Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
методическая разработка по технологии по теме

Сергеева Лидия Евгеньевна

С           Содержание:

 1.Предисловие

 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка.

 3.Игра как средство стимулирования развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Радоваться успехам, но не захваливать.

5. Метод «ледокола», или шаг назад - два вперёд.

6. С помощью сказки и без неё.

7. Непринуждённая обстановка.

8. Когда игры себя исчерпают?

9. Развивающие игрушки своими руками.

10. Заключение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работу выполнила: Сергеева Л. Е.

                                                      преподаватель технологии ГБОУ СКОШИ VIII вида №7.

Зеленоградский А.О.


Содержание:

 1.Предисловие

 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка.

 3.Игра как средство стимулирования развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.

4. Радоваться успехам, но не захваливать.

5. Метод «ледокола», или шаг назад - два вперёд.

6. С помощью сказки и без неё.

7. Непринуждённая обстановка.

8. Когда игры себя исчерпают?

9. Развивающие игрушки своими руками.

10. Заключение.

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  

 Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                       В.А. Сухомлинский.

     

          Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. В основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. По данным психологов если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - на 80 - 90%. Школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного. Именно от рациональных действий учителя зависит выявление интеллектуальных способностей школьника. А интеллектуальные особенности личности понимаются как особенности развития психики данного ребенка, особенности его мышления, памяти, внимания. Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного. Развитие мышления влияет и на воспитанность человека. У ребенка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Не менее важно заметить, что идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманности   учебно - воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей не что иное, как истинно гуманное отношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь становлению самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения. При осуществлении процесса обучения учитель естественно должен учитывать возрастные особенности учащихся. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Но время идет и ребенок взрослеет, становится школьником. А в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизни осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приемы - развивающие игры. Он может их включать как в урочную деятельность, так и во внеурочную.

                  Игры должны носить развивающий либо познавательный характер.                                                                                                                                       Целью их является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям. И здесь на первое место выходят именно  игры, носящие интеллектуальный характер.                                                                                                                

        Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому,                         какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.          

Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. Это будет способствовать безболезненному входу младшего школьника в процесс общественных отношений. Потому что через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника. Какая прекрасная вещь - открытия! Разные чувства проявляются при постижении чего-то ранее совершенно неизвестного, но одно присутствует всегда - это удивление. С удивления, как известно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытия крайне необходимы. Жизнь школьников, лишенных праздников ума - поистине катастрофична, так как это влияет на дальнейшую их успешность и благополучие в судьбе. Дети очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканные и те, которым ласка не достается. Всех их роднит одинаковый возраст, некоторые общие особенности реагирования на окружающее.                                                                                  

      Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляет собой как бы залог обучаемости и воспитания. Отмеченные черты теснейшим образом связаны с другими особенностями возраста.                                                                                                                                        

Согласно Н.С. Лейтесу, известны свежесть, яркость, детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее. Ученики  всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы: они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку. На какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными. Импульсивность детей, их склонность сразу реагировать придают занятиям стремительность и напряжение, обуславливают их насыщенность. Младшие школьники особенно реагируют на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств. Восприимчивость к образному мышлению, содержанию заметна на уроках трудового обучения (ремесла). Учащиеся охотно переносят в свои игры то, что сами только что узнали. Поэтому учебный материал осваивается и закрепляется не только в отведенные на это часы. Школьный возраст, начальные годы собственно учения - это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике школьника, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта. Познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Также к возрастным особенностям школьника необходимо отнести познавательные процессы. По мнению Алферова А.Д., восприятие детей  отмечается остротой, своего рода любознательностью, что связано с преобладанием первой сигнальной системой. Малая  дифференцированность: в начале учебы школьники неточно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы. Не узнают одну и ту же геометрическую фигуру. Иначе расположенную на плоскости. Способные не детально, а в целом воспринимать предмет. Все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше. Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется стимулирование их деятельности поощрение, похвала. А непроизвольное внимание развивается интенсивно, устойчивость внимания небольшая. Темп работы часто теряется, наблюдается пропуски букв. Склонность к механическому запоминанию у детей школьного возраста развита хорошо.                                                                                                                      

Р.С. Немов  считает, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Но не следует думать, что эти периоды для всех детей и времен определяются однозначно и не могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и воспитания детей.  Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.                                                                                                                          

 Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика. Таким образом, у младших школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках (игра), можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракциям.

      Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка

     Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. С момента поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра отходит на второй план. При становлении у школьников учебной деятельности у них формируется и развивается центральное новообразование данного возраста - основы теоретического сознания и мышления и основы связанных с ними способностей (рефлексия, анализ, планирование и. т.д.). Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация представляет собой преобразование накопленного ребенком запаса представлений.                                                                                                                                                                                                                  

Образ фантазии выступает как программа игровой деятельности. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа. Ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.   В младшем школьном возрасте детские игры постепенно приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемого опыта. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. А также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. В этом возрасте важно, чтобы школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр и игрушек в школе и дома и имея время для занятий ими. Игры в этом возрасте продолжают занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.                                                          

"Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива".                    

 Игра для ребенка не только отдых и развлечения, но и вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. В играх ребенок развивается физически и умственно, сталкиваться с миром современной техники. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка. Необходимо постоянно находить и применять такие игры, которые способствуют развитию детей. Все игры в совокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям и достигать их.

Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимо опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. А затем плавно корректировать и перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным преображение.

 Принято различать два основных типа игр.                                                                                                                                                                            

Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).                                                                      

Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.                                    

Игра  как средство стимулирования развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выражением практической работы в процессе исследования является мысль известного психолога Л.С. Выготского о единстве в детском возрасте мышления, памяти и воображения и, развивая одно из звеньев триады, развиваются и остальные. Один из основоположников отечественной психологии считал игру отправной точкой психического развития ребенка, понимая при этом под игрой одну из "форм активной деятельности индивида неправленой на репродукцию и усвоение социального опыта, социальных ритуалов, социотрадиций, закрепленных в приемах объект-предметно-инструментально-операциональных действий, а также в предметах науки, искусства, литературы, культуры". По мнению Л.С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей (ребенок видит одно, а представляет совсем иное). Именно игра способствует формированию в нем умения взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к другому человеку, приспособить обстоятельства к своим эмоциям и состоянию, то есть адаптирует к современным условиям жизни.                                        

 Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.                                                                                         Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети с интеллектуальной недостаточностью впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятными. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности. Большинство игр отражает труд взрослых; дети  учатся подражать домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Наблюдая поведение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей с задержкой развития уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей с задержкой психического и умственного развития к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Не следует предлагать детям с интеллектуальной недостаточностью разработанные, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.  Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.  Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста.                                                                                                

 Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения детей  старшего дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Игра как форма обучения содержит два начала: 1.учебное (познавательное); 2.игровое (занимательное).                                                                                Возможность обучать детей с интеллектуальной недостаточностью посредством активной интенсивной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для старших дошкольников представляет не обучающая задача, а игровые действия.                                                                                  

Игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с задержкой развития проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка с задержкой  развития развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.  В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей старшего дошкольного возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.  Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. У детей с интеллектуальной недостаточностью конечно сложнее: процесс интериоризации происходит у них значительно позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, следовательно, необходимо вести специальную психологическую и педагогическую работу. Из высказываний Слепович Е.С. логично вытекает мысль о том, что одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления и других психических функций, являются игры и задачи «открытого типа».Важнейшее значение в развитии воображения детей с задержкой развития имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ещё используются предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Необходимо учить детей отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении, чтобы игра могла протекать во внутреннем плане. В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Необходимо стимулировать ребенка с задержкой психического развития проявлять творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки использовать не только в своем непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от халата - змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). Влияние игры на развитие личности ребенка с задержкой  развития заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. По мнению Е. Кравцовой существуют условия формирования воображения у детей с задержкой психического развития: Процесс воспитания творчества у детей с задержкой психического развития предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески. Развитие воображения и творческого мышления возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. От того, насколько профессионально учителя-дефектологи и психологи относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития воображения и творческий способностей ребенка с интеллектуальной . недостаточностью. Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:                                                                                                                     - Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для детей с задержкой психического развития материала. Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из детей. Общий положительный эмоциональный фон занятий.                                  

