Главные вкладки

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Богатырёва Анна Васильевна

    Слово учителя.

    Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным даром речи, способностью по­нимать всё окружающее и передавать свои мысли, чувства, переживания в слове.

    Собираясь на сегодняшний урок, я захватила с собой Чехова. Скажите, поче­му? Во-первых, потому, что это писатель-классик. Во-вторых, его проза простая, лаконичная, ясная. В-третьих, это - мастер-пейзажист. Его картины природы от­мечены своеобразным лиризмом.

    Сам Чехов в письме Плещееву заметил «Пока я писал, я чувствовал, что пахло около меня летом и степью». А один из критиков завершил свой отзыв старой строкой, припомнившейся как бы непроизвольно: «Чёрт вас побери, степи! Как вы хороши у Чехова».

    -    У вас на столах лежит текст, с которым мы сегодня будем работать.

     Тема урока «Сложноподчинённые предложения и их роль в тексте».

     

    Цель данной работы: проверим умения различать виды придаточных, опреде­лять их роль в тексте, их место в сложноподчинённом предложении; правиль­но расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений; определять вид односоставных предложений.

    -    Учитель читает текст (отрывок из повести А. П. Чехова «Степь».)

    Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. (На) право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что (то) (не) ведомое и страшное. Налево всё небо над г...ризонтом было залито б...гровым заревом, и трудно было понять, был ли то где (нибудь) пожар или (же) соб...ралась восходить луна. Даль была видна, как днём, но уж её нежная лиловая окраска, затуш...ванная вечерней мглой, пр...пала, и вся степь пряталась во мгле...

    В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели. Не поют в лесных балочках соловьи, (не) пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизн.... Едва зайдёт солнце и землю окута...т мгла, как дневная тоска забыта, всё проще...о, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; ед...шь и чу...ству...шь, что засыпаеш..., но вот откуда (то) доносится отрывистый , тревожный крик (не) уснувшей птицы или раздаётся (не) определённый звук, похожий на чей (то) голос, и дремота опускает веки ... Пахнет сеном и высушенной травой и запоздал...ми цветами, но зап...х густ, сладко (приторен) и нежен.

     

    -    Что вы знаете о Чехове? (сообщение ученика).

    -    Докажем, что перед нами текст? (предложения объединены общей темой «Степь летом», делится на абзацы.

    -    Каким стилем написан?

    -    Художественным. При помощи олицетворения, сравнения автором нарисо­вана картина степи).

    -    Какого типа речи этот текст? (Описание. Автор в большом количестве ис­пользует контекстуальные эпитеты).

    -    Попробуем выделить основные образы текста? (образ степи, образ автора).

    -    На каких приёмах построен текст? (сопоставления, постепенное развитие мысли).

    -    Какими словами пользуется автор, чтобы описать, как всё в степи изменя­ется, движется? (обилием глаголов, назовём их).

    -    Кто стоит за текстом? (чуткий, внимательный любящий природу, пони­мающий её, умеющий выразить свои чувства в слове).

    -    Выражено ли авторское отношение? (использование эмоционально-окрашенных слов: степь прекрасна и полна жизни, убаюкивает, как колы­бельная песня, запах сладко-приторен и нежен.)

    -    Ваше впечатление от текста? (автор передает свою любовь к природе и за­ражает этим чувством читателя).

    -    При помощи каких предложений Чехов это делает? (сложных)

    -    Мы с вами уже изучили сложноподчинённые предложения. Найдём их в тексте и объясним их использование.

    -    Всё, что было кругом... (дополнение, пояснение).

    -    Направо темнели холмы, которые... (определенность, конкретность).

    -    Чувствуешь, что... (состояние человека).

    Едва зайдет солнце, (временные - это новый вид придаточных - обстоя­тельственные).

    -    Много в этом тексте односоставных предложений. Определим их вид и роль в тексте:

    -    Трудно было понять - безличное (состояние человека).

