Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Белова Лидия Васильевна

    В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учителю в данной ситуации легче работать(хотя и ему нужны особые терпение и выдержка), чем младшим школьникам, у которых еще недостаточно сформировано произвольное внимание. При подготовке к урокам в классе-комплекте приходится тщательнее продумывать этапы урока, чередование самостоятельной и коллективной работы учащихся. Буду рада, если конспект урока русского языка в классе-комплекте( 2 и 4) поможет кому-то при подготовке к урокам в аналогичных классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_klasse.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

                                                                                 Учитель Белова Л.В.

    4 класс

    2 класс

    Тема: Части речи (обобщение). Имя существительное.

    Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

    Цели урока: усовершенствовать знания об особенностях имен существительных; развивать умения распознавать их и правильно употреблять.

    Цели урока: развивать умение отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на вопрос и общее значение; совершенствовать навыки употребления их в речи.

    Ход урока


    1. Орг. момент. 

    – Сегодня на уроке мы повторим все, что выучили об имени существительном.

    - Давайте настроимся на хорошую работу. Повторяйте за мной:

    *Я буду внимательным

    *Я буду думать

    *Буду сосредоточенно размышлять

    *Буду старателен и догадлив

    2. Фронтально.

    - Что такое имя существительное?

    - Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

    3. Грамматическая разминка.

    (Дети запоминают слова в течение 20 секунд)

               1) библиотека

               2) чтение

               3) поэт

    - Были ли слова, которые относятся к м.р.? (поэт)

    - К какому склонению относится предпоследнее слово? (2 скл., чтение)

    - Под каким номером находится односложное слово? (нет такого)

    - Употребите последнее слово в П.п. (о поэте)

    - Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова. (1+2+2=5)

    - Назовите существительное, которое имеет только форму ед. числа. (чтение)

    - Чем можно объединить все слова? (это сущ., тема – книга)

    - Какие признаки имен существительных постоянны?

    - Как определить род? Склонение?

      Запишите окончания сущ в таблицу.

              1скл              2 скл                 3 скл

      М.р. -                  м.р.-                    ж.р.-

      Ж.р. -                  с.р. -            

    - Как изменяются имена существительные?

    4. Самостоятельно (с последующей проверкой).

    - Выполните упр. 544 на стр. 130-131 по заданию самостоятельно.

    - Прочитайте имена существительные 1 скл, 2, 3.

















    5. Комментированное письмо.

    - Просклоняйте имена существительные: дорога, автомобиль, пристань.

    - Запишите окончания в таблицу.

                   1 скл            2 скл             3 скл

      Р.п.

      Д.п.

      П.п.

    - Какие окончания у существительных 1 склонения? У сущ 3 склонения?

    - В стихотворении Ю. Карасева «Приключения зеленого листа» определите падежи существительного ЛИСТ.

    - Как определяли падежи?

    6. Самостоятельно (с последующей проверкой).

    - Спишите, вставляя пропущенные окончания, укажите склонение и падеж существительных.

      Нарисовал на асфальт…  (2 скл. П.п.)

      Ушел без братишк…

      Сочинение о собак…

      Прокатился на карусел…

      Сидела около скамейк…

      Рассказал о медал…

      Ехал по площад…

      Бежал по тропинк…

    7. Письмо под диктовку.

    - Запишите предложение под диктовку, разберите его по членам, укажите части речи.

    Воробьи весело чирикают, прыгают по дорожке, купаются в песке.


    8. Игра «Поехали-поехали».

    - Вы – пассажиры на поезде. Я буду называть слова. Если вы услышите имя существительное – делаете остановку и хлопаете в ладоши.

      Деревянный, шумит, школа, звонкий, перемена, нарисовал, поет, они, добрая, тишина.

    9. Итог урока.

    Ход урока


    1. Орг. момент. (проводится вместе с четвертым классом).








    2. Фронтальный опрос.

    - Какие слова мы называем именами существительными?


    3. Самостоятельно (с последующей проверкой).

    - Запишите имена существительные в два столбика.

       Слон, мороз, дедушка, носорог, подснежник, воробей, лисица, ученик, дежурный, весна, карандаш, солнце, трактор, книга.

    - Допишите по 1-2 слова в каждый столбик, поставьте ударение в словах.

    - Кого обозначают существительные в 1-ом столбике?
















    4. Работа под руководством учителя.

    - Запишите отгадки в столбик (начало строки) и с большой буквы.

    - Кто рыбачит на реке

      С тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

    - Кто хлопочет с поварешкой,

      Варит вкусный суп с картошкой? (Повар)

    - Кто пасет овец и коз

    Там, где луг травой зарос? (Пастух)

    - Кто на ранней зорьке встал,

      Плугом поле распахал? (Тракторист)

    - Что обозначают отгадки? (Названия профессий)

    - Давайте припишем по 2 слова однокоренных и выделим корни.

    - А что мы называем корнем слова?

      Рыбак, рыбачит, рыба.

      Повар, варит, варенье.

      Пастух, пасет, пастушок.

      Тракторист, трактор.


    5. Самостоятельная работа(с послед. проверкой)

    - Спишите, вставьте пропущенные буквы и подчеркните подлежащее и сказуемое.

         Бабушка Дар…я св…зала внукам пуховые варе…ки.

    - Назовите имена существительные.

    - Расскажите о своей семье так:

      Кто -  мама, кто – сын Игорь, кто – бабушка …







    6. Работа под рук. учителя.

    - Составьте цепочку из словарных слов (домино-

    Огурец, помидор, овес, капуста, береза, земляника).








    7. Списывание с заданием.

    - Спишите предложение, поставьте ударение в словах, подчеркните гласные буквы.

    Береза, капуста, земляника, овес – растения.



    8. Игра «Поехали-поехали».

    (Игра проводится вместе с четвертым классом).



     


    9. Итог урока.

    4 класс

    1)    

    1 скл

    2 скл

    3 скл

    м.р.  

    м.р.

    ж.р.

    ж.р.

    с.р.

                                               

    2)          

    1 скл

    2 скл

    3 скл

    Р.п.

    Д.п.

    П.п.

               

    3)      «Приключения зеленого листа»          Ю.Карасев

                  Как-то раз с большого клена

                  Оторвался лист зеленый

                  И пустился вместе с ветром

                  Путешествовать по свету.

                  Закружилась голова у зеленого листа.

                  Ветер нес его и нес,

                  Бросил только на мосту.

                  В тот же миг веселый пес

                  Шмыг – к зеленому листу!

                  Лапой – хвать зеленый лист,

                  Дескать, поиграем.

                  «Не хочу», - парашютист

                  Головой качает…

                  Ветер вновь с листом зеленым

                  Закружил над старым кленом,

                  Но шалун уже устал

                  И ко мне в тетрадь упал…

                 Я пишу в саду под кленом

                 Стих о том листе зеленом.

                                                       

    4)     - Спишите, вставляя пропущенные окончания, укажите склонение и падеж существительных.

      Нарисовал на асфальт…  (2 скл. П.п.)

      Ушел без братишк…

      Сочинение о собак…

      Прокатился на карусел…

      Сидела около скамейк…

      Рассказал о медал…

      Ехал по площад…

      Бежал по тропинк…

    2 класс

     1) Запишите слова в 2 столбика.

     Слон, мороз, дедушка, носорог, подснежник, воробей, лисица, ученик, дежурный, весна, карандаш, солнце, трактор, книга.

    2) Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

        Подчеркните подлежащее и сказуемое.

        Бабушка  Дар…я  св…зала  внукам  пуховые  варе…ки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

    Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

    конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

    конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

    Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

    Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

    Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

    Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....