Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon poltavskaya_bitva_1709_god.ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc125 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Дата: 04.12.2013.

Тема:  Полтавская битва.

Цель: дать понятие сути Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до восприятия  учащихся о значении  победы русской армии под Полтавой; подвести детей к образу Петра 1 как полководца военных сражений.

Задачи:

Образовательные: показать учащимся успешный ход исторического сражения и роль Петра 1 полководца русской армии;

Коррекционно-развивающие: расширить словарный запас, коммуникативные функции речи,  представления активных мыслительных процессов;

Воспитательные: воспитать чувства гордости, любви и уважения к истории России.

Оборудование: мультимедия, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости и учащиеся 8 «а» класса. Садитесь.
  2. Актуализация знаний.

- Начнём наш урок  с повторения прошлой темы. У вас на партах лежат листочки с цифрами, я задаю вопрос, вы отвечаете по очереди. Отвечаем полным ответом, чтобы у нас получился рассказ о прошлом уроке.

1.  Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Северная война)

2.  В каком году  началась Северная война? (в 1700г.)

3. Какой это был век? (начало 18 века)

4. Покажите на ленте времени эту дату. (эта дата находится на ленте времени между 17 и 18 веком)

5. В каком году закончилась Северная война? (1721 году)

6. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)

7. Какие две страны воевали в Северной войне? (Россия и Швеция)

8. Назовите главнокомандующего русской армии (Пётр 1).

9. Назовите главнокомандующего шведской  армии (Карл XII).

10. Что хотел завоевать  Пётр I в период Северной войны? (побережье Балтийского моря и крепость на реке Неве)

11. Для чего нужно было Петру I  захватывать побережье Балтийского моря и крепость реки Нева? (он мечтал построить на Балтийском  море российский военный флот и обеспечить морскую торговлю России с европейскими государствами).

- Спасибо.

  1. Сообщение новой темы. 

Сегодня мы совершаем очередное путешествие в то время,  когда шла Северная война. Что будет сегодня темой нашего урока, вы сами мне ответите, когда я прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина.

(читает учитель)

Полтавский бой

И грянул бой. Полтавский бой!..........

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

                                                 А.С. Пушкин «Полтава»

Учитель:

- Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны  А.С. Пушкин  посвятил это стихотворение?  (Полтавской).

- По каким словам или словосочетаниям вы поняли? (Полтавский бой, швед, русский).

- Верно, сегодня мы будем говорить о Полтавской битве, которая проходила в период Северной войны.  Запишем сегодняшнюю дату  и тему урока «Полтавская битва». СЛАЙД 1. (запись темы в тетрадь)

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

- Перед началом мы с вами проведём  знакомство с новыми словами, которые встретятся на нашем уроке.

Словарная работа:

СЛАЙД 2.

РЕДУТ – земляное укрепление

ДРАГУНЫ – полки конников русской армии в тяжелом вооружении.

(записать в тетрадь)

- Полтавская битва сыграла огромную историческую роль в судьбе нашей Родины.

- Главная цель нашего сегодняшнего урока «В чём был успех Полтавского сражения» СЛАЙД 3

Учитель:

- Чтобы добиться цели нашего урока нужно решить несколько задач (СЛАЙД 4).  (У вас на партах листочки с задачами (наклеить в тетрадь).

- И первая наша задача узнать, зачем была нужна эта битва под Полтавой. 

 Учитель:

- Как уже было сказано, в битве участвовали две страны,  армиями которых правили Россией - Пётр 1 и  Швецией - Карл XII.

 - Вот они - главные участники событий тех дней.  СЛАЙД 5. 

- В то время пока Пётр 1 строил российский флот на Балтике и новую столицу Санкт Петербург, молодой шведский король Карл XII неустанно воевал. Узнав об успехах Петра 1, он решил напасть на Россию.  Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII, собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Он решил взять г. Полтаву.  На помощь защитникам Полтавы пришла армия Петра 1. СЛАЙД 6.

- Зачем нужна была эта битва? (Карл XII – захватить г. Полтаву, Пётр I – не потерять г. Полтаву).

- Чтобы решить следующую задачу – как проходила подготовка русской армии  к сражению. СЛАЙД 7. Для этого мы с вами обратимся к учебнику.  По ходу чтения мы с вами постараемся выстроить расположение русских войск.

Стр. 119 (По ходу чтения строится на доске схема расположения войск- строят учащиеся.)  

СЛАЙД 8. (в ходе чтения – одежда воинов)

- Когда началась битва? (27 июня 1709 года)

27 июня 1709 года – Полтавская битва. (записывают дату в тетрадь) СЛАЙД 9. 

