Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".
    план-конспект урока (6 класс) по теме

    Мукомолова Светлана Николаевна

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное"".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx29.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида

    Закрепление и обобщение

    по теме «Имя прилагательное».

    Учитель русского языка и литературного чтения

    Мукомолова Светлана Николаевна

    Цель: повторитьсистематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.

    Задачи:

    образовательные:

    - систематизация существенных признаков имени прилагательного как части  речи; повторить грамматические категории данной части речи,

    - выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;

    коррекционно-развивающие:

    – формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения, 
    – активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры, 
    – развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом. 
    – формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;

    воспитывающие:
    – прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность, 
    – воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей. 
    – воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления. 
    – формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

    оздоровительная:

    - рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

    Оборудование: презентация, экран, проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент. 
      На урок все собрались!
      Просыпайся! Не ленись!
      Чтобы многого добиться,
      Нужно хорошо учиться!

    1.  Повторение.
    1. - Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

                                             Я – часть речи интересная,

                                             Широко в миру известная:

                                             Опишу любой предмет –

                                             В этом равных со мной нет.

                                             Речь со мною выразительна,

                                             И точна, и удивительна.

                                             Чтоб красиво говорить,

                                             Мною нужно дорожить!

    Определяю я предметы.

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

    - Догадались?

    - Правильно. Это имя прилагательное. Цель нашего урока – повторить правописание окончаний прилагательных единственного и множественного числа, повторить роль прилагательных в речи.

    2. Словарная работа.

    Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

    - Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

    - Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

    - Самый крупный водоем на земле (океан).

    - Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

    - Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов (выкройка).

    - Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

    -  Военный человек (солдат).

     Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).

    Придумайте предложения с прилагательным «интересный».

    - Правильно. Это имя прилагательное.

    3. Вопросы:

    1. Что обозначает имя прилагательное?

    2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    3. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

    4. Как изменяется имя прилагательное?

    5. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

    6.  Как определить падеж существительного? (по вопросу)

    - Итак, для чего же нам нужны имена прилагательные? (имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).

    4. - Ребята, прочитайте стихотворение, которое записано на доске.

    Люблю берёзу русскую,

    То светлую, то грустную…

    Люблю её нарядную,

    Родную, ненаглядную.

                          (Александр Прокофьев)

    - О чём это стихотворение?

    - Запишите стихотворение в тетрадь.

    - Найдите прилагательные в этом стихотворении.

    Давайте определим, какие прилагательные относятся к существительному «берёза», какого они рода, числа, в каком падеже стоят. (Женского рода, единственного числа, в винительном падеже).

    III. Закрепление.

    - Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.

    1) - А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь в столбик.

    Загадки:

    Зелёные листочки,

    Жёлтые серёжки,

    Стоит в лесочке

     На белой ножке.

                                (Берёза)

    Говорливый, и журчащий,

    И холодный, и блестящий,

    Он по камешкам бежит,

    В речку дальнюю спешит.

                                    (Ручей)

    Круглое, горячее,

    Яркое, слепящее.

    На весь мир оно глядит,

    На себя же – не велит.

                                 (Солнце)

    - Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.

    2) - А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».

    Нужно записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное с разных сторон. (Проверка с места).

    Берёза – стройная, кудрявая, высокая.

    Ручей – говорливый, журчащий, холодный, блестящий.

    Солнце – круглое, горячее, яркое, красное, слепящее.

    3) - Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).

    - Как определить род прилагательного? (по роду существительного)

    - Определите род данных прилагательных.

    - В каком числе стоят данные прилагательные? (В ед.ч.).

    - Образуйте от данных прилагательных ед.ч. прилагательные мн.ч. (Устно).

    берёзы (какие?) стройные, …

    ручьи (какие?) говорливые, …

    солнца (какие?) яркие, …

    - Просклоняйте прилагательное «стройная» вместе с существительным «берёза».

    (Ученик склоняет прилагательное у доски).

    - Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного).

    - А как определить падеж существительного? (по вопросу).

    Зарядка для глаз.

    Прослушайте песенку «Оранжевая песня». Следите глазами за красками на экране.

    - Почему девочка все раскрасила в оранжевый цвет?

    Прочитайте словосочетания с прилагательным «оранжевая».

    Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевым ребятам, оранжевые песни.

    4) Работа по карточкам.  

