Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

 

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

           2. Показать образную роль однородных членов в рассказе Тургенева «Лес и степь».

           3. Развивать умение видеть красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev_urok_les_i_step.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДСКОГО  ОКРУГА БАЛАШИХА

 ЛИЦЕЙ

 

Интегрированный урок в 8 классе

(русский язык и литература).

Роль однородных членов в художественных текстах.

И. С.Тургенев «Лес и степь».

                                                                                               

                                                                                                                                  Подготовила

 Егупова А.Г.

                                   Балашиха 2009

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

           2. Показать образную роль однородных членов в рассказе Тургенева «Лес и степь».

           3. Развивать умение видеть красоту природы.

Оборудование урока: 1. Текст  произведения.

                                        2. На доске на листах эпиграф: «Сколько ни пишите еще повестей

                                            и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок

                                            охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны,

                                            там лежат перлы вашей музы». (Из письма И.А. Гончарова И.С.  

                                            Тургеневу от 28 марта 1859 г.)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

        На предыдущих уроках мы работали над постановкой знаков препинания при однородных членах. Сегодня наша задача – определить роль однородных членов в художественных текстах. Дома вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь» из сборника «Записки охотника».

         Вспомните, какие рассказы из этого сборника мы уже обсуждали в 6,7,8 классах и какие литературные проблемы выделяли?

        («Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Хорь и Калиныч». Проблемы: русский национальный характер, средства характеристики героя в рассказах.)

        Немного о произведении в контексте творчества писателя. «Записки охотника»

   явились переходом от начального периода творчества Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений, к  новому этапу, к реалистической прозе. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения к новому жанру -  рассказам-очеркам, которые характерны для писателей  «натуральной школы».

 

 11. Объяснительный диктант. (Знаки препинания в простом предложении, осложненном

        приложением с союзом КАК, Обособленным определением, выраженным причастным

        оборотом, однородными членами, однородными членами с обобщающим словом, тире между

        подлежащим и сказуемым, в сложном предложении).

                В русскую литературу Тургенев вошел ( )как автор «Записок охотника». Все (,) что происходит в мире людей (,) в обществе  (:) войны и революции(,) реформы и споры о будущем (–) все это преходяще. Природа вечна (,) и (,) когда человек остается с ней один на один (,) он ощущает на себе ее грозную (,) неумолимую (,) прекрасную и слепую силу. Охотник (–) это человек (,) стоящий между миром людей и миром природы.

111. Работа над художественными и синтаксическими средствами отрывков.

     1. Первичное восприятие текста. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь»).                        Чтение наизусть (домашнее задание).

        Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

    2. Анализ отрывка  (индивидуальное домашнее задание).

   – Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается очерком «Лес и степь». Это картины природы в разное время года: весна, лето, осень.

        Степной пейзаж кажется у Тургенева реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. В этом отрывке я ощущаю себя спутником охотника, Тургенев пишет: едете вы, глянешь с горы.                                                                                                      Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения). Он сравнивает холмы с разбегающимися волнами. Похожее сравнение я встречал в описании степи в повести Гоголя «Тарас Бульба». Наверное, так писатели передают необозримость, необъятность степи.
        Тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения, такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы:
далее, далее... и вновь в степь далее и далее, холмы все мельче и мельче.
        У Тургенева при взгляде на степь -  восторг:
какой вид!; безграничная, необозримая степь! 

   3. Первичное восприятие текста. Описание леса поздней осенью. Чтение наизусть (индивидуальное домашнее задание).

...И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полянами. Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничто кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму...

  4. Работа над художественными и синтаксическими средствами.

   Когда особенно хорош лес поздней осенью?                                                                                                                                                                            

   -  Когда прилетают вальдшнепы.

   Что необычного было в тот день в лесу?

   -  Стояла мертвая тишина.

    Как мы догадались об этом, по каким словам?

