Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"
план-конспект урока по теме

Гурьянова (Смолякова)  Анна Сергеевна

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_n.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Согласовано"

Руководитель структурного подразделения

Е.М. Галкина

20 ноября 2014 года

ГБОУ города Москвы

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Южного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Конспект урока по чтению

Тема: "Звук [н], буквы Н, н"

1 класс

Дата 21 ноября 2014 г.

Учитель: Смолякова Анна Сергеевна

Москва

2014-2015 уч. год

Тема: Согласный звук [н], буквы Н, н.

Цель:  Познакомить учащихся с согласным звуком [н]  и буквами Н, н.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с согласным звуком [н] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки;

- продолжать формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза;

- закреплять умение соотносить буквы и звуки;

- закреплять знания об изученных буквах и звуках;

- формировать навыки правильного, сознательного чтения;

- совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение).

Коррекционно - развивающие:

- развивать  фонематический слух;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать речь, обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать внимание, восприятие, мышление;  

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- прививать навыки трудолюбия, самостоятельности при выполнении заданий;

- воспитывать интерес к учебной деятельности.

Здоровьесберегающие:

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- следить за правильной посадкой учащихся;

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:  иллюстрации с буквой Н, предметные картинки, касса букв, палочки, карандаши.

Ход  урока:

Этапы и виды работы на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Орг момент

2. Артикуля-

ционная гимнастика

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

Физминутка

5. Закрепление нового материала

Физминутка

6. Подведение итога

Приветствие.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Проверьте, все ли готово к уроку. На столе должны быть  букварь, тетрадь, пенал,  синий  и красный карандаш, буквы

Сейчас мы с вами сделаем зарядку для язычка.

1. Шарик лопнул.

Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

2. Улыбка.

Зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

3. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. 

4. Рот открыт. Высовывание языка наружу «лопатой». В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5-10.

5. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания  должны быть легкими.

Вспомните и назовите гласные звуки

Почему они гласные?

В каком домике они живут?

Назовите согласные звуки

Почему они согласные?

В каком домике они живут?

Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.

(Демонстрация изображения)

Что это?

Какой первый звук в слове "ножницы"?

Сегодня мы познакомимся с новым звуком [н] и буквами Н, н

Когда мы произносим звук Н:

- видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты.

- кончик языка прижат к верхним зубкам.

- выдыхаем через нос.

- горлышко напряжено, в результате чего образуется голос (положите руку на горло и почувствуйте вибрацию).

Напряженно языком

на десну, наверх нажмем.

Н! – мы звонко произносим.

Звуку помогает носик!

А теперь произнесите звук [н].

Можем мы спеть этот звук?

Значит, какой это звук?

Каким цветом будем обозначать звук [н]?

А в ваших именах есть звук Н?

Звук [н] обозначается буквой Н. Посмотрите на букву.

Скажите, на что она похожа?

На букве Н я,

Как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

В каком домике будет жить буква Н?

Почему?

Пальчиковая гимнастика

«Кулачки-ладошки»

«Пальцы здороваются»

«Моя семья»

Игра «Поймай звук»

Я произношу звуки, как услышите звук н, хлопните:

а, с, н, м, н, х, у, н, н, л

Откройте тетради.

Какую букву я вам написала?

Каким цветом вы ее раскрасите?

Почему синим?

Найдите в своих буквах букву Н.

Из каких элементов состоит эта буква?

Из скольких палочек состоит буква Н?

Обведите пальчиком букву Н

Нарисуйте букву в воздухе

Выложите букву из палочек

Напечатайте букву Н в тетради

Посмотрите на картинку. Где спряталась буква Н? Обведите ее.

(Демонстрация изображений)

Что изображено на картинке?

"Нож" - это слово.

Нарисуйте схему слова.

Сколько слогов в слове?

Как вы это определили?

Есть в этом слове звук [н]?

А что нарисовано на этой картинке?

Нарисуйте схему слова.

Сколько слогов в слове "лимон"?

Как вы это определили?

Есть в этом слове звук [н]?

Возьмите букву Н. Рядом положите букву А. Какой слог получился?

Поменяйте буквы местами. Прочитайте слог

Возьмите букву У. Рядом положите Н. Что получилось?

Поменяйте местами буквы. Прочитайте слог.