    На оранжевых листочках записаны словосочетания.

    Задание: Определите род и число имен прилагательных, выделите окончания.

    - Как прилагательное согласуется с именем существительным? (в роде, числе, падеже)

    - Как вы определили окончания имён прилагательных? (по вопросу)

    Закрепление (продолжение).

    5) Работа с предложением  у доски.

    На доске записаны предложения.

    В лужах купаются  задирист...   воробьи.  (у доски)

    Лучик солнца  заглянул в чист...   окно. (у доски)

    На берёзке распустился нежн...    листочек. (самостоятельно)

    В полях появилась молод...   травка. (самостоятельно)

    Задание: Вставить и выделить окончания имен прилагательных,

                    указать их род, число и определите  их падеж.

     6) «Найди пару»

    Перед вами слова. В правом столбике имена существительные, в левом –  имена прилагательные.

    Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. По ходу выполнения задания учащиеся определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют окончания.

    цветы                      свежий

    утро                         душистые

    трава                        раннее

    воздух                      жёлтый

    одуванчик                зелёная

    Физкультминутка.

    Давайте отдохнем.  

    Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода.

    Если словосочетания   женского рода – хлопаете,

                                          мужского рода – приседаете.

    Морской котик, веселая музыка, старый дом, зимняя ночь, чистый воздух, далекая   страна, большой город.

    7) Подберите к прилагательным имя существительное (задание выполняется по вариантам).

    1 вариант                                            2 вариант

    1. Серый, хитрый, жадный…        Ясная, холодная…

    2. Косой, слабый, трусливый…    Серое, хмурое…

    3. Сухое, свежее, душистое…       Солнечный, яркий…

    Назовите предмет по его признакам.

    8) Отгадай загадки.

    1. Сам алый сахарный, а плащ зелёный, бархатный.

    2. Это чёрная? Нет, красная. А почему белая? Потому что зелёная.

    3. Из-под снега я зелёный, а потом желтый. Но лишь солнышко пригреет - белый и пушистый.

    - Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.

    IV. Домашнее задание.

    - Я хочу проверить, как вы умеете согласовывать  существительные с прилагательными.

            - Послушайте «Сказку».

    Волшебная сказка.

               На … планете   жили  … человечки, у них были   … глаза, …   волосы,   …   уши. Зато очень   …   характер.  

    Домики у человечков были   …, с крышами. Возле каждого домика сидела  … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что   … домики охраняли    …    дракончики и …   страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На … деревьях пели … песни  …  мухи. В …  лесах водились … слонята, …  цыплята, … ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили  в гости.

            

    - Почему это сказка?

            - Чтобы сказка была красивой, волшебной, смешной…, чего  в ней не хватает? (имен прилагательных)

            - В сказке нет имен прилагательных, а есть пропуски, которые вы можете заполнить любыми прилагательными из специальной подсказки. Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке.

    Задание: вставить прилагательные в пропуски.

    Имена прилагательные

    голубой

    клетчатый

    умный

    квадратный

    фиолетовый

    смешной

    добрый

    крылатый

    сердитый

    злой

    мохнатый

    полосатый

    лысый

    весёлый

    сердитый

    злой

    мохнатый

    огромный

    пушистый

    лохматый

    волшебный

    бескрайний

    лиловый

    злой

    шёлковый

    прозрачный

    стеклянный

    бумажный

    медный

    синий

    глубокий

    широкий

    золотистый

    серебристый

    носатый

    шерстяной

    красивый

    оранжевый

    хвостатый

    плоский

    толстый

    худой

    зубастый

    щекастый

    бледный

    зелёный

    шумный

    звонкий

    ушастый

    летучий

    кривой

    жёлтый

    светлый

    чёрный

    красный

    странный

    багровый

    серый

    удивительный

    бархатный

    прелестный

    чудесный

    милый

    коричневый

    малюсенький

    крупный

    громадный

    железный

    колючий

    кирпичный

    железный

    - Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.

     V. Итог.  

            Урок приблизился к концу.

    Я у вас спросить хочу:

    - Какую часть речи повторили?

    - Для чего нам нужны прилагательные?

    - Какова их роль в языке?  

    Вот уроку конец,

    А кто работал «Молодец!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

    Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

          Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

    Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

    Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

    Конспект урока математики в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Деление на 8 равных частей"

    Конспект урока изучения новой темы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

    Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

    Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...