Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Олейник Галина Николаевна

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.                

Рабочая программа содержит учебный материал по географии для обучающегося 7 класса.

Учебный предмет «География» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)», «Природные зоны России», «Зона арктических пустынь», «Зона тундры», «Лесная зона», «Зона степей», «Зона полупустынь и пустынь», «Зона субтропиков», «Высотная поясность в горах».

Целью данного курса является формирование доступных учащемуся географических знаний о России, их практического применения в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-урочное планирование

№ п/п

№ урока по теме

Дата

Тема урока

Цели и задачи урока

Тип урока

Методы и приёмы

Работа с обучающимся

Оборудова-ние

ЦОР

Примечание

                                                                                                                  1 четверть (9 часов)

1

1

1.09

Особенности природы и хоз. России

Географическое положение России на карте мира

Рассмотреть географическое положение и границы России

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Показать на карте границы России, пограничные государства

Политическая карта мира. Контурные карты

Слайд-шоу «Природа России»

2

2

8.09

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова

Изучить низменности, горы, острова и полуострова России

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Заполнение таблицы

Физическая карта России

Слайд-шоу «Рельеф России»

3

3

15.09

Типы климата

Дать сравнительную характеристику климатических условий в разных частях России

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Сравнение климатических условий

Карта «Климатические пояса России»

Презентация «Климат»

4

4

22.09

Водные ресурсы России

Сформировать представление о водных ресурсах России и экологических проблемах

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Составить рассказ об экологических проблемах

Физическая карта России

Видеоролик

5

1

29.09

Природные зоны России

Природные зоны России

Сформировать представление о природных зонах РФ и значений зональных различий для с/х и жизни людей

Изучение нового материала

Эвристический

Заполнение кроссворда

Карта «Природные зоны России»

Слайд-шоу «Природа России»

6

1

6.10

Зона арктических пустынь

Положение на карте. Моря и острова

Изучить  положение на карте, моря и острова

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Работа с таблицей

Карта «Природные зоны России». Приложение к учебнику

Презентация «Зона арктических пустынь»

7

2

13.10

Климат. Особенности природы

Сформировать представление о климате, особенностях природы

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Рассказ о климате Арктики

Таблица «На Крайнем Севере»

Презентация «Зона арктических пустынь»

8

3

20.10

Растительный и животный мир. Охрана природы

Сформировать представление о растительном и животном мире.

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Рассказ об охране природы

Иллюстрации

Презентация «Зона арктических пустынь»

9

1

27.10

Зона тундры Положение на карте. Поверхность Полезные ископаемые

Изучить  географическое положение, рельеф, полезные ископаемые

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Вставить в текст недостающие слова

Карта «Природные зоны России». Контурные карты

Слайд-шоу «Зона тундры»

2 четверть (7 часов)

10

2

10.11

Климат. Водоёмы тундры

Рассмотреть климатические условия и водоёмы тундры.

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Сравнить климат тундры и нашего края

Карта. Атласы. Приложение к учебнику

Слайд-шоу «Зона тундры»

11

3

17.11

Особенности природы. Растительный и животный мир

Сформировать представление о природе и растительном мире тундры

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Составить рассказ о растениях и животных тундры

Иллюстрации

Слайд-шоу «Зона тундры»

12

4

24.11

Хозяйство. Население и его основные занятия

Сформировать представление о населении, хозяйстве

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Составить рассказ о населении

Карта. Атласы. Приложение к учебнику

Слайд-шоу «Зона тундры»

13

1

1.12

Лесная зона.

Положение на карте. Поверхность .Полезные ископаемые.

Сформировать представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

На контурных картах нанести равнины,

Карта. Контурные карты. Атласы

Видеоролик «Полезные ископаемые»

14

2

8.12

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы

Рассмотреть водоёмы, экологические проблемы

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Охрана водоёмов

Карта. Контурные карты

Видеоролик «Реки и озера»

15

3

15.12

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир

Сформировать представление о природных богатствах природной зоны

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Составить рассказ о растениях зоны

Таблица «Тайга»

Интерактивная энциклопе-дия

16

4

22.12

Животный мир лесной зоны

Изучить животных природной зоны

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Рассказ о животном

Иллюстрации

3 четверть (11 часов)

17

5

12.01

Города Центральной России Промышленность и с/х Центральной России

Сформировать представление об экономике

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Описание отраслей промышленности

Карта РФ

Презентация «Города Центральной России»

18

6

19.01

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

Сформировать представление об экономике

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Описать развитие промышленности

Карта РФ

19

7

26.01

Западная и Восточная Сибирь. Дальний восток

Ознакомить географическим положением, экономикой, крупными городами

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Описание  экономики

Карта РФ. Приложение к учебнику

20

8

2.02

Обобщающий урок  по теме «Лесная зона»

Обобщить знания

по теме «Лесная зона»

Изучение нового материала

Эвристический

Задания по карточке

Карточки с заданиями

Видеоролик «Лес»

21

1

9.02

Степи

Положение на карте. Поверхность

Полезные ископаемые

Сформировать представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Выписать названия рек и водохранилищ

Карта природных зон РФ. Приложение к учебнику

Слайд-шоу «Степи»

22

2

16.02

Растения зоны степей. Животный мир

Ознакомить с растительностью степей, их приспособленностью к среде обитания

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Выписать названия растений степей

Гербарии, Таблица «Степи»

23

3

2.03

Города степной зоны: Курск, Воронеж, Оренбург, Омск.

Хозяйство

Ознакомить с городами степной зоны.

