Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жиленкова Любовь Сергеевна

Завершающий урок по теме «Имя числительное».

Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО)

 по теме «Имя числительное»

учителя русского языка и литературы

Жиленковой Любови Сергеевны

9 февраля 2010 года

Тема на доске ( напечатана на отдельных бумажных полосках красивым наклонным шрифтом и прикреплена магнитами к доске)

Я бы в дикторы пошел, пусть меня научат!

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное»

Тип урока: урок обобщения изученного

Оборудование к уроку:

На доске вывешена таблица с образцами склонения имен числительных.

Эпиграф

И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате,

заваленной… книгами, я мечтаю,

 как летом влезу на Воробьевы горы,

 откуда глядел Наполеон, и посмотрю,

как горят сорок сороков на семи холмах,

 как дышит, как блестит Москва…

М.Булгаков

На задних партах, где рассаживаются гости, стоят таблички: 

Менеджер по подбору персонала

Генеральный директор

Менеджер-консультант

Управляющий компании

На стенах развешаны названия телекомпаний

Ход урока:

  1. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по теме «Имя числительное», и наша цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи. На протяжении нескольких уроков мы с вами учились и писать, и употреблять в речи имена существительные в соответствии с нормой.

Я уже говорила вам о том, что до сих пор многие взрослые люди не умеют правильно применять числительные в своей речи и самое сложное: поставить числительное в нужном падеже, то есть правильно просклонять. Вы тоже пока еще полностью самостоятельно не умеете этого делать, но самое главное – желать совершенствовать свою речь, находить и исправлять ошибки в своей и чужой речи. Очень режет слух, когда неправильно говорят дикторы радио и ведущие телевизионных программ. Иногда думаешь: как же они учили русский язык в школе и институте?

II.   Давайте мы сегодня с вами исправим их ошибки. У нас будет необычный урок. Мы пролистаем вперед календарь и представим, что вы закончили школу и выбрали институт, где вам очень пригодились знания русского языка – вы выбрали профессию Работник радио и телевидения. Обращаю внимание на тему урока на доске «Я бы в дикторы пошел…»

Вы многому научились и, наверное, неплохо знаете тему «Имя числительное». Давайте проверим вашу теоретическую подготовку. Фронтальный опрос:

1. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (тройка, три ,трехместный, удвоить, пятый,  пятиэтажный, сто, столетний, пятак, пятиклассник, пятидесятый)

  1. На какие две группы делятся числительные?
  2. Чем отличаются простые числительные от составных?
  3. В каких числительных пишется Ь в середине?
  4. В чем особенность склонения числительных 40, 90, 100?
  5. Назовите собирательные числительные.
  6. С любыми ли существительными они могут сочетаться?
  7. С какими существительными сочетаются существительные ОБА, ОБЕ?
  8. Как склоняются составные количественные числительные?
  9. Как склоняются составные порядковые числительные?

      III.   Молодцы! Вы хорошо закончили институт и показали неплохие знания русского языка. (На доске записаны новые трудные слова. Проводится словарная работа: обращается внимание на толкование слова, правописание и произношение. При избыточном времени можно эти слова записать в тетрадь:

МЕНЕДЖЕР – от англ. «управлять». Специалист по управлению (организует работу в компании, фирме, руководит деятельность групп сотрудников)

РЕЗЮМЕ – от франц. «излагать вкратце». Краткое изложение своей биографии в целях поиска работы.

РЕЙТИНГ (англ.) Оценка значимости, важности, масштабности объекта (фирмы. Банка, компании)

ВАКАНСИЯ – свободная, не занятая должность в учреждении. Пример: В компании ВГТРК нет ни одной свободной вакансии.

АНКЕТА – опросный лист для получения каких-л. сведений, составленный по определенной форме.

Слово учителя:

Крупнейшие телевизионные компании России (агентства) уже разместили в Интернете свои заявки по подбору сотрудников на должность ДИКТОР ТЕЛЕВИДЕНИЯ. У них появились вакансии. Вы закончили институты и готовы поработать. Вот только что выбрать? Для этого вы изучили, просмотрели рейтинги  компаний и выбрали самую успешную. Обратите внимание: на стене показаны логотипы (АББРЕВИАТУРЫ) этих компаний:

РИА Новости

Культура

ТНТ

ВГТРК

НТВ

Первый канал

Вы планируете работать на Центральном телевидении, на Первом канале. Вы становитесь соискателем места, должности, работы, на которую претендуете. Для этого вы пишете и отправляете по электронной почте свое резюме. Менеджер по подбору персонала (кадров, работников) назначает вам встречу, собеседование. На этой встрече вам предлагают заполнить анкету. По итогам рассмотрения этой анкеты менеджер принимает решение: сразу ли вас принять на работу, пригласить на второе собеседование или, к сожалению, отказать.