    -  Ветра нет, солнца нет, света нет.

   Запишите предложение в тетрадь: Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума. Разберите по членам предложения.

  Что вы заметили?

-  Предложение с однородными второстепенными членами.

    Как вы думаете, почему Тургеневу понадобилось столько однородных членов?

-  Чтобы показать мертвую тишину.

   Действительно, такое перечисление позволяет автору образно нарисовать картину беззвучия леса. Тишина... Звуков в лесу нет. А чувствует ли какие-то запахи писатель?

-  Осенний запах.

   С чем он его сравнивает?

-  С запахом вина.

    Как вы понимаете выражение: "В воздухе разлит осенний запах"?

-  Запах чувствуется всюду, не в одном месте.

    Что еще описывает Тургенев?

-  Бурые сучья деревьев, через которые белеет неподвижное небо. Липы, на которых висят последние золотые листья. Сырая земля, побледневшая трава.

   Все говорит о поздней осени. Однако осень эта предстает перед нами так, что нам кажется, будто это ранняя погожая осень. Посмотрите, какое небо?

-  "Мирно белеет неподвижное небо".

    Какие листья?

- Золотые.

   Какая земля?

-  Сырая земля, но она упругая, а не "грязная лужа".

   Обратите внимание на предложение: Длинные нити блестят на побледневшей траве. На что похоже это зрелище?

-  На паутину, которая летает в пору "бабьего лета".

  Итак, все описание леса напоминает раннюю осень. Однако по каким словам мы догадываемся, что осень все-таки поздняя?

-  Обнаженные сучья деревьев, сырая земля, побледневшая трава, последние листья.

   Только ли описание леса есть в отрывке?

- В описании еще говорится о желтых полях, которые видит рядом с лесом автор, идущий вдоль опушки.

  5. Словесное рисование.

Прочитайте описание леса еще раз про себя и попробуйте представить себе картину так, как ее увидел писатель. Опишите словами.

1. Что будет нарисовано? (содержание).

2. Как мы расположим объекты на картине: что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, где изобразим автора с собакой? (композиция).

3. Какие краски используем для картины? (цветовое решение).

6. Выявление читательского восприятия.

 Как вы думаете, нравится такой лес самому автору?

- Да.

   Как вы догадались?

-  Он пишет: Спокойно дышит грудь.

   Что особенно привлекает писателя в лесу?

-  Особая тишина и покой.

   Что происходит в душе у Тургенева, когда он идет вдоль опушки леса?

- Он вспоминает свое прошлое, сердце его дрожит и бьется – ведь на память приходят любимые лица, мертвые и живые.

   Как вы думаете, а почему Тургеневу удается вдруг вспомнить свое прошлое?

- Ему ничто не мешает, в такие минуты хочется немного погрустить об ушедших годах, о пережитом.

  Действительно, ребята, природа, ее состояние покоя находят душевный отклик у Тургенева. Именно в такой необыкновенной тишине хочется вспоминать о приятном, что-то воображать. А вам доводилось когда-нибудь находиться в подобной обстановке? Что вы чувствовали? О чем размышляли?

Высказывания детей.

  Какие образные выражения использует Тургенев во второй части отрывка?

- "Впечатление просыпается, воображение реет и носится, как птица. Сердце то бросится вперед, то потонет в воспоминаниях".

   С чем же сравнивает жизнь в эти минуты писатель?

-  Со свитком.

  Почему?

-  Жизнь долгая: у нее есть прошлое, настоящее и будущее. Она похожа на свиток, но если начинаешь что-то вспоминать, ее нужно развернуть, как свиток.

   Какое настроение создается у вас, когда вы читаете этот отрывок?

-  Настроение легкой грусти. Спокойное настроение.

   Попробуем прочитать этот отрывок так, чтобы передать свое настроение соответствующей интонацией.

7. Работа над выразительным чтением отрывка.  

Почему первое предложение восклицательное?

