   УРОКЕ  Я  …»

                               

                           

 

                

 

                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль однородных членов предложения в художественном тексте П одготовила: Селюкова В.И., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Слайд 3

Что такое вдохновение? Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. П.И.Чайковский

Слайд 5

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Словно в видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Снег идет , густой-густой. В ногу с ним , стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Снег идет, снег идет, Снег идет , и все в смятеньи : Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. Б.Пастернак

Слайд 7

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей , - синее, огромное и удивительно нежное небо.

Слайд 8

Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в ян - варские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом. ( И.А.Бунин)

Слайд 9

Дорога – удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно , любезной ему или даже неприятной, от постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды – в будущем; и все это делается с яс- ностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости. (По Аксакову.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

                                             Сочинение

                        Дорожные размышления

                                                 Выполнили:  обучающиеся 8в класа

                                                                                                                                                                 

                                                 Проверила:  Селюкова В.И., учитель

                                                                         русского языка и литературы

                                                                        МБОУ«Прохоровская гимназия»        

                             

                                            Прохоровка, 2017

    Когда едешь  куда-то на машине, поезде, автобусе, то невольно любуешь-ся  сквозь окно сказочным зимним пейзажем.

    Идет снег, укрывая землю белей пеленой. Снежинки похожи на белые пу-шистые звездочки. На улицах стало уютно, как будто кто-то расставил все на

свои места.

     Но вот огромное красное солнце медленно поднялось над землей, и все стало розовым. И вот уже первые капельки, как слезинки скатились по окну.

     До чего же грустно было наблюдать, как волшебный мир исчезает  под

беспощадными солнечными лучами…  

                                                                                                      (Козлова Юлия)

      Дорога… Кажется, обычное слово, которое  не несет в себе какого-либо глубокого смысла. Разве это так?

      Мы едем в поезде и смотрим  на бегущую дорогу. И сразу возникают

мысли о жизни. Дорога ,как жизнь, кажется бесконечной, но она может обор-

ваться в любой момент. И это,  бесспорно, так и есть. Мы часто загадываем,

что нас ждет в далеком будущем, но не задумываемся, что нить жизни может

оторваться от клубка, и тогда мы погибнем…

      В истории России есть такой пример: дорога жизни. Так во время Вели-кой Отечественной войны называли единственную транспортную магистраль через Ладожское озеро, связывающую блокадный  Ленинград со страной.

      Мне кажется, что название имеет прямое значение. Ведь для жителей это-го города это был единственный путь к спасению. По этой дороге перевозили

продукты, лекарства и все необходимое. И так было до снятия блокады…

       Дорога во все времена связывала города  и служила средством сооб-щения…                                                            

                                                                                      (Звягинцева Ангелина)

     Я и взрослый мир… Мне уже не кажется, как несколько лет назад, что

это две очень далекие друг от друга планеты. С каждым годом эта загадочная и таинственная планета взрослых становится все ближе и понятнее мне, я учу    

ее язык, знакомлюсь с традициями. Мне радостно узнавать новое, но так жаль расставаться с детством…

          Через три года мы закончим школу( а некоторые будут выпускаться уже после окончания девятого класса!). Я задаю себе вопрос: насколько я

готов к этой взрослой жизни, к самостоятельному решению проблем? И по-

нимаю, что учиться еще нужно многому и многому. Эти три года, оставшие-ся до выпуска, сейчас кажутся очень короткими. Страшно, но с каждым  днем время катится все быстрее. Как долго тянулись каникулы в младших классах, а теперь куда-то исчезают  не только месяцы – годы! Куда же ты

спешишь, время?

           Время торопит и подгоняет нас, учителя и родители говорят: «Учись,

учись,учись…» А так хочется свободы!

           Мне хочется научиться планировать будущее, трезво рассуждать, оце-вать свои возможности и возможности других людей. Я думаю, что эти ка-чества очень пригодятся мне во взрослой жизни. Но многое нельзя узнать, сидя дома у телевизора или даже читая книги. Нужно активно жить, думать, действовать. Поэтому я всякий раз с замиранием сердца прикасаюсь к миру

взрослых,  примеряю его на себя, чтобы войти в него не инопланетянином, а человеком, разбирающимся в его законах и обычаях…  

                                                                                                          (Гланц Эраст)

       Недавно, зимой прошлого года, я ездила в Армению. Точнее сказать, ле-тела на самолете. Когда мы поднимались в воздух, казалось, ничего особен-ного. Но уже на большой высоте, где вокруг облака и виднеются вершины гор, видя все это, убеждаешься, что в этом мире ты не знаешь многого.

И ты лишь малая частичка этого, огромного мира…

    А еще понимаешь, что на нашей планете нет конца загадкам, тайнам, не-предсказуемым  явлениям. И это дает тебе стимул  развиваться. Ведь жаль будет, если пройдет жизнь, а ты не сделаешь ничего, что могло повысить твое присутствие в жизни нашей планеты.        

                                                                                                    (Акопян Астгик)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...