Методы и приёмы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
статья

Валентина Николаевна Соколкова

Выбор методов обучения зависит:

от целей образования, соответствующих современной дидактике;

от особенностей изучаемого предмета, его содержания;

от времени, отведённого на изучение материала;

от возрастных особенностей учащихся;

от уровня подготовленности учащихся;

от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения

 в специальной (коррекционной) школе VIII вида

(к презентации)

1 слайд

В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имел различные определения, однако в основном он рассматривался как способ организации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Выбор методов обучения зависит:

от целей образования, соответствующих современной дидактике;

от особенностей изучаемого предмета, его содержания;

от времени, отведённого на изучение материала;

от возрастных особенностей учащихся;

от уровня подготовленности учащихся;

от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств.

2 слайд

Прием — это часть метода. Так, метод упражнений включает в себя приемы сообщения условий задания, их записи, выполнения, анализ результатов, а также приемы контроля за правильностью работы.

Для метода беседы характерны приемы постановки вопросов в логической последовательности, активизирующих учащихся, раскрытие приемов коррекции неточных и ошибочных ответов, подведение учащихся к правильным выводам и обобщениям. Таким образом, каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся.

 Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы обучения подразделяются на:

Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.

Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;

Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;

Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

         Следует отметить, что один и тот же прием может входить в разные методы. Например, прием сравнения входит в метод самоконтроля и служит предупреждению ошибок в работе, а, являясь частью метода наблюдений, он активизирует познавательную деятельность школьников и помогает им, например, определить изменения в росте растений, состоянии погоды при изучении того или иного учебного предмета.

Очень важна правильная сочетаемость приемов, она в известной мере обеспечивает эффективность метода. Приемы в разных методах несут неодинаковую смысловую нагрузку. В одних случаях они будут ведущими, в других — второстепенными.

В педагогической науке идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения, приведения их в определенную систему. В настоящее время педагогика располагает несколькими классификациями, объединяющими различные методы. Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся,

особенно мышления и речи, не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

3 слайд

 В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек, раскрашивание и т. п.

Большое значение имеет сочетание разных методов. Во вспомогательной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. Например, одним учащимся успешно справиться с пересказом помогает использование беседы и картинного плана, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание картинного плана, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

Перейдём к характеристике методов обучения.

4 слайд

Методы, используемые для сообщения новых знаний. Сообщение новых знании осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя.

Объяснение — это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы инструментами, содержания наглядных пособий п правил их применения, а также слов и терминов. Этот метод широко применяется в коррекционной школе как в младших, так и старших классах на различных уроках. Так на уроках чтения, географии, истории, естествознания, труда необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у умственно отсталых школьников, особенно младших, ограниченный словарный запас, содержание многих распространенных слов и особенно специальных терминов они не понимают.

Овладение географическими и историческими понятиями — объективно сложный процесс для учащихся вспомогательной школы, так как для формирования понятий необходима специальная активность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации, на которых в изучаемых объектах показаны

их главные, существенные черты и второстепенные. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Активно включается прием сравнения,

Особенности развития умственно отсталых детей диктуют рад условий, которые необходимо соблюдать при использовании этого метода; для объяснения подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение его должно быть непродолжительным. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения приемов работы инструментами, написания букв и цифр и т. д. В случае необходимости объяснение может сочетаться с практическими действиями учащихся с дидактическим материалом; во время объяснения возможны вопросы к школьникам, чтобы активизировать их, проверить, понимают ли они объясняемое.

Объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал.

5 слайд

Рассказ — это метод, предполагающий повествовательное изложение содержание учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ -изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.

Как уже отмечалось, умственно отсталые школьники не могут усвоить большой по объему материал, особенно, если в нем содержатся трудные для пониманий понятия, явления. Поэтому рассказы должны быть небольшими по объему, содержать ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание должно раскрываться учителем конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины (которые в случае необходимости разбираются предварительно). Обязательным условием является эмоциональное и заинтересованное отношение учителя к сообщаемому. Целесообразно начинать рассказ с какого-либо занимательно вопроса, факта. Излагаемые сведения следует подтверждать примерами, сопровождать наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов.

6 слайд

Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения как в младших, так и в старших классах. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся. По месту в учебном процессе беседы разделяются на вводные, текущие (основные) и заключительные. Для сообщения новых знаний метод беседы используется в том случае, если у учеников есть некоторые сведения по изучаемому вопросу, и учитель имеет возможность опереться на их опыт.

Метод беседы занимает значительное место в процессе обучения. Это объясняется прежде всего тем, что в ходе умело построенной беседы создается возможность не только дать учащимся определенные знания или закрепить их, но и развивать мышление школьников, т. е, учить их производить анализ, сравнение, делать простейшие обобщения, формировать их диалогическую речь. Кроме того, метод беседы активизирует учащихся, позволяет организовать их внимание, направлять его в нужное русло. С помощью продуманных вопросов учитель добивается активности не только хорошо успевающих учеников, но и тех, кому обучение дается с трудом. Иными словами, учители имеет возможность организовывать дифференцированный подход к учащимся.

