Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
план-конспект урока по русскому языку по теме

Белова Лидия Васильевна

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учителю в данной ситуации легче работать(хотя и ему нужны особые терпение и выдержка), чем младшим школьникам, у которых еще недостаточно сформировано произвольное внимание. При подготовке к урокам в классе-комплекте приходится тщательнее продумывать этапы урока, чередование самостоятельной и коллективной работы учащихся. Буду рада, если конспект урока русского языка в классе-комплекте( 2 и 4) поможет кому-то при подготовке к урокам в аналогичных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

                                                                             Учитель Белова Л.В.

4 класс

2 класс

Тема: Части речи (обобщение). Имя существительное.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели урока: усовершенствовать знания об особенностях имен существительных; развивать умения распознавать их и правильно употреблять.

Цели урока: развивать умение отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на вопрос и общее значение; совершенствовать навыки употребления их в речи.

Ход урока


1. Орг. момент. 

– Сегодня на уроке мы повторим все, что выучили об имени существительном.

- Давайте настроимся на хорошую работу. Повторяйте за мной:

*Я буду внимательным

*Я буду думать

*Буду сосредоточенно размышлять

*Буду старателен и догадлив

2. Фронтально.

- Что такое имя существительное?

- Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

3. Грамматическая разминка.

(Дети запоминают слова в течение 20 секунд)

           1) библиотека

           2) чтение

           3) поэт

- Были ли слова, которые относятся к м.р.? (поэт)

- К какому склонению относится предпоследнее слово? (2 скл., чтение)

- Под каким номером находится односложное слово? (нет такого)

- Употребите последнее слово в П.п. (о поэте)

- Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова. (1+2+2=5)

- Назовите существительное, которое имеет только форму ед. числа. (чтение)

- Чем можно объединить все слова? (это сущ., тема – книга)

- Какие признаки имен существительных постоянны?

- Как определить род? Склонение?

  Запишите окончания сущ в таблицу.

          1скл              2 скл                 3 скл

  М.р. -                  м.р.-                    ж.р.-

  Ж.р. -                  с.р. -            

- Как изменяются имена существительные?

4. Самостоятельно (с последующей проверкой).

- Выполните упр. 544 на стр. 130-131 по заданию самостоятельно.

- Прочитайте имена существительные 1 скл, 2, 3.

















5. Комментированное письмо.

- Просклоняйте имена существительные: дорога, автомобиль, пристань.

- Запишите окончания в таблицу.

               1 скл            2 скл             3 скл

  Р.п.

  Д.п.

  П.п.

- Какие окончания у существительных 1 склонения? У сущ 3 склонения?

- В стихотворении Ю. Карасева «Приключения зеленого листа» определите падежи существительного ЛИСТ.

- Как определяли падежи?

6. Самостоятельно (с последующей проверкой).

- Спишите, вставляя пропущенные окончания, укажите склонение и падеж существительных.

  Нарисовал на асфальт…  (2 скл. П.п.)

  Ушел без братишк…

  Сочинение о собак…

  Прокатился на карусел…

  Сидела около скамейк…

  Рассказал о медал…

  Ехал по площад…

  Бежал по тропинк…

7. Письмо под диктовку.

- Запишите предложение под диктовку, разберите его по членам, укажите части речи.

Воробьи весело чирикают, прыгают по дорожке, купаются в песке.


8. Игра «Поехали-поехали».

- Вы – пассажиры на поезде. Я буду называть слова. Если вы услышите имя существительное – делаете остановку и хлопаете в ладоши.

  Деревянный, шумит, школа, звонкий, перемена, нарисовал, поет, они, добрая, тишина.

9. Итог урока.

Ход урока


1. Орг. момент. (проводится вместе с четвертым классом).








2. Фронтальный опрос.

- Какие слова мы называем именами существительными?


3. Самостоятельно (с последующей проверкой).

- Запишите имена существительные в два столбика.

   Слон, мороз, дедушка, носорог, подснежник, воробей, лисица, ученик, дежурный, весна, карандаш, солнце, трактор, книга.

- Допишите по 1-2 слова в каждый столбик, поставьте ударение в словах.

- Кого обозначают существительные в 1-ом столбике?
















4. Работа под руководством учителя.

- Запишите отгадки в столбик (начало строки) и с большой буквы.

- Кто рыбачит на реке

  С тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

- Кто хлопочет с поварешкой,

  Варит вкусный суп с картошкой? (Повар)

- Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос? (Пастух)

- Кто на ранней зорьке встал,

  Плугом поле распахал? (Тракторист)

- Что обозначают отгадки? (Названия профессий)

- Давайте припишем по 2 слова однокоренных и выделим корни.

- А что мы называем корнем слова?

  Рыбак, рыбачит, рыба.

  Повар, варит, варенье.

  Пастух, пасет, пастушок.

  Тракторист, трактор.


5. Самостоятельная работа(с послед. проверкой)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и подчеркните подлежащее и сказуемое.

     Бабушка Дар…я св…зала внукам пуховые варе…ки.

- Назовите имена существительные.

- Расскажите о своей семье так:

  Кто -  мама, кто – сын Игорь, кто – бабушка …







6. Работа под рук. учителя.

- Составьте цепочку из словарных слов (домино-

Огурец, помидор, овес, капуста, береза, земляника).








7. Списывание с заданием.

- Спишите предложение, поставьте ударение в словах, подчеркните гласные буквы.

Береза, капуста, земляника, овес – растения.



8. Игра «Поехали-поехали».

(Игра проводится вместе с четвертым классом).



 


9. Итог урока.

4 класс

1)    

1 скл

2 скл

3 скл

м.р.  

м.р.

ж.р.

ж.р.

с.р.

                                           

2)          

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

Д.п.

П.п.

           

3)      «Приключения зеленого листа»          Ю.Карасев

              Как-то раз с большого клена

              Оторвался лист зеленый

              И пустился вместе с ветром

              Путешествовать по свету.

              Закружилась голова у зеленого листа.

              Ветер нес его и нес,

              Бросил только на мосту.

              В тот же миг веселый пес

              Шмыг – к зеленому листу!

              Лапой – хвать зеленый лист,

              Дескать, поиграем.

              «Не хочу», - парашютист

              Головой качает…

              Ветер вновь с листом зеленым

              Закружил над старым кленом,

              Но шалун уже устал

              И ко мне в тетрадь упал…

             Я пишу в саду под кленом

             Стих о том листе зеленом.

                                                   

4)     - Спишите, вставляя пропущенные окончания, укажите склонение и падеж существительных.

  Нарисовал на асфальт…  (2 скл. П.п.)

  Ушел без братишк…

  Сочинение о собак…

  Прокатился на карусел…

  Сидела около скамейк…

  Рассказал о медал…

  Ехал по площад…

  Бежал по тропинк…

2 класс

 1) Запишите слова в 2 столбика.

 Слон, мороз, дедушка, носорог, подснежник, воробей, лисица, ученик, дежурный, весна, карандаш, солнце, трактор, книга.

2) Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

    Подчеркните подлежащее и сказуемое.

    Бабушка  Дар…я  св…зала  внукам  пуховые  варе…ки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....