Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Агыы Урана Эдер-ооловна

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;

-акцентировать внимание на взаимоотношениях человека и времени;

-познакомить с историей календаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_predlozheniya_8_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим о времени

Интегрированный урок-повторение  по русскому языку в 8 классе по теме

«Предложения с однородными членами и пунктуация при них»

(с применением приемов технологии РКМЧП)

Цели:

-закрепить  знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;

-акцентировать внимание на взаимоотношениях человека и времени;

-познакомить с историей календаря.

Оборудование:

  - песочные часы

- настенные часы

- рисунок «Роза»                                              Эпиграф:

И поступь, и голос у времени тише

Всех шорохов, всех голосов.

Ход урока:

1. словарная работа:

- интегрировать (тэ) – 1. объединять части, стороны чего-л.в одно целое;

2. найти-находить интеграл данной функции

- поступь – 1. движение вперед, развитие; 2. манера ступать при ходьбе.

-суеверие –

2. слово учителя:

Друзья, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как умеем преодолевать трудности.  Позвольте поздравить всех с прошедшим праздником и пожелать вам успеха.

(сообщение цели)

  - Почему Новый год приходит 1 января? Почему месяц называется декабрем?  И кто вообще дал названия месяцам? И как в жизни связаны человек и время?

  На этом уроке поговорим и узнаем об этом. Также проверяются и расширяются знания  по пунктуации: умение ставить знаки препинания и объяснять их постановку;

И акцентируем внимание на взаимоотношения человека и времени.

(запишите тему урока)

3. работа с эпиграфами.

А)  И поступь, и голос у времени тише

      Всех шорохов, всех голосов.

(беззвучно, тихо и непрерывно струится время, и нельзя его остановить или задержать)

Б) Прекрасная роза, что вчера расцвела

     Сегодня поблекла, а завтра увянет

( Представьте красивую розу. Она действительно прекрасна, но недолговечна. Все вещи и события имеют свой адрес во времени. Они существуют не только где-то, но и когда-то. Время сочетает в себе мгновение и вечность)

4. работа с текстом.

 - Прочитайте сначала текст про себя.

      Что такое время?  Еще древние мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже

  Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?

 Древние мудрецы говорили: «Нельзя дважды войти в одну и ту реку». Между первым и вторым разом пройдет какое-то время – и та вода, в которую вы входили в первый раз, просто утечет. В реке уже будет новая вода, а значит, и сама река будет уже другой.

   Так и с временем. Оно течет повсюду и постоянно. И эта секунда больше уже никогда не повторится. Можно сколько угодно раз очутиться в том самом месте, но оказаться там в то время никак невозможно. И все потому, что время течет в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

 - Озаглавьте.

 - Читаем выразительно вслух.

Вопросы:

- почему я назвала прочитанное текстом?

(- состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Между предложениями цепная связь, есть повторяющиеся слова.

- есть единая тема – время и основная мысль – время течет повсюду и постоянно)

Вопросы:

- прочитайте вопросительное предложение.

- назовите предложение с прямой речью

- расскажите о знаках препинания при прямой речи

- запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (время течет повсюду и постоянно)

(Дать индивидуальные работы учащимся)- карточки

5. В разговор вступает учитель музыки.

Представление музыкального отрывка из оратории (крупное произведение для хора) «Время, вперед!» Г. Свиридова

- знакома ли вам эта музыка? Где  вы слышали ее? (кто из гостей может сделать подсказку)

-кто скажет, как называется это произведение?

(Это известнейшее произведение Георгия Свиридова «Время, вперед!» Знакомо нам по заставке программы «Время». Э та музыка- навсегда. Потому что в ней пульс свободной жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы – историческим катастрофам и неповторимым потерям, продолжается вечно.)

6. В разговор вступает учитель астрономии.

- Можно придумать меры длины, денежные знаки: рубли, доллары, но основные меры времени даны природой и от нашей воли не зависит.

- в древности положение Солнца на небе служило человеку указателем времени. Сама природа дала основные меры времени:

сутки – период вращения Земли вокруг своей оси,

год – период обращения Земли вокруг Солнца.

Природа разделила сутки на две части: день и ночь.

Самые длинные и самые короткие  дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния.

7. Учитель русского языка.

 Словарная работа (у доски работает 1 ученик) – класс пишет под диктовку

 (Секундомер ,сиюминутный,  сейчас, среднесуточный, двухнедельный, годовщина, увековечить, месяц, год, неделя)

-  Давайте повторим об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами. И как делятся сочинительные союзы по значению.

(ответы учащихся)

- Верные и неверные утверждения:

1. однородные члены предложения соединяются не только при помощи сочинительных союзов, но и подчинительных (нет, п\что однород.члены равноправны между собой, не подчиняются)

2. запятая ставится во фразеологических оборотах, например:  и так и сяк; ни свет ни заря; ни рыба ни   мясо, ни то ни сё. (нет, не ставится)

3. при однородных членах могут быть обобщающие слова (да)

4. между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая (да, пример)

- Проверка индивидуальных работ учащихся

        А) Назовите грамматические основы предложений, какая в них связь:

(проецировать)

Бывают часы песочные.

В них песчинки текут,

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке у стекла,

Так и минутка истекла!

        Б) Назовите ССП, предложение с однородными членами.

Есть и солнечные часы – всех часы предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бывают на площадях,

На лужайке, в саду – у солнышка на виду!

 8. Слово учителя.

-Часы составляют сутки, недели, месяцы, годы.

- А почему 7 дней в неделе?

(Слово учителя астрологии)

- Древние астрономы знали 7 планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Луну и Солнце.

Да, древние причисляли Солнце и Луну к планетам, т.к. считали, что они движутся по своим путям, отличным от  звезд. Насчитав 7 планет, люди и число провозгласили священным.

-                                     Конкурс знатоков пословиц:

 - Вспомните пословицы и поговорки, доказывающие, что эти суеверие сохранилось и в наши дни.

 (7 раз отмерь, 1 раз отрежь.  7 пятниц на неделе. 7 бед – 1 ответ.

У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут.)

- Вот откуда, из какой древности идет наша 7-дневная неделя- седмица.

               9. Синтаксический разбор предложений.

  -За долгие века ученые узнавали новые астрономические данные и записывали их.

 Запишите предложения: расставьте знаки препинания, определите, какое это предложения (на интерактивной доске)

 Майя – богиня весеннего расцвета.

 ФИЗМИНУТКА:

Какое время года наступит? Весна. И представьте, что вы березы в весеннем лесу. (читаю стишок, а вы показываете действия)

Зимой березоньки заснули

 Лучик солнышка коснулся

И они проснулись

Потянулись, потянулись

Стали стройными и красивыми

Качаются  на ветру. (обе руки опустили, теперь вверх,  качаются березы вправо, влево, вперед, назад, в стороны)

                               Слово учителя:

- Самые суровые зимние месяцы получили название тоже по именам богов. Но в 45 году до нашей эры Юлий Цезарь изменил календарь.

10. Кто же он такой? Выступление учителя истории. 

А) Кто такой Юлий Цезарь?

Б) Личность императора, его судьба.

В) Вклад в создание календаря.

                  11. Выступление учителя истории

Следующим реформатором календаря был Октавиан Август.

А) историческая справка об Августе.

Б) Август узаконил високосный год, помогающий более точному исчислению времени.

В) Ввел свое имя в календарь, он же самовольно удлинил свой месяц, отняв день у февраля, теперь у нас июль и август, находясь рядом, имеют по 31 дню.

ЦЕЗАРЬ Гай Юлий – 102 или 100-44 до н.э.), римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 – пожизненно. Провел реформу календаря (юлианский календарь). Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова царь, кесарь.

 АВГУСТ Октавиан – римский император с 27 г до н.э. , внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании.

Позднее термин Август (лат «возвеличенный богами») приобрел значение  титула императора.

Время Августа – золотой век римской поэзии.  

=А теперь скажите имя следующего, кто провел реформу календаря. (Петр 1:  с 1 сентября на 1 января)

                           12. Слово учителя русского языка.

- И теперь наш календарь таков, каким вы его видите. Быть может, кто-то из вас посвятит свою жизнь усовершенствованию календаря.

-Ну а время?

 -Время не зависит от календарей, оно течет постоянно и непрерывно.

Бегущая минута незаметная

Рождает миру подвиг или стих.

13. Советы психолога. 

-Вы знаете, что значит беречь время? Вы умеете ли беречь время?

  Человек, подобно живым цветам, расцветает, живет свою жизнь, старится и умирает, так и не успев понять, что такое время, и не научившись беречь его. Как важно не потратить отпущенное тебе время жизни попусту.

 - Конкурс на лучшее предложение:

Напишите записку соседу о том, как прошел данный урок: что нового узнали, понравился ли (читаем записки вслух)

14. Учитель русского языка: подведение итогов.

- Мне приятно, что вы учитесь беречь время. Время станет вашим другом, вы будете успевать все.

15. Домашнее задание.  

Написать мини-сочинение на тему  «Я умею беречь время».

-Составьте синквейн (обобщаем понятия и информации)- это пятистрочное стихотворение, используя однородные члены предложения

1 строка- существительное

2 строка- 2 прилагательных

3 строка- 3 глагола

4 строка- предложение

5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова

  1. Время
  2.  Быстротечное, дорогое
  3. Бежит, не ждет и не оглядывается
  4. Мы знаем, нужно беречь время
  5. Золотое время.

16. – А вот как об этом сказал С.Я. Маршак (если время останется)

Мы знаем: время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

   Бывают у него застои

   И иногда оно течет,

   Ненагруженное, пустое –

   Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгими минутки

И очень краткими часы.

17. Итог урока (выставление оценок).

МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

Поговорим о времени

Интегрированный урок  по русскому языку в 8 классе по теме

«Предложения с однородными членами и пунктуация при них»

(с применением приемов технологии РКМЧП)

Агыы У.Э.

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Хову-Аксы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Интегрированный урок по русскому языку 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя числительное" и "Сложение и вычитание отрицательных чисел"....

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку 6 класс

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку 6 класс...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....