План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая технология Оборудование: - раздаточный материал; - карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  План-конспект урока русского языка (6 класс VIII вида)

                             Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление

Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая        технология

Оборудование: - раздаточный материал; - карточки

                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок- прогулка по полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать ягоды- клубнички(бумажные). Кто больше ягод насобирает, тому мы присвоим почетное звание «Умнички».

(класс делится на группы)

Отгадайте загадку и поймете, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять, гуляя по полянкам:

                            Слово делится на части,

                            Ах, какое это счастье!

                            Может каждый грамотей

                            Собрать слово из частей.

                                                         (морфемика)

А из каких частей состоит слово? Дома вы повторяли все части слова, теперь проверим, готовы ли вы к уроку.

3. 1 полянка- Разминочная ( за каждый верный ответ выдается ягодка).

а) Вопросы: Что такое окончание? Как найти его в слове?

   Каждой группе дается задание: выделить окончания в словах, объяснить свой выбор.

   1 группа: интересного, дрожь, купите, весело

   2 группа: веселой, карандаш, решишь, дружно

б) Вопрос: Что такое основа слова? Какие морфемы входят в основу слова?

    Каждой группе дается задание: выделить основу слова в словах, объяснить свой выбор.

    1 группа: шкаф, любишь, окно, хорошо

    2 группа: стулья, щенок, помогаете, интересно

в) Задание: докажите, что приставка и суффикс являются значимыми частями слова(1 группа-о суффиксе, 2 группа- о приставке)

    Выделите приставки и суффиксы в словах, объясните их значение.

    1 группа: преотличный, котята, въехал

    2 группа: выбежал, медвежонок, приколоть

г) Задание: придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –говор-. Какая группа придумает больше слов?

Образец: проговорить, заговорить, уговорить, говорить, говорение и т.д.

Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

  1. 2 поляна- Соревновательная (за каждый верный ответ выдается ягодка)

а)Учитель: Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В каждом из них листок с загадкой и задание для вас. Вы должны выписать из текста загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:

                                       На окне стоит горшок,

                                       А в горшке растет цветок,

                                       Посмотреть- не разберешь:

                                       Не растение, а еж.

                                                                       (кактус)

 Кто быстрее и больше выпишет слов, соответствующих схемам?

Образец: окне, стоит, растет (корень, окончание, основа)

                цветок, растение (корень, суффикс, окончание, основа)

                посмотреть (приставка, корень, суффикс, суффикс, основа)

             разберешь (приставка, корень, окончание, основа)

б) Учитель: Ребята, какие в загадке слова с необычными корнями вы увидели?( корни с чередующимися гласными: растет, разберешь, растение)

А какие еще корни с чередующимися гласными вы помните?(дети называют корни, примеры-слова с этим корнями, проговаривают правила, учитель показывает карточки с чередующимися корнями)        

        Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

  1. 3 поляна- Сообразительная ( за каждый верный ответ выдается ягодка)

 а) На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое?

Задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

1 группа- пот, потолок, потливый

2 группа- море, морщины, морской

1 группа- боль, больница, большой

2 группа- водить, вода, подводник

б) Определите способы образования данных слов:

    1 группа: лесоруб (сложение)

                    водопроводчик (суфф.)

                   переход (бессуфф.)

        перепрыгнуть (прист.)

                   МГУ (сложносокращ.)

   2 группа: пароходная (суфф.)

                   пчеловод (сложение)

                   отъехать (прист.)

                   кресло-кровать (сложение слов)

                   заход (бессуфф.)

 Подведение итогов, подсчет ягодок.

  1. 4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)

  Учитель: А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый справится с заданием- поднимите руку.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

     Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

     Суффикс возьмите из слова «обращение».

     Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа   (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»  (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать»  (перелетать)

 Подведение итогов, подсчитывание ягодок.

  1. 5 поляна- Логика.

  Учитель: Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».

1

с

2

11

а

3

м

4

о

5

л

6

ё

7

т

  1. Специалист по разведению садов (садовод)
  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
  3. Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)
  4. Русская народная игра-пляска (хоровод)
  5. Лес, поваленный бурей (бурелом)
  6. Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)
  7. Огнестрельное оружие (пулемет)

Подведение итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается звание «Умнички».

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников (Всем детям предлагается на листочках написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их мнению, сегодня заслужили ребята. Учитель при выставлении оценок учитывает мнения учеников)

Сообщение и объяснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....