Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Еремина Ирина Анатольевна

Данный конспект предназначен  для учителей русского языка и литературы. Он может быть использован при подготовке к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения".  В конспекте представлены различные виды упражнений по закреплению умений находить обобщающие слова при однородных членах предложения и правильно ставить знаки препинания при них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

                                                             

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тип урока: Урок закрепления изученного

Цели урока:

образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь, коммуникативные умения и навыки, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер и проектор, доска, учебники « Русский язык. Практика 8 класс под ред. Ю.С.Пичугова .-М: Дрофа,  2023 г.», раздаточные карточки, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тип урока: Урок закрепления изученного

Основная цель урока - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с  обобщающими словами при однородных членах предложения .

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование прочных знаний об обобщающих словах при однородных членах.

- формирование умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

- формирование умений составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Метапредметные:

- умение находить обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;

- умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;

- умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Личностные:

- создание условий для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к произведениям изобразительного искусства.

ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер и проектор, доска, учебники « Русский язык. Практика 8 класс под ред. Ю.С.Пичугова .-М: Дрофа,  2017г.», раздаточные карточки, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

                                    Ход урока

1. Самоопределение к  деятельности.

Улыбайся

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.

Я начала наш урок с этого замечательного четверостишия, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго  и удачного дня.

2. Актуализация знаний.

-  Прочитайте слова (слайд)

(растения, животные, одуванчик, насекомые)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что вы знаете об обобщающих словах?

3.  Постановка учебной задачи.  

О чем мы будем вести разговор на уроке? Сформулируем тему урока.

- Давайте определим цели урока.

- Цель нашего урока систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания; расширить знания по теме.

4.Организация наблюдения над материалом. 

- Теперь посмотрим обобщающие слова в предложении

- Хотите ли вы вырасти красивой?

 - Как это, по-вашему, быть красивой?

 - А вот как о человеческой красоте говорит Чехов:(слайд)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Дайте полную характеристику предложению (повествовательное. невосклицательное, простое, двусоставное,распространенное, Полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

-Постройте схему.

- Сделайте вывод о функции обобщающего слова

( предложение приобретает логическую завершенность)

- Согласны ли вы с Чеховым?

- Как сделать красивым лицо? Одежду? Душу? Мысли?

- Что может помочь в этом человеку?

- Да искусство имеет огромное влияние на человека. Художник Ф. Васильев сказал однажды: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор и без единого облачка и передать это так, как в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и чистоты, будет отложен».

5.Закрепление с проговариванием во внешней речи.

1)Работа с картиной Ф. Васильева «Мокрый луг» (слайд)

- Составить рассказ, включая предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения.

2) Работа с текстом (классу раздаются карточки с текстом и заданиями)

- Каков стиль текста?

- В каких ключевых фразах выражена главная мысль?

- Подберите свой заголовок.

- Какой эпитет кажется вам самым необычным?

- В каком слове безударная гласная может «спровоцировать» ошибку?

- Написание какого слова вам непонятно? Разберите его по составу,
обратитесь за помощью к учебнику, словарю, учителю.

- Значение какого слова Вам необходимо уточнить в словаре?

 - Какие выразительные средства встречаются в тексте?

6.Самостоятельная работа.

  Дописать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть обобщающие слова и однородные члены предложения.

7.Контроль за усвоением знаний. Тест с самопроверкой (слайд)

8.Рефлексия учебной деятельности. (слайд)

-Я научился…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мои ощущения…

9.Домашнее задание. (на выбор)

1.Выписать примеры предложений с обобщающими словами из произведений художественной литературы.

2.Упр.272


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...