(работа с датой)

- Скажите, в каком веке началась Полтавская битва? (в начале 18 века)

- Покажите эту дату на ленте времени.

- Сколько веков назад проходила Полтавская битва? (3 века назад)

- Вы в каком году родились? (19….)      

- Это какой век? (20 век)

- Сколько веков назад с вашего рождения проходила Полтавская битва? (2 века назад)

Физкультминутка

Учитель: 

- Перед битвой Петр обратился к русским воинам с речью.

Речь Петра перед Полтавской битвой. СЛАЙД 10.

      Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, православную нашу веру и церковь.

- Прозвучал сигнал,  и стройные ряды русских полков в девятом часу утра с развернутыми знаменами двинулись на врага. Теперь решаем следующую задачу – как проходило сражение. СЛАЙД 11.

Показ начала битвы (аннотация). 

 (учитель читает)

- Начала наступление шведская конница. Русская конница была отброшена. Но пехота Карла XII попала под огонь пушек с редутов и понесла большие потери. И, тем не менее, прорвав линию обороны, шведы вышли на поле против лагеря Петра I. Затем наступило затишье. Войска готовились к новой схватке. Шведы выстроились в одну линию, русские, в две линии. Численное превосходство было на стороне русских. Шведы стремительно атаковали первую линию пехотинцев Петра и прорвали ее. Царь Петр I сам повел в бой отряды второй линии. Закипел кровавый бой.

СЛАЙД 12,13.

- Но силы были не равные. (читают по слайду учащиеся) В распоряжении шведского короля было 30-тысячное войско и 39 артиллерийских орудий. Под предводительством Петра находилась регулярная армия в 42 тыс. и 102 орудия.

СЛАЙД 14.

-  2 часа продолжалось сражение, которое  закончилось победой русских.  Шведы отступили.

СЛАЙД 15. (читают учащиеся)

- Давайте посмотрим на слайд, каковы были потери Полтавской битвы.

На Полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Армия Карла потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен.

- Из слайда видно, большие потери были у шведов. Сам Карл XII  бежал в Турцию.

- Полтавский бой выигран. Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне. Давайте посмотрим ответ на четвёртую задачу – исход сражения. СЛАЙД 16.

  • страна получила выход к морю,
  • вернула побережье Финского залива,
  • превратила Россию в морскую державу,
  • укрепила международный авторитет нашей Родины. 
  • СЛАЙД 17.

- И, последняя задача – значение Петра I в Полтавской битве. 

- На следующий день, 28 июня, царь Пётр I приказал, чтобы  всех раненых отвезли в Полтаву, где было открыто много госпиталей. Раненых шведов лечили на равных правах с русскими, а также вырыть две могилы: одну для погибших офицеров и одну – для солдат. В присутствии всех войск была отслужена панихида, а после похорон над могилой был насыпан большой  холм. По легенде, Пётр 1 собственноручно установил на его вершине деревянный крест.

- До сих пор на Украине стоит этот могильный курган. Сейчас это место охраняется морским флотом. Открыты экскурсии для туристов.

Домашнее задание. СЛАЙД 18.

1 группа

2 группа

Письменно ответить на вопрос:

Назовите личностные качества Петра I.

Выписать из перечисленных прилагательных, те которые характеризуют личность Петра I.

Благородный, ответственный, коварный, мужественный, сильный, жестокий, смелый, отзывчивый, добрый, злой.

4. Первичное закрепление.

А) - Для того, чтобы лучше запомнить ход битвы хочу вам предложить ещё раз прослушать и посмотреть небольшой сюжет о Полтавской битве.  

(сюжет фильма)

Б) Заполните пропуски в предложениях  ( на карточках) СЛАЙД 19

Знаменитая Полтавская битва произошла ______ году. Путь к русскому лагерю преграждали земляные укрепления - _____________. Шведы сражались умело, но всё же ______________. С тех пор в России появилась поговорка «погиб, как _____ под Полтавой!»

Итог урока.

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, хотелось, чтобы каждый оценил себя.

Рефлексия.

- Сейчас мы проведём рефлексию. У меня на доске плакат, вам нужно поставить галочку, напротив той фразы, которая вам подходит, после окончания нашего урока.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

Работал

Понял материал

скучно

отдыхал

Узнал больше, чем знал

безразлично

Помогал другим

Не понял ничего

Оценки. СЛАЙД 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.

Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида....

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Календарно - тематическое планирование по истории России в Специальной (коррекционной) школы №9 VIII вида

Календарно - тематическое планирование по истории России в Специальной (коррекционной) школы №9 VIII вида в 7 - 9 классах....

Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида

 В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...