Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме

Черникова Анна Андреевна

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983.

 Учебный предмет Рисование проводится 2часа в неделю. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков-67.

             Цель: воздействие на  интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,   формирование  личности  умственно  отсталого  ребенка, воспитание  у него положительных  навыков и  привычек.

Основные задачи:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  правильного восприятия формы, конструкции,  величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-содействовать развитию у учащегося аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

-исправлять  недостатки  моторики и  совершенствовать  зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

 -развивать у учащегося речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_4kl.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Республики Алтай»

РАССМОТРЕНА  И СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № ____

от «____»________20___г.

Руководитель МО

__________Казанцева Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

«_____»_______20___г.

заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»

_____________Л.Г.Трескина

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ М.В.Смышляева

«____»____________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по  РИСОВАНИЮ

для учащегося  4 «А»    класса

                                                              ----------------------                                    

 

Составила: учитель надомного обучения

Черникова Анна Андреевна

        

г. Горно-Алтайск

2013г.

2.Пояснительная записка

«Рисование»

Настоящая Программа разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212.,  23.12.2002 г.,  Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г., Единой  концепцией  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983.

 Учебный предмет Рисование проводится 2часа в неделю. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков-67.

             Цель: воздействие на  интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,   формирование  личности  умственно  отсталого  ребенка, воспитание  у него положительных  навыков и  привычек.

Основные задачи: 

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  правильного восприятия формы, конструкции,  величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-содействовать развитию у учащегося аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

-исправлять  недостатки  моторики и  совершенствовать  зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

 -развивать у учащегося речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с ребенком необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные упражнения.

          В ходе них ребенок учится слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры. Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью обучающейся. На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их. В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению раскрашиванию.  Большое внимание следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов.

Декоративное рисование.

          На уроках декоративного рисования учащийся под руководством учителя составляет  узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учится также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.  При составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель.

Рисование с натуры.

 Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя учащийся внимательно рассматривает предмет, определяет его форму и цвет.  Ребенок тренируется в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учится изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.  С целью совершенствования познавательной деятельности учащегося целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые ребенок мог бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.

Рисование на темы.

         В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи. Учащийся изображает очень простые по форме предметы, раскрашивает их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов. С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи. С помощью учителя ребенок  должен описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.   На уроках тематического рисования ребенок рассматривает и пересказывает по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки.

                  

3.Требования к уровню подготовки УЧАЩЕГОСЯ

- уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (в начале на листе бумаги в клеточку);

- уметь рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям;

- раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

-правильно располагать изображение на бумаге;

- передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов;

-знать основные цвета и различать плоскостные геометрические фигуры.

4.Содержание учебного предмета

1 четверть

Подготовительные упражнения

Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов. Самостоятельная работа. Обводка и закрашивание изображения.

Декоративное рисование

Рисование цветными карандашами: «Осенний листопад». Рисование цветными карандашами «Коврик».  Рисование цветными карандашами: Узоры на платье". Рисование узора в  прямоугольнике. «Скатерть с изображением фруктов и овощей». Рисование узора из геометрических фигур в полосе: «Закладка для книг». Рисование цветными карандашами узора в полосе: «Шарфы». Рисование узора в круге: «Расписная тарелка». Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов «Ковер».  Рисование округлых,  спиралевидных линий «Цветные клубки ниток», «Веселые мячики». Контрольная работа: Рисование цветными карандашами: «Узора на чайнике». Рисование цветными карандашами узоры на мелких насекомых  ( божьи коровки.).

2 четверть

Рисование с натуры

Закрашивание готового рисунка, изображающее предметы, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка). Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, лисичка).  Рисование с натуры предметы прямоугольной формы (ранец, сумка).

Рисование с натуры дорожного знака. Самостоятельная работа: Рисование дорожного знака «Крутой спуск».  Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры  различной формы и цвета (морковь, огурец, свёкла). Рисование с натуры «Шахматная доска». Рисование с натуры «Флажки». Рисование с натуры детской мягкой игрушки «Заяц». Контрольная работа: Рисование с натуры «Елочные игрушки».  Рисование с натуры предметов симметричной формы «Раскрытый зонт».

3 четверть

Декоративное рисование.

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.  Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях – диагоналях).  Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета. Рисование узора в круге (расписная тарелка). Рисование узора в полосе (снежинка, снеговик).  Рисование узора из цветов и листочков. Рисование цветов (ромашка, колокольчик). Рисование цыпленка. Закрашивание готового рисунка. Контрольная работа. «Цыпленок и зернышки»                          

Рисование с натуры.

Рисование с натуры «Фрукты и овощи: груши, яблоки, лимоны, сливы». Веточка с листьями.

Рисование на темы.

 Рисование открытки к 23 февраля.

Рисование с натуры.

Рисование с натуры бус. Рисование с натуры  домика. Рисование открытки для мамы. Рисование с натуры снежной бабы. Рисование с натуры «Веточка ели». Рисование с натуры скворечник.

Декоративное рисование.

Рисование узора в круге (расписная тарелка).

4 четверть

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование на тему.

Рисование на тему: Космос «Ракета

Рисование с натуры

Рисование по опорным точкам и образцу знакомых букв и цифр. Рисование с натуры весенних цветов ( мать – мачеха, одуванчик).

Рисование на темы.

Рисование на тему «Времена года» (зима, весна, лето, осень). Иллюстрирование сказки «Колобок».  Иллюстрирование сказки «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).

