Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
методическая разработка по технологии по теме
Введение.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания учащихся коррекционной школы самостоятельности во время трудового задания. Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:
- вовлечение всех детей в практическую деятельность;
- воспитание интереса к этой деятельности;
- постоянное и постепенное усложнение заданий;
- создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.
Проблема развития самостоятельности учащихся представляет особый интерес в олигофренопедагогике. В ряде исследований вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Специально подчеркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на умственно отсталых школьников, исправление недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов и т.д. В исследованиях отмечается и то, что, отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы затрудняют их самостоятельную познавательную и практическую деятельность, мешают реализовывать знания по практике. Очевидно, для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков во вспомогательной школе прежде всего необходимо разработать систему заданий для самостоятельного выполнения. Исследование проведено в двух взаимосвязанных направлениях - дидактическом и методическом.
Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.»
Учитель швейного дела – Каменева Надежда Николаевна.
Введение.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Проблема воспитания учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания учащихся коррекционной школы самостоятельности во время трудового задания. Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
Повышение активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:
- вовлечение всех детей в практическую деятельность;
- воспитание интереса к этой деятельности;
- постоянное и постепенное усложнение заданий;
- создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.
Проблема развития самостоятельности учащихся представляет особый интерес в олигофренопедагогике. В ряде исследований вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Специально подчеркивается значение правильно организованной самостоятельной учебной деятельности для коррекционно-развивающего воздействия на умственно отсталых школьников, исправление недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов и т.д. В исследованиях отмечается и то, что, отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы затрудняют их самостоятельную познавательную и практическую деятельность, мешают реализовывать знания по практике. Очевидно, для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков во вспомогательной школе прежде всего необходимо разработать систему заданий для самостоятельного выполнения. Исследование проведено в двух взаимосвязанных направлениях - дидактическом и методическом.
Воспитание самостоятельности в коррекционных школах 8 вида - важнейшая цель вспомогательного обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как, снижение мотивов деятельности, неуверенность в своих силах, слабая ориентировка в задании, неумение представить последовательный ход его выполнения, затруднения в словесном оформлении результатов работы. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.
Особенности воспитания самостоятельности детей с отклонениями в развитии в процессе выполнения трудовых заданий.
Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве и к самостоятельной взрослой жизни.
В специальных (коррекционных) школах обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобра-зовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы. Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обес-печить непосредственное включение учащихся в производство. Оно служит скорее целями коррекции недостатков общего развития аномального ребенка. Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки детей с отклонениями в развитии к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе.
Имеются также специальные исследования, в которых, рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Опыт учителей вспомогательных школ, а также результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность.
Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно, мы предварительно изучим программные требования.
Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе складывается из таких разделов:
- ручной труд (1-3 классы);
- профессионально - трудовое обучение (4-9 классы).
На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и других материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и уход за ними.
В процессе профессионально - трудового обучения в 4-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения в коррекционной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.
Программы профессионально - трудового обучения (швейное дело, столярное дело, с\х труд) построены по операционно-предметной системе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям (умения и навыки) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Одним из условий успешного включения детей с отклонениями в развитии в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач специальной школы.
Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения в спецшколе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев). Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников коррекционных школ самостоятельности в процессе трудового обучения.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков. Программой по швейному делу предусмотрено всё необходимое для подготовки учащихся к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.
Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
- знать контурные срезы изделий и их названия;
- уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
- определять последовательность выполнения задания;
- выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.
Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Таким образом, уроки швейного дела являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков швейного дела позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства.
Грамотный коррекционно-педагогический подход предполагает изучение сформированности навыков самостоятельной деятельности умственно отсталых учащихся при специально организованном исследовании и дальнейшая разработка дидактических принципов и приемов, способствующих формированию навыков самостоятельной деятельности детей с нарушением интеллекта в процессе уроков школьного дела.
Констатирующий эксперимент
«Изучение уровня сформированности навыков самостоятельности у учащихся СКОУ VIII вида на уроках швейного дела.»
Учитель: Каменева Н. Н.
24. 02. 2012 г.