    -    Не пахнет цветами (безличное).

    -    Едешь и чувствуешь, что засыпаешь - (определенно-личные).

    -    Пахнет сеном (безличное).

    -    Человек и природа - неделимое целое. Человек - часть её. Он засыпает, и степь легко вздыхает широкой грудью, (олицетворение).

    -    Расставим пропущенные запятые.

    -    Какие виды орфограмм пропущены в словах?

    (Индивидуальная работа у доски, с последующей фронтальной проверкой). Полный синтаксический разбор первого предложения.

    Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям.

    -    повеств., сложноподчиненное, невоскл., с прид. изъясн.

    1.   предл. главное, двусост., полное, распр.,

    2.   предл., прид., двусост., полное, распр.

    Вывод. Что вносят в текст

    -    придаточные определительные?

    -    придаточные изъяснительные?

    В качестве проверки знаний каждому предлагается тест.

    Вариант 1

     

    Задание 1.

     

    Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

     

    1.  В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

    2.  Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

    3.  На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

    4.   Мы спросили, когда нам прийти снова.

    5.  Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)

     

    Задание 2.

    На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.    

                                       

    Вечерами_ когда_ провожая закат_ соловьи на берёзах поют у крыльца4 вспоминаю нередко я ласковый взгляд_ и суровую поступь отца.

     

    Вариант 2

     

    Задание 1.

     

    Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

    1.  Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.

    2.  В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    3.  В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

    4.  Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.

    5.  Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла? (М. Исаковский.)

     

    Задание 2.

     

    На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.

     

    По   голосу   его,   по   тому      как   он   вдыхал   запах   воды_ оглядываясь по сторонам      я понял, что Зуев не хочет торопиться     только потому, что с необыкновенной радостью_  ощущает себя в привычных местах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме:

    «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте»

    (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.

    Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным даром речи, способностью понимать всё окружающее и передавать свои мысли, чувства, переживания в слове.

    Собираясь на сегодняшний урок, я захватила с собой Чехова. Скажите, почему? Во-первых, потому, что это писатель-классик. Во-вторых, его проза простая, лаконичная, ясная. В-третьих, это - мастер-пейзажист. Его картины природы отмечены своеобразным лиризмом.

    Сам Чехов в письме Плещееву заметил «Пока я писал, я чувствовал, что пахло около меня летом и степью». А один из критиков завершил свой отзыв старой строкой, припомнившейся как бы непроизвольно: «Чёрт вас побери, степи! Как вы хороши у Чехова».

    -    У вас на столах лежит текст, с которым мы сегодня будем работать.

     Тема урока «Сложноподчинённые предложения и их роль в тексте».

    Цель данной работы: проверим умения различать виды придаточных, определять их роль в тексте, их место в сложноподчинённом предложении; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений; определять вид односоставных предложений.

    -    Учитель читает текст (отрывок из повести А. П. Чехова «Степь».)

    Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. (На) право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что (то) (не) ведомое и страшное. Налево всё небо над г...ризонтом было залито б...гровым заревом, и трудно было понять, был ли то где (нибудь) пожар или (же) соб...ралась восходить луна. Даль была видна, как днём, но уж её нежная лиловая окраска, затуш...ванная вечерней мглой, пр...пала, и вся степь пряталась во мгле...

    В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели. Не поют в лесных балочках соловьи, (не) пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизн.... Едва зайдёт солнце и землю окута...т мгла, как дневная тоска забыта, всё проще...о, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; ед...шь и чу...ству...шь, что засыпаеш..., но вот откуда (то) доносится отрывистый , тревожный крик (не) уснувшей птицы или раздаётся (не) определённый звук, похожий на чей (то) голос, и дремота опускает веки ... Пахнет сеном и высушенной травой и запоздал...ми цветами, но зап...х густ, сладко (приторен) и нежен.

    -    Что вы знаете о Чехове? (сообщение ученика).

