План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чернова Ирина Валентиновна
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять род несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; отрабатывать умение в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными в) способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе

 с использованием приёмов ТРКМ  по теме:

«Несклоняемые имена существительные»

Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос

Цель: познакомить учащихся   понятием «несклоняемые имена существительные»

а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях  и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять род несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; отрабатывать умение в согласовании прилагательных  и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми  именами существительными

 в) способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Мотивация.

- Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

(Слайд 1) Формула успеха: улыбка – хорошее настроение - вера в себя – отличный результат.

-Теперь запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

  1. Словарно-орфографическая работа «Доскажи словечко» ( 2 уч-ся работают у доски) (cлайд 2)

-Словарно-орфографическая работа будет называться «Доскажи словечко», возьмите листы под номером 1, запишите слова и обозначьте орфограммы.

Человек, который даёт деньги в рост под большие проценты (ростовщик)

Короткая чёрточка, употребляемая для соединения чатей сложного слова, двух слов или являющаяся частью переноса (дефис)

Грубый, невоспитанный человек (невежа)

Последовательность  действий для выполнения какой-либо задачи (алгоритм)

Документ, подтверждающий получение разного уровня образования (аттестат)

Минимальная значимая часть слова (морфема)

Дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта (шоссе)

- Какие орфограммы встретились в словах?

  1. Вызов.  Приём «Верно - неверно» (актуализация знаний)

- Верно ли, что данные слова являются именами существительными? (верно)

- Верно ли, что существительное можно изменять по падежам и числам? (верно)

-Верно ли, что изменение по падежам и числам называется склонением? (верно)

- Верно ли, что в русском языке существует четыре склонения имён существительных? (неверно)

- Верно ли, что слова аттестат и шоссе склоняются одинаково? (разные ответы)

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрите на склонение этих существительных (слайд 3) Что вы заметили? (что слово шоссе не склоняется)

- Какая морфема отсутствует у этого слова? (окончание)

- Так верно ли, что слова «аттестат» и «шоссе» склоняются одинаково? (неверно)

IV. Определение темы урока и целеполагание. (слайд 4)

 - Как бы вы определили тему урока, используя ключевые слова: существительное, склонение, род? (несклоняемые имена существительные и их род). Запишите тему и определите для себя цели (слайд 5) на данном уроке:

  • Узнать, какие существительные называются несклоняемыми;
  • Уметь находить их в предложении и правильно употреблять в речи;
  • Учиться определять род  данных существительных

  1. Осмысление. Работа в группах.

  1. КЛАСТЕР. Перейдём непосредственно к добыванию информации. Откройте учебники на стр. 122 , прочитайте самостоятельно материал и в течение 3 мин составьте кластер на тему «Несклоняемые имена сущ-е» (лист №2), запишите в справочник.

  1. Афиширование ответов учащихся. (слайд  6)

  1. «Редакторы». Каждой группе предстоит выступить в роли редакторов. Вы услышите песенку, в которой неправильно употреблены несклоняемые сущ-е. Ваша задача: вписать в текст песни (лист №3)правильную форму этих слов.  А если кто-то не будет успевать за словами песни, текст будет перед вами на слайде. ( слайд 7)

- Опираясь на кластер, определите, какие неизменяемые слова были употреблены в тексте песенки (иноязычные нарицательные)

4) Афиширование ответов

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

2 наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

А теперь прошу садиться,

Чтобы дальше потрудиться!

  1. «Корзина идей»  (слайд 8)

- Скажите, какие две задачи мы уже реализовали? (1 и 2) Приступим к достижению третьей немаловажной задачи урока – это определение рода несклоняемых сущ-х.  Как вы думаете, какого рода слово шоссе? А кенгуру?

-  Предположите, как можно определить род несклоняемых существительных, давайте соберём нашу «корзину идей». (Запись версий учителем на доске) К вашим предположениям мы вернёмся позже.

6)  Приём «Фишбоун».

- Изучите теоретический материал на стр. 122 – 123, составьте схему, используя приём «Фишбоун», на тему «Род несклоняемых существительных». (лист 4)

5) Афиширование ответов (слайд 10)

- Давайте вернёмся к нашей «корзине идей» и сверим ваши предположения с  правильными

  1. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.  

(Лист 5)

1 группа  Дописать окончания прилагательных, определить род существительных, указывая категорию

Бразильск… кофе, просторн… фойе, смотреть интересн… кино,  транслировать по местн… радио, аккомпанировать на черн… пианино, быстр… такси, солнечн… Тбилиси, остроумн… конферансье, справочн… бюро, огромн… шимпанзе, забавн… пони, велик.. Верди, юн… леди, многоводн… Миссисипи.

  2 группа Выписать несклоняемые имена существительные, сгруппировав по категориям. Ваша оценка будет зависеть от количества выписанных слов.

19-23 слова - «5» 14-18 слов - «4» 10-13 слов - «3»  меньше 10 слов - «2»

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Стокгольме, Осло, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги Александра Дюма, Виктора Гюго, Вильяма Шекспира. Но ей было не до чтения. На пути из Финляндии в Швецию она вспоминала о своей учебе в МГУ, о московском метро, о веселом конферансье на концерте в Баку.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в пальто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе  осетра с пюре, выпила чашечку кофе.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или на Капри.

           3 группа  Определить род существительных, обозначающих продукты питания: киви, иваси, кофе,кольраби, салями, авокадо.  Используя формы речевого этикета, а также различные определения (вкусный, спелый, ароматный и другие) угостите своих друзей.  Составьте рассказ из5-6 предложений и запишите.

           4 группа Определите род существительных,  обозначающих животных и птиц: шимпанзе, пони, какаду, гризли, кенгуру, фламинго. Используя различные определения (умный, хитрый, сообразительный и другие), проведите экскурсию в зоопарке для своих друзей. Составьте и запишите рассказ из 5-6 предложений.

  1. Рефлексия (слайд 15)

- Вы хорошо поработали. Достигли ли поставленных целей?

 Руководители групп, возьмите оценочные листы и поставьте оценки своим одногруппникам.

-Я предлагаю вам устно закончить предложения «Сегодня на уроке…»

А желающие могут написать синквейн по данной теме

VII. Домашнее задание. (сайд 16) У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, голубого цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.

Переверните карточки. Это ваше домашнее задание.

Легкий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С 3-5 словами составить и записать предложения.

Средний уровень сложности: выполнить упр.240 (списать, вставить пропущенные буквы, определить род несклоняемых существительных)

Высокий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, используя географическую карту. Составить с ними предложения и записать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»

Тема: Падежные окончания существительных во множественном числеЦель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;Задачи:Образовательные: развивать умение выделять пад...