Методика проведения констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент проводился в феврале 2012 г. 24 числа в 4 классе Константиновской специальной (коррекционной) школе-интернате. В исследовании приняли участие 2 учащихся с нарушением интеллекта в возрасте 11-12 лет. Методы, которые были использованы при исследовании: наблюдение, дидактические задания. Средства оценивания: протоколы наблюдений, ранговые оценки. Экспериментальные условия: полное отсутствие индивидуальной педагогической помощи после общего объяснения задания.
Учащимся были предложены следующие задания.
Задание № 1.
Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе.
Инструкция: Задание направлено на объяснение выполнения стачного шва по опорным словам.
Цель: Определение степени знания и осознанности воспроизведения выполнения швов. Выполнение операций стачного шва.
Задание № 2.
Самостоятельная работа учащихся на основе предыдущих знаний.
Инструкция: Ученицам было предложено составить план выполнения законченного задания. Дается в письменной форме в виде перфокарт.
Цель: Исследование уровня воспроизведения предыдущих знаний.
Выполнение стачного шва
2 | Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами внутрь один к другому. |
1 | Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. |
6 | Вынуть наметку. |
4 | Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку". |
3 | Отметить ширину шва 1 см. |
5 | Прошить по наметке стежками "назад иголку". |
Задание № 3.
Выполнение задания по образцу.
Инструкция: ученицам предлагается выполнить на образцах два вида стачных швов, при этом названия швов и их схемы написаны на доске. Каждой ученице выданы их образцы.
Цель: Научить выполнять стачные швы и ориентироваться по образцам.
Примечание: в случае затруднения или невыполнения самостоятельной работы по образцу предлагаются в помощь инструкционные карты.
В основу оценки полученных в ходе эксперимента результатов были положены следующие показатели:
- наличие знаний по предмету;
- сформированность умений пользоваться инструкционными и технологическими картами, образцами;
- умение логически последовательно излагать свои мысли;
- умение находить соответствие между названием шва и его графическим изображением.
Сформированность уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта мы оценивали по трем уровням:
Высший уровень (3 балла) - учащиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителем. Активно ориентируются в задании. Не испытывают больших затруднений при измененных заданиях, умеют объяснять свои действия своими словами.
Средний уровень (2 балла) - учащиеся испытывают небольшие трудности в выполнении трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя. Объясняют свои действия недостаточно точно, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Низкий уровень (1 балл) - учащиеся, нуждающиеся в разных видах помощи: словесно-логической, наглядной, предметно-практической. Аналогичные задания выполняют с трудом. Низкая способность обобщать.
В результате проведения эксперимента выяснилось:
Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в
трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда.
Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в
труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.
Заключение.
На основании проведенного исследования я пришла к выводу, что
положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения
самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований:
-Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам.
- Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.
Как показал данный опыт, наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся вспомогательной школы на первом году обучения (4 класс), когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам:
сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся,
затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.
Литература:
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. Школа-пресс, 2004.
Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Из-во АПН РСФСР, 1959.
Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986.
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Просвещение, 2001.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Просвещение, 2009.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные вопросы обучения арифметике. Книга для учителей вспомогательных школ. 1955.
Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 2003.
Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986.
Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШВЕЙНОЕ ДЕЛО В 6 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЕ VIII ВИДА)
УРОК ШВЕЙНОГО ДЕЛА В 6 КЛАССЕ " ОБРАБОТКА СРЕЗОВ ОСНОВНОЙ ДЕТАЛИ ФАРТУКА"Т е м а: обработка срезов основной детали фартука.Ц е л ь: Практическое применение технологических приемов выполнения операций ...
УРОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШВЕЙНОЕ ДЕЛО В 5 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЕ VIII ВИДА)
Тема: Изготовление салфетки. Цель: Практическое применение технологических приемов выполнения операций по пошивусалфетки. Задачи:дидактические: обобщить и систематизировать ...
Открытый урок в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ. Тема урока: Моделирование выреза горловины платья без воротника.
Моделирование выреза горловины платья без воротника...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).
Школа, призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Особого внимани...
Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно ...
Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...
"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...