разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Шевченко Ирина Николаевна

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №57                                                                                                   8 класс

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению знаний об обобщающих словах; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при  обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты, листы для самоконтроля); мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(приветствие учащихся и гостей, сообщение темы урока, постановка целей)

II. Проверка домашнего задания.

(несколько человек читают выписанные из художественных произведений предложения с рядами однородных членов)

III. Актуализация субъектного опыта.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты. 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ГИА. Запишите предложения под диктовку. Найдите слово(а) с непроизносимым согласным.

Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Найдите предложения с однородными членами. (2,3) Сделайте синтаксический анализ второго предложения.

Грамматические загадки:

  1. Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. (очп)
  2. Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. (распространенные)
  3. Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро. (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова)
  4. Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. (сочинительная связь)
  5. Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. (однородные определения)
  6. Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. (неоднородные определения)
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения. (запятая)

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Систематизация знаний об обобщающих словах .

В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь… (В. Арсеньев.)

(Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra), листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.)

В роли обобщающих слов используются:

  1. местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

Работа в группах по теме «Знаки препинания при обобщающих словах»
1-я группа.

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

2-я группа.

Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью .

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью .

3-я группа.

Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Вывод: (диск)

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

V. Первичная проверка изученного.

С.114 упр. 179 – устно.

VI. Применение изученного.

Тестовое упражнение №2 (диск)

VII. Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(Списать текст, вставить слова, расставить знаки)

                                                    Русские реки
       Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

- Сверяем с изображением на экране.

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге,  пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами  разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

VIII. Обобщение и систематизация изученного.

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

IX. Этап контроля и самоконтроля.

Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

X. Этап коррекции.

1 – Г; 2 – В,Г

XI. Информация по домашнему задания.

Выучить правило с. 113-114

  1. выполнить упр. 180 с.114
  2. в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах
  3. написать сочинение-миниатюру на тему «Снегопад», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

XII. Подведение итогов. (листы самоконтроля)

XIII. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающие слова при однородных членах предложения Урок русского языка в 8 классе Подготовила Шевченко И.Н.

Слайд 2

Второе февраля Классная работа Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Слайд 3

Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения?

Слайд 4

Проверка домашнего задания

Слайд 5

Орфоэпическая разминка. Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты .

Слайд 6

Проговори и запомни! ЭкспЕрт , щавЕль , христианИн , ходАтайство , фенОмен , упрОчение , упорЯдочение , украИнский , углубИть , столЯр , срЕдства , афЕра , арАхис , Атлас (географическая карта), атлАс (ткань), аэропОрты .

Слайд 7

Орфографическая разминка Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Слайд 8

Орфографическая разминка Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой, также маленьком оконце избы с той же напряжённой силой, как и на небе.

Слайд 9

Грамматические загадки Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро… скоро . Выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения.

Слайд 10

Изучение нового материала В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении. Кое-где попадались старые большие деревья : тополь , липа , осокорь … (В. Арсеньев.)

Слайд 11

Для информации Осокóрь , чёрный тополь , листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.

Слайд 12

Изучение нового материала В роли обобщающих слов используются: 1) местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.: Все : лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.) 2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы: Он был мастер на все руки : слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

Слайд 13

Работа в группах по теме «Знаки препинания при обобщающих словах»

Слайд 14

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы. И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью . Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Слайд 15

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы. И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью . Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Слайд 16

Вывод: - если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то… - если обобщающее слово стоит после однородных членов, то… - если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

Слайд 17

Ребята, берегите зрение!

Слайд 18

Русские реки Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны. В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.

Слайд 19

Русские реки Бесчисленное множество водоёмов: малых рек , речушек , маленьких лесных ручейков , прозрачных озёр – разбросано по великим просторам нашей страны. В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям: серебряному Днепру , широкой красавице Волге , пустынным северным рекам. Медом , хлебом , рыбой , солью, драгоценными редкостными мехами – разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород , Псков и Москва

Слайд 20

Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения?

Слайд 21

Тест 1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы. Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами. Г. в мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб. 2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем. Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно. Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

Слайд 22

Проверь соседа! 1 – Г; 2 – В,Г

Слайд 23

Домашнее задание Выучить правило с. 113-114 1) выполнить упр. 180 с.114 2) в текстах художественной литературы найти предложения с обобщающими словами при однородных членах 3) написать сочинение-миниатюру на тему «Снегопад», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Слайд 24

Рефлексия Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня… Я как практик хочу… Я научился… Я считаю полезным … Я был бы рад… Я хотел бы вам сказать… Самым скучным на занятии было… Я все время злился, потому что… Я был бы рад, если бы… Теперь бы я хотел еще узнать …

Слайд 25

Урок окончен! Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Методическая разработка  поможет актуализировать знания  учащихся об однородных членах предложениях, находить их в тексте, составлять схемы....

Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

Представленный урок является вводным при изучении темы"Однородные члены предложения" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

       Тема: «Однородные члены предложения». Цели урока: образовательные:а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;б) уметь находить од...

Урок русского языка в 8 классе."Однородные члены предложения."

Однородные члены предложения."конспект урока+презентацияВид урока: урок-посещение картинной галереиТехнология: технология дифференцированного обученияЦель: повторить и систематизировать сведения об од...

Разработка урока по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок в 8 классе по русскому языку разработан в соответствии с ФГОС...