Е.В. Заика всячески приветствовал проведение игр на занятиях. Среди числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д. Таким образом, неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны психолога и воспитателя, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности. В процессе изучения основной акцент был сделан на исследование механизмов формирования воображения у детей с задержкой развития, в ходе которого выяснилось воображение дошкольников  к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является не сформированность предпосылок творческого воображения.                                                                                            

Игра в жизни ребёнка.

    А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение  в  жизни ребенка. Каков  ребенок  в игре, таким  во многом  он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего  деятеля  происходит  прежде  всего  в игре..."

Значит, игра, ее  организация - ключ в руках родителей, педагогов, психологов, ключ  в организации воспитания ребенка.

     В игре  формируются  многие особенности  личности ребенка. Игра –это  своеобразная  школа  подготовки  к  труду. В  игре  вырабатывается ловкость,

находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка. Игровой дух  может  пронизывать всю жизнь семьи,  объединять родителей и  детей. Это позволяет родителям не превращать любое  дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание – творчеством.

     Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом деле она

властно требует, чтобы  играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она  подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

     Пять условий  развития способностей детей: 1) раннее начало;  

2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее;

3)организация максимального напряжения сил в процессе этой  деятельности, достижение потолка возможностей;  

4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности;

5) помощь взрослых.

     Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только

их совокупность даст определенные результаты. Это доказывается  соответствием  особенностей  игр тем пяти  условиям, которые выдвинуты:

1) "пища" для ума с раннего возраста;

2) условия для опережающего развития  способностей;

3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок  развивается наиболее успешно;

 4) игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;

5) родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности.

 Это значит, что грамотное применение описанных игр само по себе даст толчок в развитии ребенка  Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных,  доступных 2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова.

Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому  настойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему  ребенку, могут  перегрузить его занятиями, не учитывая  индивидуальных  особенностей. Поэтому - никакого принуждения!

     Любые  игровые взаимоотношения  помогают установить  контакт, сближают, открывают доступ к самым глубинным тайнам детской души.                                Что такое развивающие игры

 "Понимание атома -  это  детская игра по сравнению с пониманием детской игры" - в этом образном высказывании физиолога X. Хогленда  выражено и огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.

     Об играх написано немало  книг. Специалисты создают новые игрушки,  их производством  занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, не только  потому, чтобы дать детям  больше  радости и забав. Игрушки, игры одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и  развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются  многие интеллектуальные и эмоциональные  потребности, складывается  характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете  при  этом человеческую личность!

      А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те  ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития.

Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от  того, что они  предпримут для развития  ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

     К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание  в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму,  одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем  торопиться? Придет время – и научится.  В действительности это далеко не так. Как, например,  ребенок овладевает  родной  речью?  Если малыш слышит  разговор  взрослых  со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые  фразы, а от 2 до 5 лет (по утверждению К.И. Чуковского) каждый ребенок - гениальный лингвист. Но это  относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, то речь развивается намного позже.

     И главное - усвоение  родного  языка идет  у него с огромным трудом,

очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает  трудно учиться, и даже при большом  прилежании он становится хронически отстающим.

     Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной!  После

рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к  функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического  существования (накормлен, напоен, уложен спать), то в таких условиях замедляется  его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

     Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога  Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях  своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции.  Если нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут  формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно  говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым  обрекаем его на громадные затраты сил и времени на  развитие способностей в будущем.

     Итак, первое условие успешного развития способностей - раннее начало.