Я хочу познакомить вас с членами кадрового агентства (обращаю внимание на гостей), которые проверят ваши анкеты и примут решение о вашем знании имен числительных.

Итак, учимся заполнять Анкету соискателя. Для этого вам надо поработать в группе. Вся группа обсуждает правильное написание и готовит анкету к сдаче. Можно пользоваться тетрадью подсказок-правил (5-7 минут)

Анкета соискателя:

  1. Я родился в (1997) году
  2. В (2004) году я поступил в (1) класс школы №(37)
  3. Мне сейчас…лет
  4. В нашей школе(30) педагогов.
  5. Наша школа – это красивое (5, этаж) здание
  6. Из (590) учащихся хорошо учатся более (368) учеников
  7. Я  закончу (11) классов в (2016) году
  8. 5 (мальчики) и 5 (девочки) из нашего класса хотят в будущем работать дикторами телевидения.
  9. Рассчитываю на зарплату не менее (2.500)  рублей
  10. Мой контактный телефон – (359-68-19)

После окончания работы учитель предлагает сдать анкеты менеджеру по подбору персонала для проверки. Листочки сдаются гостям.

Подведение итогов I этапа, переход ко II этапу.

  1. Разминка. Замените эти слова другими Слова напечатаны крупно на отдельных бумажных полосках): Дюжина, пара, полтора, полтораста, полдень, пять с четвертью, без четверти пять, чертова дюжина.
  2. Задание: Вставьте Ь. Выходят к доске по очереди, объясняют.
  3. Задание: «4 лишнее»
  4. Объясните: «За ТРИДЕВЯТЬ  земель – это ЗА сколько?

В это время учитель пишет на доске «4 лишнее» (найдите лишнее существительное):

  1. ДВОЕ (певицы, котята, джинсы, ребята)
  2. ЧЕТВЕРО (коты, сани, шестиклассницы, часы)
  3. СЕМЕРО (сутки, козлята, подруги, дети)
  4. ОБЕ (девочки, мальчики, рукИ, стенЫ)

                                                                                          5-7 минут

Итак, вас приняли на работу, но с испытательным сроком 1 месяц. У нас на уроке испытательным сроком будет задание: найти числительные в эпиграфе урока, объяснить их написание и дать толкование словосочетанию сорок сороков. (Учитель в это время рассказывает о писателе Булгакове, чей юбилей отмечается в этом году)

Самостоятельная работа.

 А теперь надо показать свои знания темы «Имя числительное», выполнив тест. Тесты выдаются каждому индивидуально.

Итоговый тест по теме «Имя числительное»

Вариант 1

А1. В каком ряду оба слова – числительные?

  1. Четырех, удвоить
  2. Тройка, пятнадцатый
  3. Второй, двадцать
  4. Шестому, пятерка

А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

  1. Сем..надцать
  2. Сем..десят
  3. Сед..мой
  4. Сем..сот

А3. Какое числительное написано с ошибкой?

  1. Двенадцать
  2. Триста
  3. Миллион
  4. Двести

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Четырехсот двадцати делегатов
  2. (о) сорока килограммах
  3. Семистам восьми номерам
  4. Шестистами рублями

А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

  1. На обоих сторонах
  2. Двое суток
  3. Полутора месяцев
  4. К две тысячи десятому году

А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).

  1. К семнадцатое октября
  2. До трехсот восьмого километра
  3. В полутораста метрах
  4. Трое подруг

Резерв.

Решить: К 60, от 800 до 900, между 500, из 470, о 62, с 88 рублями.

Проверка домашнего задания.

 Надо было найти и записать пословицы и поговорки с числительными, а также вспомнить названия сказок, книг, кинофильмов, песен, в которых присутствует число.

Примеры:

Сказки: «Волк и семеро козлят», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и т.д.

Пословицы и поговорки: «Третий лишний»,  «ни 2, ни 1,5»; «два сапога пара», «один в поле не воин»,  «у семи нянек дитя без глазу»,  «семеро одного не ждут»,  7 бед – один ответ», «семи пядей во лбу» и т. д.

Фильмы: «17 мгновений весны»,  «3 тополя на Плющихе», «Два бойца»,  «4 танкиста и собака», «Пятый элемент» и т. д.

 Книги: «Два капитана», «100 лет одиночества» и т. д.

   

Заключение. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.