Возьмите Н. Рядом положите О. Прочитайте.

Поменяйте местами. Прочитайте.

Отлично! Повторяйте за мной.

На-на-на- широка наша страна!

Ну-ну-ну – я люблю свою страну!

Ны-ны-ны – лучше в мире нет страны!

Но-но-но – это знаю я давно!

Молодцы! Давайте откроем Букварь (с. 22). Какая это буква?

Почему она написана синим?

Что изображено на картинке вверху слева?

Где стоит буква Н?

Каким цветом обозначен звук Н?

Найдите картинку, на которой изображены ножницы.

Где стоит буква Н?

Каким цветом обозначен звук Н?

Найдите картинку, на которой изображен лимон.

Где стоит буква Н?

Каким цветом обозначен звук Н?

«Лошадка»

представьте, что вы на скачете на лошадке, говорите но-но-но громко, а теперь покормите свою лошадку, скажите на-на-на тихо, а теперь погладьте свою лошадку ну-ну-ну.

Чтение слоговых таблиц

Посмотрите на картинку справа. Что на ней изображено?

Составьте предложения по этой картинке

С какой буквы мы начинаем писать предложение?

Что мы ставим в конце предложения?

Сколько слов в этом предложении? Давайте составим схему этого предложения

(демонстрация изображения)

Что это?

Давайте запишем слово "нос".

Какая буква 1? 2? 3?

Какой 1 звук в слове?

Каким цветом обозначим?

Почему обозначим синим?

Назовите 2 звук

Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук

Каким цветом обозначим?

У нас получилась схема слова "нос"

Где стоит буква Н?

Сколько гласных в этом слове?

Сколько слогов?

Почему?

Следующее слово - "сон"

Запишите слово.

Какой 1 звук в слове?

Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук

Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук

Каким цветом обозначим?

У нас получилась схема слова "сон"

Где стоит буква Н?

Сколько гласных в этом слове?

Сколько слогов?

Почему?

Какую букву мы изучали на уроке?

Какой звук она обозначает?

Какой это звук?

Кружком какого цвета мы будем его обозначать?

Найдите в кассе букв и покажите мне букву Н

Проверяют готовность к уроку

Выполняют упражнения

А, О, У

Они тянутся

В красном

М, С, Х

Они не тянутся

В синем

ножницы

н

нет

согласный

синим

Да

на лесенку

В синем

Звук не поется, согласный

Выполняют упражнения

Н

Синим

Звук [н] согласный, не поется

Из палочек

Из трех

нож

1

1 раз тянется, 1 гласный

Да, в начале слова

лимон

2

2 гласных звука

Да, в конце слова

На

Ан

Ун

Ну

Но

Он

Повторяют чистоговорку

Н

Звук [н] согласный

Нож

В начале слова

Синим, звук [н] согласный

В начале слова

Синим, звук [н] согласный

В конце слова

Синим, звук [н] согласный

Выполняют упражнение

Мама укладывает малыша.

С большой

Точку

3

нос

Н

синим

звук  Н согласный

О

Красным, звук О гласный

С

Синим, звук С согласный

В начале

1

1

Потому что 1 гласный

С

Синим, звук С согласный

О

Красным, звук О гласный

Н

Синим, звук Н согласный

В конце

1

1

Потому что 1 гласный

Букву Н

[н]

согласный

синего

Способствовать созданию благоприятного психологического климата

Включение детей в деятельность

Развивать артикуляционный аппарат

Закреплять знания об изученных буквах

Учить внимательно слушать речь учителя

Развивать образное мышление

Активизировать внимание учащихся

Учить правильному произношению звука

Развивать фонематический слух

Познакомить с новой буквой

Развивать воображение

Развивать мелкую моторику

Развивать фонематический слух

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику

Продолжить формировать навык  звуко-слогового анализа и синтеза

Развивать фонематический слух

Закреплять умение соотносить буквы и звуки

Продолжать формировать навыки чтения

Развивать артикуляционный аппарат

Развивать зрительное и фонематическое восприятие

Чередовать статические и динамические задания

Продолжать формировать навыки чтения

Развивать мышление, связную речь

Развивать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза

Закреплять умение соотносить звук и букву

Обобщить знаний детей о звуке [н] и буквах Н, н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида

Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...