Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
методическая разработка по технологии по теме

Каменева Надежда Николаевна

 

Введение.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.

Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания учащихся коррекционной школы самостоятельности во время трудового задания. Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.

Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:

  • вовлечение всех детей в практическую деятельность;
  • воспитание интереса к этой деятельности;
  • постоянное и постепенное усложнение заданий;
  • создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Проблема развития самостоятельности учащихся представляет особый интерес в олигофренопедагогике. В ряде исследований вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Специально подчеркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на умственно отсталых школьников, исправление недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов и т.д. В исследованиях отмечается и то, что, отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы затрудняют их самостоятельную познавательную и практическую деятельность, мешают реализовывать знания по практике. Очевидно, для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков во вспомогательной школе прежде всего необходимо разработать систему заданий для самостоятельного выполнения. Исследование проведено в двух взаимосвязанных направлениях - дидактическом и методическом.

Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы  - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.»

Учитель швейного дела – Каменева Надежда  Николаевна.

Введение.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.

Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания учащихся коррекционной школы самостоятельности во время трудового задания. Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.

Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:

  • вовлечение всех детей в практическую деятельность;
  • воспитание интереса к этой деятельности;
  • постоянное и постепенное усложнение заданий;
  • создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Проблема развития самостоятельности учащихся представляет особый интерес в олигофренопедагогике. В ряде исследований вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Специально подчеркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на умственно отсталых школьников, исправление недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов и т.д. В исследованиях отмечается и то, что, отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы затрудняют их самостоятельную познавательную и практическую деятельность, мешают реализовывать знания по практике. Очевидно, для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков во вспомогательной школе прежде всего необходимо разработать систему заданий для самостоятельного выполнения. Исследование проведено в двух взаимосвязанных направлениях - дидактическом и методическом.

Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.

Особенности воспитания самостоятельности детей с отклонениями в развитии в процессе выполнения трудовых заданий.

Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве и к самостоятельной взрослой жизни.

В специальных (коррекционных) школах обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобра-зовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой  школы. Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обес-печить непосредственное включение учащихся в производство. Оно служит скорее целями коррекции недостатков общего развития аномального ребенка. Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки детей с отклонениями в развитии к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе.

Имеются также специальные исследования, в которых, рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Опыт учителей вспомогательных школ, а также результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность.

Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно, мы предварительно изучим программные требования.

Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе складывается из таких разделов:

  • ручной труд (1-3 классы);
  • профессионально - трудовое обучение (4-9 классы).

На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и других материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и уход за ними.

В процессе профессионально - трудового обучения в 4-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения в коррекционной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.

Программы профессионально - трудового обучения (швейное дело, столярное дело, с\х труд) построены по операционно-предметной системе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям (умения и навыки) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.

Одним из условий успешного включения детей с отклонениями в развитии в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач специальной школы.

Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения в спецшколе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев). Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников коррекционных школ самостоятельности в процессе трудового обучения.

Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков. Программой по швейному делу предусмотрено всё необходимое для подготовки учащихся к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций.

Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

  • разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
  • знать контурные срезы изделий и их названия;
  • уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
  • определять последовательность выполнения задания;
  • выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.

Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Таким образом, уроки швейного дела являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков швейного дела позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства.

Грамотный коррекционно-педагогический подход предполагает изучение сформированности навыков самостоятельной деятельности умственно отсталых учащихся при специально организованном исследовании и дальнейшая разработка дидактических принципов и приемов, способствующих формированию навыков самостоятельной деятельности детей с нарушением интеллекта в процессе уроков школьного дела.

Констатирующий эксперимент

«Изучение уровня сформированности навыков самостоятельности у учащихся СКОУ VIII вида на уроках швейного дела.»

Учитель: Каменева Н. Н.

24. 02. 2012 г.

Методика проведения констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился в феврале 2012 г.  24 числа в 4 классе  Константиновской специальной (коррекционной) школе-интернате. В исследовании приняли участие 2 учащихся с нарушением интеллекта в возрасте 11-12 лет. Методы, которые были использованы при исследовании: наблюдение, дидактические задания. Средства оценивания: протоколы наблюдений, ранговые оценки. Экспериментальные условия: полное отсутствие индивидуальной педагогической помощи после общего объяснения задания.

Учащимся были предложены следующие задания.

Задание № 1.

Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе.

Инструкция: Задание направлено на объяснение выполнения стачного шва по опорным словам.

Цель: Определение степени знания и осознанности воспроизведения выполнения швов. Выполнение операций стачного шва.

Задание № 2.

Самостоятельная работа учащихся на основе предыдущих знаний.

Инструкция: Ученицам было предложено составить план выполнения законченного задания. Дается в письменной форме в виде перфокарт.

Цель: Исследование уровня воспроизведения предыдущих знаний.

Выполнение стачного шва

 2

Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами внутрь один к другому.

 1

Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

 6

Вынуть наметку.

 4

Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку".

