Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.
статья на тему

Батраченко Татьяна Викторовна

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития  двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната  VIII вида.

 

Батраченко Т.В. учитель ЛФК

МК(С)КОУ Верх-Ирменской

специальной (коррекционной)

Школы-интерната VIII  вида

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида……………………………………………………………….….7

1.1. Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений…………………………………………………………………7

1.2    Методы исследования показателей двигательной сферы……….9

              3. Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся

               с   ОВЗ на уроках лечебной физической культуры……………………..12

              4.  Список литературы……………………………………………………..17

              5. Приложения………………………………………………………….…19

  1. Введение

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности,  установления контакта с окружающим миром, успешной психолого-педагогической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями относится в настоящее время к числу первостепенных государственных социальных задач.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей  и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной  активности, укрепление здоровья.

В нашем образовательном учреждении ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей, которые помимо основного диагноза имеют ряд сопутствующих нарушений здоровья, а именно нарушение осанки, плоскостопие, астенический синдром.

У этих детей наблюдается  низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности  резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики.

        Большое внимание должно быть обращено на проведение коррекционной работы с детьми этого контингента.  Непременным условием  является следующая работа – уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы, ритмика, уроки ЛФК, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков.

Занятия лечебной физкультурой включены в учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната VIII  вида, так для учащихся с ограниченными возможностями здоровья особенно важное значение имеет здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, и  являются важной составной частью комплексного ППМС сопровождения, осуществляемого в нашем образовательном учреждении.

Поэтому целью моего исследования является изучение возможностей  для коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ, посредством специально организованных занятий ЛФК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и выявить основные направления коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ.

2. Провести диагностику уровня физического развития учащихся, зачисленных в группу для проведения занятий.

3. Разработать комплексы упражнений благоприятно воздействующих на состояние организма, увеличение жизненной ёмкости лёгких.

4. Формировать у учащихся двигательные навыки и умения, развитие межполушарного взаимодействия.

5. Вырабатывание у учащихся навыка правильной осанки, координации движений и навыков самоконтроля.

 Многолетний  опыт работы позволил мне определить особенности  в содержании проблемы коррекции движений учащихся специальной (коррекционной) школы  VIII вида:

-коррекция движений учащихся специальной (коррекционной) школы  VIII вида не ограничивается коррекцией их двигательных функций. Она должна затрагивать и психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Следовательно, устранение двигательных недостатков  является важной составной частью психокоррекционной работы, направленной на развитие личностной сферы, на успешную социализацию учащихся специальной (коррекционной) школы  VIII вида.

-коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре.

Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.

Использование системы специально организованных коррекционных занятий лечебной физкультурой является   эффективным средством коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций. Позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида

1.1Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений.

Одной из главных причин, затрудняющих формирования у учащихся школ для детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, является наличие двигательных нарушений, накладывающий отрицательный отпечаток на их деятельности. Двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется недоразвитием аналитического-синтетической деятельности коры головного мозга, а конкретно – корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.  

Разработка проблемы двигательных нарушений у умственно отсталых школьников в процессе физического воспитания основывается на принципиальных положениях общей психологии, патофизиологии, теории и методике физического воспитания, адаптивной физической культуры, глубоком изучении состояния их физического развития, двигательной сферы, глубины и характера отклонений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей-олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки.  Специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения в психическом и физическом развитии ребенка, возникающие на основе первичного дефекта, может быть эффективным только при условии мобилизации всех компенсаторных возможностях ребенка. При этом исходят из разностороннего (комплексного) воздействия на личность. Только такой подход к исправлению различных недостатков в психологическом развитии учеников специальной школы VIII вида может дать эффективные результаты. Следует добиться того, чтобы выпускники специальных школ обладали таким уровнем разносторонней физической подготовки, который бы мог им обеспечить им самостоятельность в жизни и трудовой деятельности.

 Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используется различные средства физической культуры, лечебной физкультуры, однако методика их применения пока не получила должного освещения в литературе

В патологических состояниях и в условиях дефекта   тип обратной связи может меняться; извращаться, что не исключает резкой дисгармонии физиологических функций физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в этом случае является восстановлении регулирующей роли моторики, подчиняющей себе все функции организма. Нормализация вегетативных функций при применении физических упражнений обеспечивается моторно-висцеральными рефлексами, подавляющими интероцептивную импульсацию. По-видимому, недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляют любое заболевание и приводят к патологии всего нервно- мышечного аппарата, но и отрицательно сказываются на функциях анализаторов аномальных детей.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование богатого опыта советской и российской дефектологии специалистами физического воспитания дает широкие возможности дальнейшего развития теории и практики физического воспитания аномальных детей.

Особое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны занимать педагогические оправданные, экспериментально обоснованные средства и методы физического воспитания. Для исправления недостатков физического развития детей также не безразлично, с какого возраста следует начинать коррекцию движений. Известно что, чем раньше обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, тем успешнее проходит процесс коррекции. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

  1. Методы исследования показателей двигательной сферы.

 Формирование того или иного качества или свойства движений, улучшения физического развития у каждого ребенка происходит индивидуально, и не всегда первоначальные признаки в улучшении двигательных способностей ребенка следует оценивать только влиянием целенаправленной коррекционной работы.

    При выявлении физических недостатков требуется,  чтобы диагностические методы соответствовали возможностям  умственно отсталых школьников. Специалистам следует диагностировать у них нарушения двигательной сферы, сохранные двигательные возможности, определить адекватные средства и методы коррекции двигательной сферы, затем определить эффективность коррекционно-воспитательной работы по преодолению нарушений.

