"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"
опыты и эксперименты на тему

"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_2014_ped._diagnostika_statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выступление на педсовете:

Педагогическая диагностика учащихся

как одно из условий позитивной социализации

 и интеграции в общество выпускников

 специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Рогова О.А.

Учитель СБО, ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии №80, Москва

Москва, 2014

        В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные  проблемы и сопутствующие нарушения физического развития. Целью специального образования детей с умственной недостаточностью является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы.

        Но обучение детей с умственной недостаточностью существенно затруднено в силу неполноценности их познавательной деятельности, особенностями их психофизического развития. Это затрудняет вхождение детей в социум.

        Международная конвенция о правах детей с проблемами умственного и физического развития на образование, а также международная практика организации обучения умственно отсталых детей позволила изменить сроки пребывания этой категории детей в образовательных учреждениях.

        В связи с этим в нашей специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида был открыт 10 класс, обучающийся по программе в форме интегрированных с СБО курсов русского языка и математики. Предмет социально-бытовой ориентировки (СБО) был выбран для интегрирования как самый значимый для социальной адаптации учащихся. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения для увеличения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам общения в различных жизненных ситуациях. Практический материал для исследования экспериментатору даёт комплексное изучение социально-педагогических факторов, формирующих личность ребёнка и уровень его развития.

С этой целью были разработаны анкеты для 10 класса. Учащимся предлагались анкеты, которые включали разное число вопросов. Анкета 1 включала 9 вопросов (см. Приложение 1).

Ответы учащихся на анкету помогли выявить предметную направленность интересов и мотив выбора. Результаты эксперимента показали, что 54% от всего числа опрошенных ответили, что эти предметы им нравятся, так как «знания по этим предметам пригодятся им в жизни». Мы обнаружили, что ведущий мотив у учащихся – социальный.

Все обследуемые хотят учится лучше, и мотивация учения у 76% - это самосовершенствование, а именно учатся, чтобы «стать умным», и «получить в будущем хорошую специальность».

Свои проблемы с учебой многие опрошенные могут решить, если больше времени будут уделять учебе, будут усидчивыми и «больше стараться».

77% анкетируемых считают, что им могут помочь справится с проблемами в учебе учителя. Ответы самих учащихся помогают понять обученность учащихся той или иной трудовой деятельности. Мы получили, что 80% опрошенных считают своей трудовой деятельностью стирать, убирать, мыть посуду, при этом 20%  - рисовать, танцевать, лепить, играть в футбол. Мы считаем, что это число детей (20%) является объектом для работы по формированию у них адекватного восприятия своей трудовой деятельности в будущем. При определении своего профессионального выбора 46% будущих выпускников отдали предпочтение строительным специальностям (паркетчик, маляр, каменщик), но при этом 38% не смогли определиться в своем выборе.

Уровень притязаний и самооценка у 15% учащихся оказались неадекватной. Возможности учащихся не соответствуют выбранным специальностям (врач, хореограф, ветеринар). Таким образом, наше исследование показало, что около половины опрошенных самокритично оценивают свои возможности, умение и навыки, и правильно ориентированы для самостоятельной трудовой деятельности, и, следовательно, к самостоятельной жизни.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности учащихся активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в труде приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствиями с нормами и правилами общежития.

        Быт человека, любой семьи, тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, уход за ребёнком, за жильём, приготовление пищи и т.д. Поэтому в следующей анкете мы хотели узнать уровень подготовленности учащихся к ведению домашнего хозяйства (вопросы приготовления пищи, составление меню), выяснить знания в экономико-бытовых вопросах (составление бюджета, расчёт коммунальных платежей).

        Анкета 2 содержала несколько вариантов ответов, из которых учащимся нужно было выбрать верный с их точки зрения (см. Приложение 2).

        Хорошие результаты учащиеся показали, отвечая на вопросы, требующие знаний по теоретическому курсу СБО (составление меню праздничного стола, составление меню завтрака; где получают счёт на оплату жилья и как узнать сведения об израсходованной электроэнергии).

        Вопросы, требующие не только теоретических знаний, но и практического закрепления вызвали у учащихся трудности.

        Из диаграммы (см. Приложение 3) видно, что наибольшее затруднения вызвал расчёт электроэнергии. Учащиеся нечетко представляют себе структуру расчета. Многие затруднялись в арифметических действиях, некоторые вообще не смогли рассчитать.