 3

Отметить ширину шва 1 см.

 5

Прошить по наметке стежками "назад иголку".

Задание № 3.

Выполнение задания по образцу.

Инструкция: ученицам предлагается выполнить на образцах два вида стачных швов, при этом названия швов и их схемы написаны на доске. Каждой ученице выданы их образцы.

Цель: Научить выполнять стачные швы и ориентироваться по образцам.

Примечание: в случае затруднения или невыполнения самостоятельной работы по образцу предлагаются в помощь инструкционные карты.

В основу оценки полученных в ходе эксперимента результатов были положены следующие показатели:

  • наличие знаний по предмету;
  • сформированность умений пользоваться инструкционными и технологическими картами, образцами;
  • умение логически последовательно излагать свои мысли;
  • умение находить соответствие между названием шва и его графическим изображением.

Сформированность уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта мы оценивали по трем уровням:

Высший уровень (3 балла) - учащиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителем. Активно ориентируются в задании. Не испытывают больших затруднений при измененных заданиях, умеют объяснять свои действия своими словами.

Средний уровень (2 балла) - учащиеся испытывают небольшие трудности в выполнении трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя. Объясняют свои действия недостаточно точно, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Низкий уровень (1 балл) - учащиеся, нуждающиеся в разных видах помощи: словесно-логической, наглядной, предметно-практической. Аналогичные задания выполняют с трудом. Низкая способность обобщать.

В результате проведения эксперимента выяснилось:

Одним из условий успешного включения  умственно  отсталых  учащихся  в

трудовую деятельность является выбор доступных для  них  элементарных  видов труда.

  Весьма важным фактором в воспитании  у  учащихся  самостоятельности  в

труде  является также привитие  им навыков планирования  предстоящей  работы, главным  образом  в  отношении  установления  последовательности  выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

     

                               

 Заключение.

      На  основании  проведенного  исследования  я пришла  к  выводу,  что

положительных   результатов   в   деле   воспитания   у   учащихся    умения

самостоятельно выполнять  трудовые  задания  можно  достичь  при  соблюдении следующих основных требований:

-Проблема воспитания у  учащихся  самостоятельности  должна  решаться  при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от  конкретного  к  абстрактному.  Так,  при  обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход  от  простейших  к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам.

- Профессионально-трудовое обучение можно  и  необходимо  использовать  для развития речи воспитанников  вспомогательной  школы  (словесный  отчет  - устный  и  письменный  -  о  проделанной  работе,  рассказ  о  выполнении предстоящего задания и т.д.), что в  свою  очередь  будет  способствовать  умственному развитию детей.

     

 Как  показал  данный  опыт,  наиболее  эффективным  является  такой  путь воспитания самостоятельности у  учащихся  вспомогательной  школы  на  первом году обучения (4 класс), когда формирование у детей умения давать  словесный отчет, составлять план работы,  выполнять  задания  по  образцу,  рисунку  и письменной  инструкции  проходит  по  нескольким  этапам:  

сначала  обучение проводится на материале, знакомом учащимся,

затем - на частично  знакомом  и только после этого - на новом материале.

Литература:

      Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред.  В.  В. Воронковой.  Школа-пресс, 2004.

      Выгодский Л. С. Избранные  психологические  исследования.  Мышление  и речь.  Из-во АПН РСФСР, 1959.

      Гнатюк А. А.  Подготовленность  выпускников  вспомогательной  школы  к профессиональному труду. // Дефектология. 1986.

      Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во  вспомогательной  школе. Просвещение, 2001.

      Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во  вспомогательной  школе.   Просвещение, 2009.

      Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные  вопросы  обучения  арифметике.  Книга для учителей вспомогательных школ. 1955.

      Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся  в  организации  инструктажа  на  уроках  трудового  обучения  во  вспомогательной   школе.// Дефектология. 2003.

        Мирский   С.   Л.   Особенности   профессионального   обучения    во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.

       Мирский  С.  Л.  Методика   профессионально-трудового   обучения   во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.

      Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся  вспомогательной  школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

      Мирский С.  Л.  Коррекционная  направленность  трудового  обучения  во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986.

      Шинкоренко В. А. О развитии элементов  конструктивной  деятельности  у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШВЕЙНОЕ ДЕЛО В 6 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЕ VIII ВИДА)

УРОК ШВЕЙНОГО ДЕЛА В 6 КЛАССЕ " ОБРАБОТКА СРЕЗОВ ОСНОВНОЙ ДЕТАЛИ ФАРТУКА"Т е м а: обработка срезов основной детали фартука.Ц е л ь: Практическое применение технологических приемов выполнения операций ...

УРОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШВЕЙНОЕ ДЕЛО В 5 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЕ VIII ВИДА)

Тема: Изготовление салфетки.  Цель: Практическое применение технологических приемов выполнения операций по пошивусалфетки. Задачи:дидактические: обобщить и систематизировать ...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно ...

Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...

"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"

quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...