Но как "нащупать", где лежит тот оптимальный срок, то самое наилучшее время начала развития, когда совершенствование идет и легко, и быстро, и  наиболее продуктивно для будущего? Это определить тем более трудно, что, по-видимому, существует целый ряд индивидуальных  отклонений в ту или другую сторону. Как же быть? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка говорить. Никто не задумывается, пора или не пора  начинать говорить с ним. Просто  говорят - со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит 5, 10 месяцев, наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, стимулировали его и были уже готовы к  моменту созревания соответствующих мозговых структур. А что  если и  в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений,  которые бы стимулировали самую разнообразную  его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

     Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческих

способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

     Оказывается, способности  развиваются  тем успешнее, чем чаще в своей

деятельности  человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок" все выше и выше. Процесс познания окружающего мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не  воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше чем когда-либо вынужден  заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения.

     Укатился мяч под диван. Десятимесячный малыш хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно протягивает ручонку и... не достает мяча. А  голова  под диван не пролезает  ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. И опять неудача,  пальчики только поцарапали по мячику ноготками, а взять  его невозможно. Еще  и еще попытка, и опять безрезультатно. Но расстроенный неудачей малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и отодвигает при этом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда  можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая  ее  еще дальше  в сторону. Но вот мяч руках, и малыш, готовый заплакать, уже улыбается.

     Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд простого действия: как сосредоточенно и напряженно работает он в это время! Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И  здесь можно  не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие: ребенку надо предоставлять большую  свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности  занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание  ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу.

     Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее - пятое - немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К  сожалению, подсказка - распространенная  форма "помощи" детям, но  она только вредит делу!

     Наше  время, время научно-технического  прогресса, как мы  видели,

выдвинуло новое требование: развитие творческого потенциала каждого будущего члена общества.

     Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и

игрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Куклы, посуду, мебель, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т. е. уменьшенные  модели того семейного быта, с которыми женщине придется иметь дело всю жизнь. Конечно, подготовка к будущей семейной  жизни нужна. Это хорошо. Плохо другое: чаще всего этим и ограничивается круг игр для девочек.

     Мальчикам  повезло   больше: кроме  пистолетов,  ружей,  автомашин  и

самолетов для них предназначаются строительные материалы, сборные модели, управляемые игрушки и всевозможные "конструкторы", ценность которых для интеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью "конструктора", безусловно, можно развить многие стороны творческих способностей,  но, по нашему мнению, они часто используются далеко не лучшим образом. Кроме того, игры этого типа рассчитаны на детей более старшего  возраста, во  всяком  случае  на школьный. Ведь  не  купит  папа "конструктор" 2 - 3-летнему малышу? К "конструкторам" обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже подросли, т. е. годам  к 8 -9. А как же самый благоприятный для развития возраст? Что предложить  ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от "конструктора", и чтобы игра увлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этом достаточно сложную.  Причем очень важно,  чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, не месяц, а год, два, три вела бы его за собой.

     Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними?  Причин, конечно, много, но чаще всего главная в том, что игрушки уже себя  "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры  дольше "служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой  вариативностью, разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности   этих игрушек ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Как же быть? Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и как бы создающие  свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта.

     Такими играми нового типа, по нашему мнению, и являются  развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель - развитие ребенка. Для этих игр  характерны  следующие особенности:

     Каждая  игра представляет  собой набор  задач, которые ребенок решает с

помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона  или пластика, деталей  из "конструктора-механика" и  т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде  модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

     Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной  форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей "конструктора" - видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с \решением и самому проверять точность выполнения задания.

     Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку  идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно   формирующего исполнительские черты у ребёнка.

     В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности -самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

     во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

     во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

     в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего"потолка, ребенок развивается наиболее успешно;

     в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по  своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и  создают атмосферу свободного и радостного творчества;

     в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя

приобретают  очень важное умение держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную,

пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

Радоваться успехам, но не захваливать

     Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Так же и творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот  этот интерес к  развивающим играм, к интеллектуальному

напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда  не  появляется, и если иногда говорят: "Он сам интересуется", то только потому, что не знают, откуда  интерес появился, кто принес его "семя" и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то  качество - тем сильнее жаждет оно проявления. Так просит деятельности и творческий ум, и тем ощутимее, чем он развитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности и как можно раньше. Как  же это сделать? Обычно говорят: "Обстановка действует", но обстановку  осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первую очередь взрослые и старшие, окружающие малыша. Вот картинка из старой книги, описывающая один из обычаев в Тверской губернии: "Когда ребенок первый  раз станет на свои слабые  ножки, то все, стар и млад, с особенным удовольствием кричат: "Дыбок, дыбок! Который Кузьке годок!" Ребенок смеется, старается передвинуть ножки, а если,  потеряв равновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки".                                                                                               При этом конечно, нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам  может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше.