Из исследований видно, что ошибки заключались в нарушении последовательности действий. Можно сказать, что учащиеся с трудом применяют «на практике» теоретические знания. необходима более тесная связь теоретического обучения с практической деятельностью.

С введением в нашей школе интегрированного курса обучения, 10 класс проживает отдельно от остальной группы учащихся. В здании школы было выделено специальное помещение, которое было оборудовано под квартиру. Учащиеся проживают в квартире под руководством педагога-воспитателя.

В конце учебного года было проведено анкетирование учащихся. В анкете (см. Приложение 4) мы хотели, чтобы будущие выпускники поделились своим личным опытом проживания в квартире.  

90% учащихся считают, что им принесло пользу самостоятельное проживание в квартире. Они научились определённым хозяйственно-бытовым обязанностям (готовить, мыть посуду, убирать места общего пользования, следить за чистотой своих комнат и всей квартиры, накрывать на стол, пользоваться стиральной машиной и т.д.), выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

А это значит, что будущие выпускники стремятся приобрести необходимые знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Таким образом, полученные в ходе специально проведенного исследования экспериментальные данные позволяют выявить уровень адаптивности учащихся к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда.

Приложение 1.

Анкета 1.

Вопросы:

  1. Какие предметы в школе тебе больше всего нравятся?
  2. Почему тебе нравятся эти предметы?
  3.  Хочешь ли ты учиться лучше?
  4.  Как ты думаешь, зачем нужно учиться?
  5. Что мешает тебе учиться лучше?
  6. Знаешь ли ты, как можно решить свои проблемы с учебой?
  7. Как ты думаешь, кто может тебе помочь?
  8. Что ты умеешь делать лучше всего?
  9. Чем ты хочешь заниматься в будущем?

Приложение 2.

Анкета 2.

Вопросы:

  1. Подчеркни названия продуктов, которые входят в рецептуру винегрета.

- колбаса

- свежая капуста

- вареная морковь

- вареный картофель

- сыр

- майонез

- вареная свекла

- соленые огурцы

- маринованные огурцы

- зеленый горошек

- сладкая кукуруза

- подсолнечное масло

- репчатый лук

- томатная паста

2. Обозначь цифрами поэтапность приготовления макарон.

- засыпаем макароны

- солим воду

- наливаем воду в кастрюлю

- кладем сливочное масло

- кипятим воду

- сливаем воду

- варим макароны

3. Из перечисленных продуктов составь меню завтрака.

- манная каша

- бутерброд с колбасой

- рассольник

- яичница с колбасой

- чай с лимоном

- кофе с молоком

- бутерброд с маслом и сыром

- жареное мясо с рисом

- компот

4. Обозначь цифрами схему приготовления котлет.

- панируем котлеты

- режем мясо

- формируем котлеты

- прокручиваем мясо

- солим фарш

- режем и прокручиваем лук

- добавляем хлеб

- жарим котлеты

5. Подчеркни меню праздничного стола.

- яичница

- салат “Оливье”

- нарезка из мясных продуктов

- пшенная каша

- салат из свежих овощей

- рыбный суп

- жаркое

- торт

- бутерброды с маслом и сыром

- напитки (чай, кофе, сок)

- омлет

- творожная запеканка

- соленья (соленые огурцы, помидоры, квашеная капуста)

6. Сколько минут нужно варить яйца вкрутую?

- 10 минут

- 2-3 минуты

- 5 минут

7. Из чего складывается бюджет семьи?

-из заработка членов семьи

- из выигрыша в лотереи

- из пособия на ребенка

- из денег, взятых в долг

- из пенсии

8. Какие обязательные ежемесячные оплаты нужно производить?

- квартплата

- ремонт

- крупные покупки

- коммунальные услуги

- электроэнергия

9. Где можно получить счет на оплату жилья?

- на почте

- в ЕИРЦ

- в милиции

10. Как узнают сведения об израсходованной электроэнергии?

- по телефону

- по электросчетчику

- по радио

11. Проведи расчет израсходованной электроэнергии за месяц, если показания счетчика в мае – 1654, а в июне – 1987.

12. что нужно сделать для того, чтобы приобрести дорогостоящую вещь?

- попросить денег у знакомых

- найти клад

- планировать приобретение вещи и копить для этого средства.  

Приложение 3.

Приложение 4.

Анкета 3.

Вопросы:

  1. Как ты думаешь, принесло ли тебе пользу самостоятельное проживание в квартире?
  2. Чему ты научился за время проживания в квартире?

Литература:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М., 1994

2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002

                   

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...