Главные вкладки

    Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
    учебно-методический материал на тему

    Кудряшова Марина Александровна

    Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry.docx31.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры, используемые при формировании счетных операций  на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала:

            

            “Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

    Цель игры: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц, способствовать формированию умения работать в команде.

    Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.

    Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

    Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

    При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

    “Молчанка”  (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

    Цель игры: формирование умения устанавливать связь между устной и письменной нумерацией, способствовать развитию чувства выдержки.

    Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

    “Сбежавшие числа”  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность.

    Материал игры: таблички с числами.

    1

    3

    6

    9

    11

    13

    16

    19

    2

    6

    10

    14

    Содержание игры:

    Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

    “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”. (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: закрепление порядка следования чисел; развивать внимание, наблюдательность.

    Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

    Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

    Пример таблицы:

    14

    8

    12

    4

    65

    59

    63

    55

    10

    23

    1

    15

    61

    74

    52

    66

    3

    17

    21

    7

    54

    68

    72

    58

    19

    6

    9

    11

    70

    57

    60

    62

    24

    2

    16

    22

    75

    53

    67

    73

    13

    20

    5

    18

    64

    71

    56

    69

    С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

    Игры, применяемые при закреплении материала.

    “Сколько палочек в другой руке?” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

    Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; развивать мелкую моторику рук.

    Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

    Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

    Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

    “Хлопки” (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию внимания.

    Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

    Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

    “Считай дальше с любого числа”. (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: способствовать формированию умения называть числа от 11 до 100, развивать внимание.

    Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

    “Назови соседей числа”. ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

    Цель игры: совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательную активность.

    Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

    Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

    Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

    Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

    10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

    Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

    “Рыболовы”  (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: анализ однозначных и двузначных чисел; развивать наблюдательность, способствовать формированию правильной речи при построении ответа.

    Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

    “Загадка”.  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа; способствовать развитию внимания, наблюдательности.

    Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

    5 ед.

    6 ед.

    8 ед.

    3 дес.

    К

    Д

    Ч

    76,  98,  75,  38,  95,  35

    7 дес.

    Т

    Л

    М

    9 дес.

    И

    Ю

    Ё

    Ответ: лётчик.

    “Гном”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых; развитие внимания, наблюдательности.

    Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

    4

    5

    7

    80

    В

    Ё

    П

    84,  87,  27,  55,  85,  54

    50

    Д

    Р

    М

    20

    О

    О

    Е

    Ответ: вперёд.

    “По порядку номеров” (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: закрепление порядка следования чисел при счёте; способствовать формированию умения работать в команде; способствовать развитию умения наблюдать.

    Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

    «Запомни изученные слова».

    Содержание игры. Учитель говорит о том, что слова, которые он будет произносить, надо запомнить. Читает их один раз: сумма,   отрезок,    число, таблица,    длина,    короче,    слагаемое , десятки,  двадцатый  , единицы. 

    Проверка. Один ученик называет слова, другой подсчитывает количество названных слов, остальные обучающиеся внимательно слушают и добавляют неназванные слова.

    Игры, применяемые при обобщении материала:

    “Поймай бабочку” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

    Цель игры: обобщение знаний о разрядном составе числа; развивать внимание, наблюдательность.

    Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

    “Магазин”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа; развивать внимание, расширять кругозор, развивать познавательную активность.

    Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

    Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

    “Войди в ворота” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать мышление и внимание.

    Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

    “Незадачливый математик” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

    Цель игры: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых; развивать наблюдательность, внимание.

    Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

    Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

    43 = + 3

    = 20 + 9

    57 = 50 + 

    35 = 30  5

    1 = 10 + 5

    4 = 40 + 

    Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

    Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

    “Цепочка” (игры, требующие воспроизведения действий)

    Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи.

    Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:

    Дес.

    Ед.

    Дес.

    Ед.

    Дес.

    Ед.

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    l

    Обучающиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

    Выигрывает команда, которая допустит  меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

    “Кто быстрей сосчитает?” (игры, требующие исполнительской деятельности)

    Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; развивать зоркость, внимание.

    Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.

    Примерный вид плаката:

    90

    75

    71

    63

    66

    67

    82

    86

    68

    76

    87

    61

    73

    89

    81

    74

    88

    65

    77

    84

    80

    69

    78

    62

    70

    64

    83

    72

    79

    85


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

    Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

    Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

    С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

    Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...