Это возбуждает у малыша  желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию очень важное условие творческой деятельности в любой области. В этом отношении  развивающие игры  облегчают задачу они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка.                                                                                                                                                   

                 Ни пресыщения, ни принуждения!

     Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление и немедленное нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься.

Наоборот, заканчивать игру нужно, как  только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или "в другой раз мы поиграем побольше", чтобы впереди  была приятная  перспектива - завтрашняя радость.

     Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не значит, что надо просто ждать, когда у ребенка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробуждать его, создавать условия для его возникновения. Как? Вот, например, пригласите друзей вашего ребенка и организуйте соревнование между  ними в  играх "Сложи узор" или "Внимание". Наверняка и ваш малыш загорится желанием участвовать в этих  соревнованиях. Во время игры не допускайте замечаний по отношению к ребёнку. Толковее от  этих обидных слов никто еще не становился, зато они вызывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать все свойства, которые  творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказаны.

     Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями. Подчеркиваем: воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного  задания. Почему  они нежелательны? Нужно сказать,  что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики  даже помогают:  одобрительные  - окрыляют,  критические - побуждают  работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от  них постепенно  отказаться, потому  что   ребенок  начинает  больше  судить  о  своих  действиях  не  по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет  развиваться самоконтроль.  После очередного  шага  в решении задачи он станет смотреть на  вас:  улыбнетесь  вы или  нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его  оценке  собственных  действий, то самоконтроль,  самоанализ  заменяется стремлением  просто угадать,  как относятся  к  этому  окружающие. Лучше  делать  это  по-другому.   Можно  пойти даже на  "хитрость", т. е. сказать об  ошибке  там, где ее нет, - пусть ребенок докажет, что там, все правильно. Или можно специально построить что-то  с  ошибками (более  или менее грубыми  исходя  из возможностей  ребенка),  а потом  вместе отыскивать ошибки,  даже устроить  соревнование: кто их  больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют  взрослых,  и это  надо  поддерживать -  пусть  поднимаются  выше старших. Но - без злорадства!

По воле "волн"

     Сколько же новых игр  давать сразу? И как их  вводить? Ведь игр  много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея  в виду главную цель -успешное развитие малыша, рост его способностей - и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много  новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный момент".

     Дети  переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если  у пятиклассников появились бумажные голуби, то эта"болезнь" захватит постепенно все пятые классы. Голубей делают на уроках, на переменах. Голубиная "болезнь" достигает наибольшей высоты, а потом начинает спадать, то ли потому, что "выдохлась", то ли потому, что ее стала вытеснять новая игра - "морской бой".

     Интерес к развивающим играм  подчинен закону  "волны".  И игру "Сложи узор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и  реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всеми заданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет. Поэтому "забывайте" иногда  игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели  две или даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь "непреодолимые" прежде узоры могут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое "остывание" детей к своему увлечению - явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

     А можно ли в один день играть подряд в две или  даже в три развивающих игры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них  были  уже малышу хорошо известны и чтобы у него  было настроение за них браться. Это  условие надо соблюдать всегда.  Не следует только ставить такую цель: "играть 10 минут"  или "играть 5 минут". Такая  установка может убить все живое. Игра превратится  в 5 - 10-минутную "отсидку". Пусть ребенок играет, сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний. Когда в ходу  несколько игр (2 - 3), то лучше, если они различны по своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.

Метод "ледокола", или шаг назад - два шага вперед

     Мы  уже  говорили, что начинать  игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной  работы. Но вот  он  добрался до трудного задания и, несмотря на  все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с  более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на  полном ходу не врежется в  целый лед. И крошит его, пока не потеряет  инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад и опять все сначала.