-  Автор выражает восторг от красоты леса поздней осенью.

   Как читаем дальше?

-  Спокойно, голос негромкий.

   Где начинаем усиливать темп, громкость?

.- Со слов "Идешь вдоль опушки...".

   Где вновь снизим темп?

-  На последнем предложении.

   Подготовьтесь к выразительному чтению.

Дети выполняют задание.

  О чем мы прочитали текст?

-  О лесе в тихий погожий день поздней осени.

   8. Определение типа текста.

Каков же тип текста?

-  Описание с элементами повествования.

   Докажите вашу мысль.

Дети доказывают.

  Определите главную мысль текста.

- Природа влияет на душевное состояние человека.

   9. Вывод. Да, ребята, уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать ее красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и к самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее. Природа – это великая сила, которой подвластно все, в том числе и человек со своими душой и сердцем.

1V. Проверка домашнего задания. Прочитать предложения с однородными членами.

                Мы уже с вами определили роль однородных второстепенных членов в третьем предложении. Найдите в тексте еще предложения с однородными членами. (Дети зачитывают седьмое, восьмое, девятое и десятое предложения).

  Чем выражены однородные члены предложения в каждом случае?

-  Однородные сказуемые: идешь, глядишь; реет и носится; движется и стоит; задрожит и забьется, бросится вперед, потонет; однородные подлежащие: образы, лица; однородные второстепенные члены: мертвые и живые; легко и быстро; всем прошедшим, всеми чувствами, силами, всею душою; нет солнца, ветра, шуму.

  Вспомним, для чего нам нужны предложения с однородными членами?

-  Чтобы делать нашу речь более краткой, четкой.

   А как вы думаете, почему Тургенев два раза использовал прилагательное любимые в предложении: "...любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память"?

-  Повторением прилагательного он хотел усилить чувство любви к этим лицам, подчеркнуть, насколько сильно они любимы.

   Видите, в некоторых случаях можно и повторять два раза одни и те же слова! Обратите внимание на повторение однородных членов в начале текста и в конце. Как вы думаете, зачем это сделал автор?

-  Повторением однородных членов автор усиливает состояние тишины и покоя, которое царит в лесу целый день.

Вывод. Итак, роль однородных членов предложения в тексте очевидна. Однородные сказуемые помогают живо, образно нарисовать картину происходящего; однородные подлежащие помогают представить предметы, о которых идет речь; однородные второстепенные члены помогают сделать описание более точным. Каждая деталь природы дорога Тургеневу как еще один штрих прекрасной, необозримой, монументальной картины.

V. Составление текста «Прекрасное в родной природе и в душе человека». Задание употребить однородные члены.

V1.  Чтение текстов.

V11. Чтение культурного образца.

                В рассказе «Лес и степь» с особой отчетливостью видна глубокая и нежная любовь Тургенева к природе, его проникновенная наблюдательность. Обилие и яркость используемых рассказчиком эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор, восклицательных предложений передают его восторженное отношение к природе. Он хочет увлечь читателя, о чем постоянные обращения, призывы, направленные на то, чтобы разбудить воображение и чувства читателя, заставить его ощутить переживания автора.  

                                        Использованная литература.

1. Лобкова Е.В. Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова. Подготовка к   написанию сочинения-рецензии. – «Первое сентября», «Литература», раздел «Я иду на урок».

2. Березовская Л.И. Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Наедине с природой" (по программе "Школа 2100" на основе очерка И.С. Тургеневе "Лес и степь") - festival.1september.ru/articles/313904/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Обобщающие слова при однородных членах" 8класс предложения.

Конспект урока  русского языка в8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах" с использованием ИКТ. К конспекту прилагаются презентация  и описание методики использования ИКТ на ...

Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...

Роль однородных членов предложения в тексте

Роль однородных членов предложения в тексте...

Роль однородных членов предложения в тексте

Роль однородных членов предложения в тексте...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...