Как правило, для беседы выбирается небольшой по объему материал, который легко разделяется на несколько логических частей и каждая часть разбирается по вопросам. Поскольку знания умственно отсталых школьников нередко имеют несистематизированный и неполный характер, учитель во время беседы не только задает вопросы, он уточняет ответы учащихся, дополняет их, строит беседу так, чтобы систематизировать и обобщить разбираемый материал, подвести школьников к усвоению понятия, правила, к осознанию практического применения.

Беседа — сложный метод обучения и успех ее зависит от правильной подготовки к ней, учета целого ряда требований к вопросам учителя, ответам детей, организации беседы.

Вопросы учитель продумывает заранее. Сначала подбираются фронтальные вопросы. Они должны быть короткими, четкими, доступными по содержанию, учитывать знания и опыт учащихся. При подготовке вопросов необходимо иметь в виду типологические особенности учащихся, дифференцировать вопросы с целью оказания школьникам помощи

 Успех беседы зависит не только от постановки вопросов учителем, но и от своевременного исправления им неверных ответов школьников. Учитель может сам исправить неудачный ответ ученика и предложить запомнить правильную формулировку. Более эффективен прием, при котором учитель объясняет отвечающему причину неправильного ответа, создает условия, позволяющие ученику самому понять ошибочность своего вывода, например, привлекая внимание ученика к соответствующей наглядности, пункту плана и т. п.

7 слайд

Работа с книгой  используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем разнообразной справочной и художественной литературой.

Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка с самообразованию.

 Работа с книгой как словесный метод используется редко, но имеет огромное значение, т.к. сама книга – источник знаний. Чтение вслух имеет огромное значение. К чтению про себя необходимо относится избирательно, т.к. большинство детей с нарушением интеллекта не могут организовать себя на такой вид деятельности.

8 слайд

Метод демонстрации. 

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, т.к. служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразделить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.

Для того чтобы применение наглядных средств обучения способствовало повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:

1. Следует подбирать такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения.

2. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа (например, какая таблица будет служить подтверждением сказанному, из какого объекта школьники с помощью учителя почерпнут новые сведения).

3. Строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать.

4. Не следует выставлять всю подобранную к уроку наглядность сразу, нужно демонстрировать ее последовательно.

5. Необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами.

6. Средства наглядности, выпускаемые для общеобразовательной школы, необходимо адаптировать с учетом возможностей умственно отсталых школьников и программных требовании.

7. Самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения и т. д.).

8. Демонстрируемые средства наглядности должны быть хорошо видны учащимся.

В настоящее время для школ выпускается значительное число технических средств. На уроках во вспомогательной школе, в первую очередь, используются кинопособия, средства звукозаписи. В последнее время широкое распространение приобретает использование  компьютеров, электронных презентаций. Но методика работы с такого рода средствами еще не разработана, а имеющиеся учебные программы не рассчитаны на восприятие умственно отсталых учащихся.

Для показа объектов в движении, в первую очередь, рекомендуется применять немые кинофильмы и кинофрагменты. Эти пособия менее сложны по своей структуре и учитель имеет возможность сопровождать их показ пояснениями, доступными умственно отсталым школьникам. Могут использоваться и звуковые кинофильмы, но если текст сложен, учитель демонстрирует их с отключенным звуком, сопровождая своими комментариями. Иногда для целей обучения необходимо один и тот же отрывок показать несколько раз. В этом случае составляется кинокольцовка.

Показ кинофильмов в основном целесообразен в конце изучения темы для закреплений, повторения учебного материала, расширения и углубления полученных знаний.

Умственно отсталые дети, особенно в младших классах, быстро утомляются, их внимание рассеивается. Поэтому важное значение имеет длительность показа учебных фильмов и диафильмов. В младших классах рекомендуется демонстрация до 15, в старших классах -20-25 мин.

  До просмотра и после него необходимо проведение бесед. В ходе показа учитель с помощью вопросов и комментариев привлекает внимание детей к главному, важному в познавательном отношении материалу.

 9 слайд

Упражнения – это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний.

Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Метод упражнений дает возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, что выражается в степени трудности задания, его объеме и характере помощи.

Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований. Важнейшим условием является сознательное выполнение учащимися задания. Это весьма сложная задача для умственно отсталых детей, «поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у учащихся относятся прежде всего к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т. е. глубина обобщения, полнота отражения связей изучаемого и наблюдаемого материала». В связи с этим исключительно важное значение имеют педагогические приемы, требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие учащихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе. Кроме того, должна проводиться работа, направленная на формирование у школьников интереса к учебной деятельности.  

Не менее важно требование соблюдения определенной последовательности в подборе упражнений. Во вспомогательной школе это требование, в первую очередь, проявляется в выборе подготовительных упражнений для пропедевтического этапа обучения на уроках русского языка, математики, рисования, труда. Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений,

движений руки. На уроках русского языка особое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию фонематического восприятия и представлений, являющихся основой для выработки навыков чтения и письма. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения.