     Метод "ледокола"  нужно  использовать в развивающих  играх, так как  он вселяет  в  ребенка веру в  собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод  "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый  "айсберг"? Как быть? Нужно  "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из  следующих, стоящих  после, но  не  всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения - оставить  эту  игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил  и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть  когда-то непосильное для него задание.

     Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, но интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.

С помощью сказки и без нее

     Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное  мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким  фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд - получится "автобус" или "самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.

     В описаниях  игр  приводятся  примеры образного " оживления"разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых, и   самих   детей. Дети, например, по собственной инициативе многим узорам - заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнее для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описаниях игр, где задания  даны в уменьшенном масштабе, многие названия  приводятся. Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п., тогда узоры-задания "оживают"  в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие.

     В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходит закономерный  отход от  сказки и выдумки, привлекающих  детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться  чего-то, сделать  правильно, преодолеть трудный барьер  сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И тогда  одно  только  ваше  замечание  вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчас попалась!"-  сразу вызовет  у ребенка желание побороться, поломать  голову, но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе с гордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я - сделал!»

Непринужденная обстановка

     Для любой игры необходима  непринужденная, свободная обстановка,  когда все внимание сосредоточено на самой  игре, а не  на  том,  чтобы  "сесть как следует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь".

     В современных, особенно городских, условиях у ребенка мало возможностей двигаться.  По улице его до  2 - 3 лет чаще всего возят в  коляске, нередко дальше  манежа  или  уголка  с игрушками  не пускают,  бегать  негде  ("да и опасно!"), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам? Видимо, это   естественная   потребность   детского   организма - после  сидения подвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку. Как  будто скопился "дух  движения",  и надо его  выпустить - попрыгать от радости  на  месте,  сделать кувырок на  диване или перевернуться  вперед  и назад, ухватившись  за  папины пальцы  на вытянутых руках. А потом опять  за игру. И  не обязательно за стол, а можно на полу и не только  сидя, а и лежа на животе - как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?

     С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку, сломал  ее или просто забыл о ней  и не  берет  больше в руки. Она стала ему неинтересна и, значит, исчерпала себя.

     В  развивающих  играх есть  и объективный критерий,  по  которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не  даст. Это количество  выполненных  малышом  заданий.  Чем  большее  число  заданий  он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями,  остаются еще  по крайней мере две существенные ступени развития.

     Первая  - сокращение  времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве  случаев  мало  знать  "ответ", т. е.,  уметь  решить за дачу,  надо  суметь  решить  ее  быстро.  Не все задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения с  результатами  малышей,  уже  можно   получить  представление,   каких  же результатов можно ожидать от ребенка.

     Интересно с этой целью вести  график. Ребенок будет следить, как растут значит, что занятие игрой  стало для ребенка настолько  привлекательным, что он сам берется  за игру  и начинает придумывать  его результаты, и стремиться достичь как можно более высоких.

ИГРУШКИ.

  Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она – один из самых давних видов декоративно – прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

  Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Широкое распространение получила работа над мягкой игрушкой и развивающими играми, которые являются одной из форм  эстетического и трудового воспитания.

  Игрушка, сделанная ребёнком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, видно, что работа над игрушкой является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Развивающие игрушки своими руками.

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Родители стремятся развивать своих детей как можно раньше и наиболее всесторонне, благо всевозможные игры и пособия легко купить в каждом детском магазине.

Однако малышам часто надоедают покупные игрушки, они их засовывают в дальний угол или ломают. Может случиться и так, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. К тому же многие фабричные игрушки абсолютно предсказуемы. Нажми кнопку - заиграет музыка. На определенном месте всегда определенная картинка. Ребенок очень быстро все осваивает, и ему становится скучно. Еще один немаловажный момент: развивающие игрушки стоят довольно дорого, а для полноценного развития малыша их нужно немало.