Рисование на тему «Праздничный салют».  Рисование на тему «Разноцветные флажки» (большие и маленькие). Контрольная работа за год. Рисование на тему «Дождь над лугом»

Рисование на тему  «Мой любимый мультипликационный герой»

5.  Учебно-методические средства обучения

Оборудование.                                                                                                                                                                                                                 предметы для натуры, муляжи,                                                                                                                                       трафареты, шаблоны,                                                                                                           принадлежности для рисования, раскраски          

                              6.Календарно-тематическое планирование

«рисование»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

1 четверть (18ч)

Подготовительные упражнения (5ч)

1

1

Различение круга, квадрата, треугольника.

1

2 сент

2-3

2-3

Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.

2

3,9

4

4

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов.

1

10

5

5

Самостоятельная работа. Обводка и закрашивание изображения.

1

16

Декоративное рисование (11ч)

6

1

Рисование цветными карандашами: «Осенний листопад».

1

17

7

2

Рисование цветными карандашами «Коврик».

1

23

8

3

Рисование цветными карандашами: Узоры на платье"

1

24

9

4

Рисование узора в прямоугольнике. «Скатерть с изображением фруктов и овощей».

1

30

10

5

Рисование узора из геометрических фигур в полосе: «Закладка для книг».

1

1 окт.

11-12

6

Рисование цветными карандашами узора в полосе: «Шарфы».

2

7,8

13-14

7

Рисование узора в круге: «Расписная тарелка».

2

14,15

15

8

Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов. «Ковер»

1

21

16

9

Рисование округлых,  спиралевидных линий «Цветные клубки ниток», «Веселые мячики»

1

22

17

10

Рисование цветными карандашами: «Узора на чайнике».

Контрольная работа

1

28

18

11

Рисование цветными карандашами узоры на мелких насекомых

( божьи коровки.).

1

29

2 четверть (13ч)

Рисование с натуры (13ч)

19-20

1-2

Закрашивание готового рисунка, изображающее предметы, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).

2

12,18 нояб.

21

3

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, лисичка).

1

19

22

4

Рисование с натуры предметы прямоугольной формы (ранец, сумка).

1

25

23

5

Рисование с натуры дорожного знака.

1

26

24

6

Самостоятельная работа. Рисование дорожного знака «Крутой спуск»

1

2 дек.

25

7

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

3

26

8

Рисование с натуры  различной формы и цвета (морковь, огурец, свёкла).

1

9

27

9

Рисование с натуры «Шахматная доска»

1

10

28

10

Рисование с натуры «Флажки»

1

16

29

11

Рисование с натуры детской мягкой игрушки «Заяц».

1

17

30

12

Контрольная работа. Рисование с натуры «Елочные игрушки»

1

23

31

13

Рисование с натуры предметов симметричной формы «Раскрытый зонт».

1

24

3 четверть (19ч)

Декоративное рисование (9ч)

32

1

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

1

13 янв.

33

2

Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях – диагоналях).

1

14

34

3

Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.

1

20

35

4

Рисование узора в круге (расписная тарелка).

1

21

36

5

Рисование узора в полосе (снежинка, снеговик).

1

27

37

6

Рисование узора из цветов и листочков.

1

28

38

7

Рисование цветов (ромашка, колокольчик).

1

3 февр.

39

8

Рисование цыпленка. Закрашивание готового рисунка.                        

1

4

40

9

Контрольная работа. «Цыпленок и зернышки»                          

1

10

Рисование с натуры  (2ч)

41

1

Рисование с натуры «Фрукты и овощи: груши, яблоки, лимоны, сливы»»

1

11

42

2

Веточка с листьями.

1

17

43

1

Рисование на темы (1ч)

 Рисование открытки к 23 февраля.

1

18

44

1

Рисование с натуры (6ч)

Рисование с натуры бус.

1

25

45

2

Рисование с натуры  домика.

1

3 марта

46

3

Рисование открытки для мамы.

1

4

47

4

Рисование с натуры снежной бабы.

1

10

48

5

Рисование с натуры «Веточка ели»

1

11

49

6

Рисование с натуры скворечник.

1

17

Декоративное рисование (3ч)

50

1

Рисование узора в круге (расписная тарелка).

1

18

4 четверть (17)

51-52

2-3

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

2

1, 7апр.

53

1

Рисование на тему (1ч)

Рисование на тему: Космос «Ракета

1

8

54-55

1-2

Рисование с натуры (3ч) 

Рисование по опорным точкам и образцу знакомых букв и цифр.

2

14,15

56

3

Рисование с натуры весенних цветов ( мать – мачеха, одуванчик).

1

21

Рисование на темы (11ч)

57-60

1-4

Рисование на тему «Времена года» (зима, весна, лето, осень)

4

22, 28,

29 апр;

5 мая

61

5

Иллюстрирование сказки «Колобок».

1

6

62-63

6-7

Иллюстрирование сказки «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).

2

12,13

64

8

Рисование на тему «Праздничный салют»

1

19

65

9

Рисование на тему «Разноцветные флажки» (большие и маленькие).

1

20

66

10

Контрольная работа за год. Рисование на тему «Дождь над лугом»

1

26

67

11

Рисование на тему  «Мой любимый мультипликационный герой)

1

27

1 четверть

Подготовительные упражнения

Самостоятельная работа. Обводка и закрашивание изображения.

Декоративное рисование

Контрольная работа. Рисование цветными карандашами: «Узора на чайнике».

2 четверть

Рисование с натуры.

Самостоятельная работа. Рисование дорожного знака «Крутой спуск»

Контрольная работа. Рисование с натуры «Елочные игрушки»

3 четверть

Декоративное рисование

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

Контрольная работа. «Цыпленок и зернышки»                          

4 четверть

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование на тему

Контрольная работа за год. Рисование на тему «Дождь над лугом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Тест по истории России в 8 классе для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в конце XV - XVI вв."

Тест разработан к учебнику истории России для 8 класса под редакцией Пузанова Б.П. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В тесте 12 заданий на знание событий, дат, ...

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...