 Понятия «коррекция двигательных нарушений» и «развития двигательных способностей» не могут  быть противопоставлены друг другу. Они близки по смыслу и содержанию работы, направлены на улучшение двигательных характеристик, так как в том и другом случае могут применяться одни и те же методы, средства и формы занятий.

  Вместе с тем два понятия нельзя и отождествлять, поскольку каждое из них символизирует специфический процесс, направленный на формирование различного уровня двигательных способностей. Так, если у ребенка нарушена функция статического равновесия, то следует проводить работу по коррекции двигательного нарушения упражнениями, способствующими улучшению показателей равновесия, его нормализации. Чтобы не нанести вреда организму ребенка, необходимо подбирать адекватные средства, рационально дозируя нагрузки, развивая сохранные двигательные способности с целью увеличения компенсаторных возможностей организма.

  Если показатели равновесия приблизились к средним величинам уровня детей данного возраста, можно говорить о том, что коррекционная работа достигла цели. Дальнейшая целенаправленная деятельность по улучшению функции равновесия  позволит применять комплекс средств физического воспитания, отличающийся от  коррекционных большей их дозировкой, другими методами, активной целевой направленностью. В этом случае целесообразнее говорить не о коррекции двигательного нарушения, поскольку его уже не существует, а о целенаправленном развитии функции равновесия.

  Если же отстают двигательные качества, то правомерно говорить об их развитии, а не об их коррекции, так как здесь ничего не исправляется, а лишь повышается уровень двигательных качеств.

Показателем эффективности служит положительная динамика физической подготовленности ребенка, которая складывается из оценки двигательных способностей, состояния стопы, силовой выносливости, силы мышц рук и плечевого пояса, координации движений, ловкости, быстроты двигательной реакции. Диагностика физической подготовленности проводится на основании Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 – «Об оценивании по состоянию здоровья для групп ЛФК».  

На основании данных диагностики и данных медицинского осмотра формируются группы для занятий. Продолжительность занятий составляет 20 минут, два раза в неделю.

Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся с ОВЗ на уроках лечебной физической культуры

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ.

Уроки ЛФК — это специфическое средство и способ воздействия на учащихся, способствующее общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Для организации занятий рекомендовано использовать рекомендации для учителей ЛФК.  

В начале учебного года проводится медицинское обследование учащихся, на основании которого, он зачисляется в группу занятий ЛФК. С учащимся проводится педагогическая диагностика, результаты которой заносятся в   «Диагностическую карту развития ребенка».    

Занятия проводятся  по модифицированной мной «программе занятий ЛФК для детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе-интернате  VIII  вида».  

 Занятия  проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Использую разноуровневый, дифференцированный подход в соответствии с имеющейся патологией учащегося.  Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Очень важно, чтобы  занятие так, чтобы оно проходило насыщенно, интересно, эмоционально, значимо для детей. Было разнообразно по видам деятельности и удовлетворяло потребности каждого ребенка.

Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения под руководством педагога.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

 Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

Поэтому, хорошо зарекомендовала себя  методика формирования навыков, позволяющая выделить этапы обучения движениям:

I этап — через вторую сигнальную систему, используюется наглядность, создается цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;

II этап — через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений, педагог добивается устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока, система оценки умений и навыков;

III этап — это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность; и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Для учащихся каждой группы  целесообразно использовать специальные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для общеукрепляющей группы включает в себя дыхательные упражнения.

    При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В группе коррекции плоскостопия, основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.

В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» .

Разделяя понятия «коррекция» и «развитие», следует полагать, что первое («коррекция») целесообразно применять при исправлении нарушений физического развития (нарушения осанки, грудной клетки, стопы и т. д.), а также качественных характеристик двигательной деятельности человека.

Второе понятие – «развитие» - имеет в виду улучшение двигательных способностей, их количественных характеристик, т.е. содействие их увеличению, улучшению, возрастанию.

Исходя из вышесказанного, для всех групп используется следующая структура занятия:

Подготовительный этап – разминка.  Включает в себя упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, коррекцию пространственных нарушений).

Основной этап. Упражнения в соответствии с заболеванием.  Упражнения с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Заключительный этап – релаксация, дыхательные упражнения. Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз

В конце четверти проводятся  комплексные уроки-путешествия, которые включают в себя комплексы необходимых упражнений, разнообразный игровой материал, использование ИКТ на уроках. Все это позволяет повысить мотивацию учащихся, сформировать у них интерес к здоровому образу жизни.

Эффективным средством развития и коррекции двигательной сферы учащихся являются  интегрированные уроки, которые проводятся с учителем-логопедом. Совместная коррекционно-педагогическая работа на этих занятиях направлена на формирование двигательных и речевых навыков учащихся. Актуальность и целесообразность таких занятий заключается в том, что посредством двигательных упражнений, происходит  коррекция речевых нарушений учащихся.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в просторном, технически оснащенном зале, который оснащен современным оборудованием.

Реализация разработанных   программ и комплексов упражнений, использование  здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика  занятий, применение системы коррекционно-развивающих упражнений,   позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов в развитии и коррекции двигательной сферы  учащихся. Об этом свидетельствуют данные диагностики учащихся.

Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что  работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок,  индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы  ребенка.

Список литературы:

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  2. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  3. Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. — 1996. — №5.-С. 3-11.
  4. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999
  5. Дмитриев, А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  6. Вайнруб, Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.
  7. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  8. Герцен, Г.И. Лобенко, А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: - Медицина, 1991 - 272 с.
  9. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова ; ПГУ. - Архангельск : ПГУ, 2001. - 21 с
  10.  Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999.-607с.
  11.  Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. Подробнее.
  12.  Курпан, Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.
  13.  Малыгина, В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.
  14.  Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  15. Хамзин, Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...