    -    Докажем, что перед нами текст? (предложения объединены общей темой «Степь летом», делится на абзацы.

    -    Каким стилем написан?

    -    Художественным. При помощи олицетворения, сравнения автором нарисована картина степи).

    -    Какого типа речи этот текст? (Описание. Автор в большом количестве использует контекстуальные эпитеты).

    -    Попробуем выделить основные образы текста? (образ степи, образ автора).

    -    На каких приёмах построен текст? (сопоставления, постепенное развитие мысли).

    -    Какими словами пользуется автор, чтобы описать, как всё в степи изменяется, движется? (обилием глаголов, назовём их).

    -    Кто стоит за текстом? (чуткий, внимательный любящий природу, понимающий её, умеющий выразить свои чувства в слове).

    -    Выражено ли авторское отношение? (использование эмоционально-окрашенных слов: степь прекрасна и полна жизни, убаюкивает, как колыбельная песня, запах сладко-приторен и нежен.)

    -    Ваше впечатление от текста? (автор передает свою любовь к природе и заражает этим чувством читателя).

    -    При помощи каких предложений Чехов это делает? (сложных)

    -    Мы с вами уже изучили сложноподчинённые предложения. Найдём их в тексте и объясним их использование.

    -    Всё, что было кругом... (дополнение, пояснение).

    -    Направо темнели холмы, которые... (определенность, конкретность).

    -    Чувствуешь, что... (состояние человека).

    Едва зайдет солнце, (временные - это новый вид придаточных - обстоятельственные).

    -    Много в этом тексте односоставных предложений. Определим их вид и роль в тексте:

    -    Трудно было понять - безличное (состояние человека).

    -    Не пахнет цветами (безличное).

    -    Едешь и чувствуешь, что засыпаешь - (определенно-личные).

    -    Пахнет сеном (безличное).

    -    Человек и природа - неделимое целое. Человек - часть её. Он засыпает, и степь легко вздыхает широкой грудью, (олицетворение).

    -    Расставим пропущенные запятые.

    -    Какие виды орфограмм пропущены в словах?

    (Индивидуальная работа у доски, с последующей фронтальной проверкой). Полный синтаксический разбор первого предложения.

    Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям.

    -    повеств., сложноподчиненное, невоскл., с прид. изъясн.

    1.   предл. главное, двусост., полное, распр.,

    2.   предл., прид., двусост., полное, распр.

    Вывод. Что вносят в текст

    -    придаточные определительные?

    -    придаточные изъяснительные?

    В качестве проверки знаний каждому предлагается тест.

    Вариант 1

    Задание 1.

    Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

    1.  В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

    2.  Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

    3.  На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

    4.   Мы спросили, когда нам прийти снова.

    5.  Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)

    Задание 2.

    На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.     

                                       

    Вечерами_ когда_ провожая закат_ соловьи на берёзах поют у крыльца4 вспоминаю нередко я ласковый взгляд_ и суровую поступь отца.

    Вариант 2

    Задание 1.

    Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

    1.  Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.

    2.  В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    3.  В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

    4.  Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.

    5.  Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла? (М. Исаковский.)

    Задание 2.

    На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.

    По   голосу   его,   по   тому      как   он   вдыхал   запах   воды_ оглядываясь по сторонам      я понял, что Зуев не хочет торопиться     только потому, что с необыкновенной радостью_  ощущает себя в привычных местах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс

    Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...

    Урок русского языка. Повторение по теме "Сложноподчиненное предложение"

    Данный урок отвечает современным требованиям ФГОС.  На уроке выполняются воспитательные, образовательные и развивающие задачи.Урок проникнут духом Олимпиады 2014....

    План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

    Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

    План-конспект урока русского языка в 10 «б» классе. Комплексный анализ текста по теме «Народ-патриот как подлинный творец истории»

    Цель урока: воспитание чувства патриотизма; воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти; развитие устной речи учащихся; проверка орфографической и пунктуацио...

    Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

    Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

    Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

             Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...