Переход от легкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шагами», в тесной взаимосвязи с ранее изученным. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Например, на уроках русского языка работа начинается с применения полученных знаний к отдельным словам. Отработанные слова включаются в предложения, затем в текст. Задания к упражнениям также предельно расчленяются. Каждое новое для учащихся задание прорабатывается отдельно, затем оно сочетается с. заданиями, выполненными ранее.

Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. Обязательным условием при этом является повторение определенных типов упражнений на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений.

Наряду с этим следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных к предыдущим, а затем в новых. Однако замедленный темп работы умственно отсталых детей, трудности переключения требуют определенной ограниченности видов упражнений на одном уроке.

Упражнения на закрепление должны быть направлены на развитие самостоятельности учащихся. Вначале работа выполняется по показу учителем действия или приема, затем под его руководством. Постепенно помощь учителя сокращается и учащиеся работают самостоятельно, осуществляя самоконтроль. Однако помощь учителя возможна и в этом случае.

 Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся. Материалом для них могут быть уроки труда, социально-бытовой ориентировки, экскурсии на производство, в природу.

10 слайд

Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знаний, но могут использоваться и для закрепления. Этот метод в процессе обучения сочетается с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией. Чаще всего он используется на уроках естествознания, географии, труда, математики, развития речи.

Проведение лабораторных работ и демонстрация опытов учителем позволяют показать учащимся связи единичного в целом и общего в единичном, помогают им разобраться в классификации и дифференциации объектов, способствуют воспитанию целенаправленного наблюдения, умению выделять существенные признаки и свойства, делать выводы на основе результатов опытов. Лабораторные работы могут проводиться после сообщения учителем теоретических знаний и служить подтверждением сказанному. Возможен и другой вариант, когда учащиеся приобретают знания на основе проведенных опытов, делают выводы и обобщения под руководством учителя.

 В ходе проведения опыта педагог руководит наблюдениями школьников, задает вопросы, помогающие им соотнести причину и следствие наблюдаемых явлений, установить внутренние связи этих явлений, учит проводить сравнение, делать обобщения и выводы, доказывать их, фиксировать результаты опытов в тетрадях. Запись данных и результатов в тетрадях помогает накоплению конкретных представлений и понятий, а также служит обучению детей элементарной классификации.

Лабораторные работы могут заканчиваться обобщающей беседой или выполнением учащимися заданий.

 11 слайд

Самостоятельная работа — «это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроках, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению знаний».

 В процессе обучения умственно отсталых детей самостоятельные работы рекомендуются в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими. В отдельных случаях возможны некоторые виды самостоятельных работ учащимися до объяснения учителем нового материала.

Самостоятельная работа предлагается тогда, когда учащиеся подготовлены к ней предшествующей работой, проводимой под руководством учителя. Задания для самостоятельного выполнения должны быть посильны школьникам и разнообразны, даваться на каждом уроке, занимать разное количество времени, что связано с целью и характером работы. При подборе самостоятельных работ соблюдается индивидуальный и дифференцированный подход. Школьники должны быть обучены приемам самоконтроля. Обязательным условием является помощь учителя вначале деятельная и дифференцированная, затем она должна постепенно сокращаться и сводиться в основном к организации и управлению работой детей.

Основным условием является систематичность и последовательность, максимальная расчлененность в обучении, предусматривающем выполнение школьниками различных по типам и сложности самостоятельны к работ, которые позволяют постепенно переводить учащихся от подражательной непродуктивной деятельности к репродуктивной и в некоторой мере творческой.

Целесообразно при прохождении каждой темы в начале предлагать школьникам самостоятельные работы по образцу, затем переходить к репродуктивным и продуктивным заданиям. Двух типов первых заданий должно предлагаться учащимся в достаточном количестве. Самостоятельность при выполнении заданий по образцу элементарна, от учеников требуется действовать уже известным способом, но это не механическая деятельность, гак как предполагается сознательное выполнение задания. В результате такой работы школьники научаются определять задачи предстоящей деятельности, работать в соответствии с заданными условиями и контролировать себя.

Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность школьников способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.

12 слайд

Особое место в системе дидактических методов занимают познавательные (дидактические) игры.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.  Она является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы. В исследованиях Л. В. Занкова и Н. Г. Морозовой отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса у детей-олигофренов, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. Игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

 Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Ю. К. Бабанский рассматривает познавательную (дидактическую) игру как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. По его определению дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный

процесс. Такие стимулы дети получают в игре, где они выступают активными преобразователями действительности. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.

Дидактическая игра стимулирует компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяет формировать у них новые положительные качества, приобретая тем самым коррекционную направленность. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

 Однако игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся только при соблюдении ряда условий:

- игры должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе;

- их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей детей;

- перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели;

- учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия;

- все типы игр требуют хорошего оснащения. 

Дидактическая игра применяется не только как метод стимулирования и мотивации, но и как один из приёмов, входящих в состав наглядно-иллюстративного и частично-поискового методов. Она легко сочетается с методами объяснения и беседы.

Литература:

  1. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студентов средних учебных заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: книга для учителя/ под редакцией В. В. Воронковой. – М., 1994.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/ под редакцией Б. П. Пузанова. М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

В данной статье приведены эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида...