Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Русский язык 8 класс

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Тип урока: Практикум.

Обеспечение: мультимедийный проектор, экран; презентация; раздаточный материал.

Цель урока: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.

Задачи:

1.Обучающие:  формировать  навыки  постановки знаков препинания при обобщающих слова, составлять  схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

2.Развивающие:  развивать пунктуационную зоркость; творческие способности учащихся; развивать умение оценивать учебную деятельность;

3.Воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Планируемые результаты:

предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях; разграничивать  ОЧП с обобщающим словом; расставлять знаки и графически обозначать условия их выбора;

метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивацию к учению, желания приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный момент  (1-2 мин.) 

         Ребята, добрый день! Давайте поприветствуем друг друга (попрошу всех встать).

Меня зовут АА. и сегодняшний урок русского языка буду вести я.

  Вот и наступило  1 марта – первый день весны,  мы все очень долго ждали наступления теплых дней. Так, давайте уже сейчас  у нас в кабинете создадим теплую атмосферу. Для этого подарим друг другу улыбки и похлопаем в ладоши (улыбнитесь соседу по парте). Теперь я уверена, что вы настроились на плодотворную работу, и нам будет легко и комфортно.

Запись числа, классная работа

2. Актуализация знаний.

Видео

Ребята, предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик (или прослушать  стихотворение Владимира Орлова.)  

Слайд 2

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и л…сок,
В поле - каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое р…дное!
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!( В.Орлов)

3. Формулировка темы урока.

Ребята, вы посмотрели видео и прослушали стихотворение детского поэта и драматурга Владимира Орлова.

- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?  

- Что входит в понятие семья, по мнению автора? Родина?

- Мы видим, в стихотворении есть перечисления, которые объединены одним словом – семья.

-  Как мы называем такие слова, которые обобщают понятия нескольких слов в предложении?

О ЧЕМ МЫ БУДЕМ ВЕСТИ РАЗГОВОР НА УРОКЕ? 

Слайд 3

Слайд 4

- Какие цели будут поставлены перед вами? Сформулируйте.

Повторить  и расширить знания об обобщающих словах при однородных членах предложения и  знаках  препинания при них

-Какие задачи мы поставим перед собой?

 Будем повторять то, что знаем о предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Будем расставлять знаки препинания в таких предложениях. Будем составлять схеме таких предложений.

Слайд 5

Молодцы! Запись темы урока.

4. Повторение теоретических сведений

-Оцените свои знания на данном этапе урока (фронтальный опрос)

Итак, что мы знаем про однородные члены предложения?

Что мы знаем про обобщающие слова? 

Слайд 6

Что такое однородные члены предложения? 

Однородные члены – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Слайд 7

Какие слова называются обобщающими?

Обобщающими, называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

Слайд 8

Какая часть речи может быть обобщающим словом?

Местоимение или местоименное наречие: все, всё, всё это, вот что, никто, ничто, ничего,  везде, всюду, повсюду, всегда, никогда, нигде; слово или сочетание слов, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые и т. д.) или слова, обобщающие какие-нибудь названия.

Слайд 9

- Как мы расставляем знаки препинания  в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

1)Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

о, :   о,  о,  о,  о.

2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.

Например: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое.

 о,    о,   о,   о,   - о .

3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.

Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое.

о:     о,  о,  о,  о,  -  ... .

Мы с вами вспомнили в теории, что такое однородные члены предложения, что такое обобщающие слова, правила постановки знаков препинания в предложениях с ОЧП и обобщающими словами. Переходим к практике.

5. Практическая часть (групповая работа)

Ребята, сейчас мы с вами поделимся на три группы и каждой группе я дам по одной карточке со словами. Ваша задача заключается в том, что бы вы распределили данные слова по группам, подберите к  каждой группе обобщающие слово, составьте предложения в соответствии со схемой: 1 группа учеников составляет  предложение по первой схеме, 2группа работает по второй схеме, а 3 группа составляет по третьей схеме:

Слайд 10

Марс, Сатурн, Юпитер, Якутск, Лена, Меркурий, Волга, Владивосток, Хабаровск, Лесозаводск,  Енисей, Обь.  

Слайд 11

(схемы пунктуации при ОЧП и обобщающем слове)

Молодцы! Все прекрасно справились.

Работа в парах

А сейчас мы отправимся с вами в галерею Вдохновения. Работаем в парах. Вы получаете вместе с соседом по парте файл с фрагментами рисунка. Как вы думаете, какое задание вам может быть предложено? Верно. Вам  нужно собрать  из фрагментов  рисунок,  соединить его   при помощи  скотча, перевернуть лист, на оборотной стороне увидите части  предложения, запишите его.

Ученики читают составленные  предложения.

Теперь ваша задача - подчеркнуть все члены предложения, расставить знаки препинания,  составить схему.

Выходят в паре к доске, один ребенок расставляет знаки препинания, другой рисует схему.

Индивидуальная работа: Рабочие карточки

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, давайте подытожим, что мы сегодня повторили?

- От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

- Какой знак поставим, если обобщающее слово...

- Выполнение каких заданий было для вас сложным? Почему?

Оцените свои знания на данном этапе урока (фронтальный опрос)

Слайд 9

9. Домашнее задание.

1. Повторить теорию

2. Выполнить упражнение 225, стр 139.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

видео стих

Слайд 2

Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и л…сок, В поле - каждый колосок Речка, горы, небо голубое — Это все моё, р… дное ! Это Родина моя, Всех люблю на свете я! ( В. Орлов)

Слайд 3

Обобщающие слова при однородных членах

Слайд 4

Цели урока: - обобщим знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них; - отработаем навыки в построении схем предложений и постановки знаков препинания

Слайд 5

Задачи : Повторить : п онятие об обобщающих словах; п равила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами; с оставление схем предложений с обобщающими словами

Слайд 6

Обобщающие слова при однородных членах

Слайд 7

Что такое однородные члены предложения? один и тот же член предложения; относится к одному и тому же слову; с оединены сочинительной связью

Слайд 8

Какие слова называются обобщающими? объединяют однородные члены в одну смысловую группу; - те же члены предложения, что и однородные

Слайд 9

Какая часть речи может быть обобщающим словом? местоимение или местоименное наречие: все, всё, всё это, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, всегда, никогда, нигде; слова или сочетания слов, которые являются родовым словом (мебель, фрукты, ископаемые, города, реки и другие ); - слова, обобщающие названия

Слайд 10

Р асстановка знаков препинания Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. о : о, о, о . Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. о, о, о - о . Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое. о: о , о, о - ... .

Слайд 11

Распределите слова по группам, подберите к ним обобщающие слова: Марс, Сатурн, Юпитер, Якутск, Лена, Меркурий, Волга, Владивосток, Хабаровск, Лесозаводск, Енисей, Обь.

Слайд 12

[  :,, ] . [  :  ,  , - ... ] . 3. [  ,  ,  - ] .

Слайд 13

Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. Удочки черви подкормка спички для костра всё было готово для рыбалки. : , , , . 2. Всюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев. , , - . 3. Осины берёзы ольхи ещё голы. : , , - .

Слайд 14

Домашнее задание Повторить теорию, Стр.139, упражнение 225

Слайд 15

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» 8 класс

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»  8 класс...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данный конспект предназначен  для учителей русского языка и литературы. Он может быть использован при подготовке к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных чл...