Главные вкладки

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
    статья на тему

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Кузьмин Константин Михайлович, учитель истории

    ГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-Петербурга

    Традиционное  обучение в отечественной коррекционной школе является по сути достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения и метод проектов как один из них.

    Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

    Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых -  коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.)  для организации  жизни детей, как своеобразного «проекта»: определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение и привлечение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.        

    Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение.  Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

    Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.

         Но тут возникают вопросы. А достаточно ли детям с нарушениями умственных способностей творчества, необходимого для реализации проекта? Как их организовать и подготовить к проекту? Как грамотно сформулировать цели и достичь их? Эти вопросы  может решить только хорошо организованная подготовительная работа. Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов  в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБСКОУ VIII вида:

    - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

    - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

    - задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

         Работа с применением метода проекта должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:

        - постепенное увеличение объема знаний и навыков;

    - выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых ( школа, места отдыха, родной край  и др.);

    - постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

         Учитель должен помочь школьникам:

    - получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.

              - обсудить способы преодоления трудностей;

    - контролировать различные фазы рабочей процедуры;

    - научить кратко записывать результаты деятельности;

             - дать краткий анализ проекта.

                          Основные требования к проекту:

    1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

    2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,  ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

    3.      Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

    4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

    5.      Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

    Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.   

    Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения не просто оправдано, а необходимо. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все учащиеся в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы учащихся с разными уровнями развития.

         В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

         Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

                                                                         14.08.2017.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnoe_obuchenie_v_gbskou_viii_vida.docx21.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Кузьмин Константин Михайлович, учитель истории

    ГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-Петербурга

    Традиционное  обучение в отечественной коррекционной школе является по сути достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения и метод проектов как один из них.

    Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

    Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых -  коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.)  для организации  жизни детей, как своеобразного «проекта»: определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение и привлечение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.        

    Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение.  Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

    Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.

         Но тут возникают вопросы. А достаточно ли детям с нарушениями умственных способностей творчества, необходимого для реализации проекта? Как их организовать и подготовить к проекту? Как грамотно сформулировать цели и достичь их? Эти вопросы  может решить только хорошо организованная подготовительная работа. Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов  в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБСКОУ VIII вида:

    - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

    - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

    - задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.

         Работа с применением метода проекта должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:

        - постепенное увеличение объема знаний и навыков;

    - выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых ( школа, места отдыха, родной край  и др.);

    - постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

         Учитель должен помочь школьникам:

    - получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.

              - обсудить способы преодоления трудностей;

    - контролировать различные фазы рабочей процедуры;

    - научить кратко записывать результаты деятельности;

             - дать краткий анализ проекта.

                          Основные требования к проекту:

    1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

    2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,  ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

    3.              Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

    4.              Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

    5.              Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

    Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.   

    Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения не просто оправдано, а необходимо. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все учащиеся в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы учащихся с разными уровнями развития.

         В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

         Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

            16.08.2017


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

    Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

    Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

    Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

    Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

          Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

    Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

    В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

    Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

    С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

    Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...