Что же делать? Делайте вашему любимому малышу игрушки своими руками! Пустите в ход фантазию и используйте как можно больше различных материалов. Возможно, ваши игрушки не будут очень красивыми и оригинальными, но ребенок будет играть в них с огромным удовольствием. Такую игрушку можно быстро переделать, подстраиваясь под меняющиеся интересы и возраст ребенка. А самое главное - в эти игрушки вкладывается частичка души, любовь к малышу.

     Ведь игра для ребенка- это его жизнь, а для взрослых - это универсаль- ный способ воспитания и обучения. Оказалось, что можно и нужно делать простые игрушки из подручных материалов, чем больше и разнообразнее, тем лучше. Самое главное и сложное - отказаться от стереотипов. И тогда игрушки, сделанные любящей мамой специально для малыша, исходя из его интересов и возрастных возможностей, станут самыми любимыми. Большая пуговица с обувным шнурком будет интереснее самой замысловатой фабричной шнуровки, а закрывание и открывание различных коробочек и баночек вызовет значительно больший восторг, чем игра со специальными пособиями для развития аналогичных навыков. Если же по какой-то причине игрушка не понравится малышу - нестрашно, можно сделать новую. Ведь сколько всего можно придумать из самых обычных вещей!

Мягкие книжки занимают особое место среди детских книг. Они безопасны и легки: ими нельзя порезаться или больно удариться. Они не только развлекают, но и развивают: в процессе игры с этими книгами у ребёнка развивается мышление, внимание, память, мелкая моторика рук, что способствует развитию речи малыша, Знакомят с новыми тактильными и зрительными ощущениями. Мягкие книжки можно разбирать и собирать по частям. К тому же они являются не только замечательной развивающей игрушкой, но и ярким украшением интерьера детской комнаты.

Разглядывая книжку, малышу часто хочется попасть «внутрь», поиграть с персонажами, открыть дверь домика, собрать урожай фруктов. С мягкими книжками это волшебство вполне возможно.  

Для изготовления страниц мягкой книги нам потребовались: байка, флис, фетр, остатки тесьмы и шнуров, пуговицы и различный подручный материал.

Работы  Кидяевой Алёны.

Улитка

Из гладкой ткани вырезаем круг, прикладываем к основе и прострачиваем по спирали, начиная от середины. Прострочив пару кругов, между швов кладём несколько гладких бусин, застрачиваем до конца. Круглые предметы внутри малыш будет перекатывать пальчиками по спирали туда- сюда – развивать мелкую моторику. Если пришить тельце и рогатую голову, получится улитка с домиком.  

Домик

Основа дома выкраиваем из плотной ткани и пришиваем к странице мягкой книжки. Крышу и стены делаем разного цвета. К окну пришиваем занавеску, которую можно поднять. Под ней – аппликация или пришитая маленькая игрушка ( в данном варианте – спящий котёнок). Дверь пришиваем так, чтобы её можно было открывать. Внутри аппликация или игрушка.

Работы Живовой Марии

Сюжетные картинки :

Солнышко, облако, радуга. Деревья.

Сюжетные картинки: солнышко, облачко, радуга, фруктовые деревья, цветочек, травка – всё, что подсказывает фантазия. Фигурки лучше не пришивать полностью (можно сделать отлетными, съёмными на ленте «велкро».

Играя с ребёнком, называем фигурки, их количество, цвета фигур. Водим всей ладошкой и пальчиками малыша по страницам, по фигуркам, вокруг них. Учим малыша прилеплять и отлеплять фигуры на липучке. Считать яблоки и груши.

Работы Семёновой Татьяны.

Цветик – семицветик.

Очень красивый цветочек с лепестками всех цветов радуги – красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Лепестки крепим на липучках. Сердцевина – на пуговицы. Стебель сделаем из зелёной молнии. Листочек пришиваем только внизу. Под листочек спрячем божью коровку. Играя с малышом её можно переместить  в любое место.  

Подушечка с разноцветными петельками.

Развивает мелкую моторику и цветовое восприятие. Играя с малышом цветные петельки можно одевать на бабочку, жучка. К петелькам можно прицепить детские резинки для волос в виде бабочек, жучков и будет новая игра.

Работы Тимофеевой Регины.

Осьминог.

Поделка состоит из головы и щупалец.  Голова осьминога привлекает внимание улыбкой, приятна на ощупь. Каждый щупалец имеет свой цвет и звук.

Котик.

Мягкая игрушка пришита на страницу, приятна на ощупь. Котику можно привязывать бантик на шею, хвостик. Добавляем бабочек на липучках и играем в новую игру.

Работы Бармашовой Елизаветы.

Радужная геометрия.

Сюжетные фигурки вырезаны из ткани и пришиты на страницу. Все фигуры крепятся на липучках. С помощью этой страницы изучаем не только цвета и геометрические фигуры, но и развиваем логику, мышление, фантазию, изучаем понятия «право – лево», «низ – верх», основы классификации. Варианты: разложить фигуры по цветам, собрать фигуры одной формы.

Развивающие элементы.

На страницу нашиты разноцветные ленты и тесьма, застёжка молния, швейная фурнитура, мешочки с наполнителями.

Страничка учит: развязывать бантики, расстегивать  и застёгивать «молнию», завязывать узелки, плести косичку, завязывать бантики. Развивает мелкую моторику и цветовое восприятие.  

Работы Храмогина Андрея.

Шнуровка

Ботинок выкраивается из плотной ткани, кожи, замши и пришивается к основе по внешнему краю. В дырки вдевается шнурок. Можно вставить

два разноцветных шнура. Обучение завязыванию шнурков.

Геометрическая рамка – вкладыш.

Геометрические вкладыши дают ребёнку возможность «прочувствовать» пальцами форму геометрических фигур, помогают освоить абстрактные понятия, развивают логическое мышление.

Работа Леоновой Виолетты

День – ночь.

Пришиваем на светлом фоне солнышко и облако (день), на тёмно- -синем фоне луну со звёздами (ночь). Так же пришиваем прозрачные кармашки и вставляем картинки или фотографии играющего и спящего малыша. Такая страничка  наглядно объяснит ребёнку различия  между днём и ночью.  

 

 Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры и являются веселым развлечением, способом время препровождения. Но степень полезности большинства игр, как средства развития, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное, от ее характера и целей. Вся сущность ребенка проявляется в играх. И если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего очень трудно добиться путем бесед, собраний и других методов и приемов воздействия на ребенка, очень утомляющих его. Наблюдая за детьми во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему. В играх дети открывают свои положительные и отрицательные стороны, видя и сопоставляя которые педагог получает огромную возможность влиять должным образом на всех вместе и каждую в отдельности. Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игра вызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широко применяться в работе с детьми.

Библиография

1.         Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. - 384с.

2.         Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983. - 215с.

3.         Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.

4.         Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - 320с.

5.         Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - гл.2. - с.258-270, 302-305, 274-284.

6.         Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Университет, 2000. - 336с.

7.         Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - 5. - с.121 - 122.

8.         Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. - М.: Академия, 2000. - 320с.

9.      Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - С.25-37.

10.      Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 334с.

11.      Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 496с.

12.      Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2000. - 512с.

13.      Психологический словарь. / Под ред. Ю.Я. Неймера. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 640 с.

14.      Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.

15.     И. Вознесенская. Развивающие игрушки своими руками.- Сибирское университетское издание. 2010.

16.        Б.П. Никитин  Развивающие игры.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\19.2.JPG

«Деревья»

C:\Users\Власова\Desktop\46.2.JPG

«Развивающие элементы»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\12.2.JPG

«Домик»

C:\Users\Власова\Desktop\41.2.JPG

«Котик»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\32.2.JPG

«Подушечка с разноцветными петельками»

C:\Users\Власова\Desktop\53.2.JPG

«Геометрическая рамка-вкладыш»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\26.2.JPG

«Цветик-семицветик»

C:\Users\Власова\Desktop\48.2.JPG

«Шнуровка»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\17.2.JPG

Сюжетная картинка «Солнышко, облако, радуга»

C:\Users\Власова\Desktop\44.2.JPG

«Радужная геометрия»



Предварительный просмотр:

C:\Users\Власова\Desktop\4.JPG

«Улитка» - игра для развития мелкой моторики

C:\Users\Власова\Desktop\35.2.JPG

«Осьминог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...

Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...