Сформировать представление о развитии экономики

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Выписать города и их достопримечательности

Иллюстрации. Контурные карты

Иллюстрации городов

24

4

16.03

Охрана природной зоны степей

Изучить меры по охране степей

Изучение нового материала

Эвристический

Выписать краснокнижни-ков степей

Карта РФ. Приложение к учебнику. Иллюстрации

Слайд-шоу «Степи»

25

5

23.03

Полупустыни и пустыни

Положение на карте. Поверхность Полезные ископаемые

Сформировать представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Закрасить на контурной карте природную зону

Карта природных зон РФ. Приложение к учебнику

Интерактивная энциклопе-дия

4 четверть (7 часов)

20.04

26

6

6.04

Климат. Реки. Охрана природы

Рассмотреть климат, реки, охрану природы

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Выписать названия рек и озёр

Карта природных зон РФ. Приложение к учебнику

27

7

13.04

Растительный и животный мир и его охрана

Познакомить с растительным миром и его охраной

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Зарисовка растений

Таблица «Пустыня»

28

1

20.04

Субтропики

Положение на карте. Рельеф. Климат. Растительный и животный мир

Сформировать представление о географическом положении, рельефе, природе

Изучение нового материала

Эвристический

Закрасить на контурной карте природную зону

Таблица «Черноморское побережье Кавказа»

Слайд-шоу «Субтропики»

29

2

27.04

Курортное хозяйство. Население. Города-курорты

Ознакомить с занятиями населения, городами- курортами

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Выписать города

Карта. Контурные карты

30

1

18.05

Высотная поясность в горах

Положение на карте. Поверхность Полезные ископаемые

Сформировать представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых

Изучение нового материала

Наглядно-практический

Выписать горы и их высочайшие вершины

Карта. Условные знаки полезных ископаемых

Слайд-шоу «Полезные ископаемые»

31

2

25.05

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города

Ознакомить с природой, хозяйством, крупными городами

Изучение нового материала

Частично-поисковый

Выписать названия городов

Иллюстрации. Карта

32

3

28.05

Алтайские горы. Население. Хозяйство, города

Сформировать представление о населении, экономике, городах

Изучение нового материала

Эвристический

Выписать названия городов

Карта РФ. Приложение к учебнику

Презентация «Алтайские горы»

33

4

1.06

Итоговая контрольная работа

Проверить знания ЗУН по курсу «География России»

Контроль знаний

Самостоятельная работа

Задания по карточке

Карточки с заданиями

34

1

2.06

Повторение

Закрепить раннее изученные знания.

Закрепление ЗУН

Частично-поисковый

Выполнение заданий

Иллюстрации, тексты

Интерактивная энциклопедия



Предварительный просмотр:

География  

7 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.                

Рабочая программа содержит учебный материал по географии для обучающегося 7 класса.

Учебный предмет «География» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)», «Природные зоны России», «Зона арктических пустынь», «Зона тундры», «Лесная зона», «Зона степей», «Зона полупустынь и пустынь», «Зона субтропиков», «Высотная поясность в горах».

Целью данного курса является формирование доступных учащемуся географических знаний о России, их практического применения в повседневной жизни.

Основные задачи курса:

  • дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России;
  • развивать способность применять приобретённые географические знания в повседневной жизни;
  • приучать воспринимать информацию географического содержания СМИ;
  • проводить через весь курс экологическое воспитание (рассматривать природу как среду обитания и жизнедеятельности  людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства; вскрыть причины обострения экологических проблем; принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды);
  • воспитывать гражданские и патриотические чувства;
  • коррекция недостатков умственного развития учащихся (развитие воображения, речи и мышления).

После изучения курса «География» обучающийся должен:

 -  знать положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте; пояса освещённости, в которых расположена наша страна; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; названия географических объектов, указанных в программе; правила поведения в природе.

-  уметь показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте  природных зон России, давать элементарное описание природы по  зонам, пользуясь картинками и картами; показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; выполнять задания  в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Программа реализуется в рамках федерального компонента через уроки географии по 1 часу в неделю; 34 часа в год; 34 учебные недели.

Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованное учебное место, учебник с приложением.  Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной «География. 7 класс» (М: «Просвещение», 2013; учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год; утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253), «Рабочая тетрадь по географии России» для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, иллюстрированный  и дидактический материал, измерительные приборы и лабораторная посуда, образцы полезных ископаемых, учебные карты, глобусы.

Основной  формой  обучения  является урок, принцип коррекционной направленности   является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: здоровьесберегающих технологий (физминутки) информационно – коммуникативных технологий, игровых  технологий, технология развивающего обучения.

При изучении данного курса используются словесные (объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций, работа с книгой), а также практические методы (тренировочные упражнения, работа в рабочей тетради, самостоятельная работа, игра).

Домашнее задание предусматривает чтение текста, ответы на вопросы, пересказ.

Компенсация праздничных дней проводится за счёт дополнительных занятий.

Знания, умения и навыки  оцениваются  по пятибалльной системе, учитываются индивидуальные особенности обучающегося и контролируются через  устный опрос, проведение  самостоятельных  и практических работ.  Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации обучающегося.  Текущая аттестация включает  в себя обобщение текущих отметок, выставленных обучающемуся в течение учебной четверти. Промежуточная аттестация проводится путём обобщения четвертных отметок, выставленных в течение учебного года.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Краткое содержание темы

Жизненные компетенции

Академические компетенции

I

Особенности природы и хозяйства России

4

4

Географическое положение. Административное деление. Рельеф. Острова и полуострова. Полезные ископаемые. Типы климата. Водные ресурсы. Население. Промышленность. Сельское хозяйство. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской части России. Экологические проблемы и пути её решения.

Уметь отвечать на вопросы учителя;

составлять рассказ по прочитанному; задавать вопросы к наблюдаемым фактам.

Знать положение России на физической карте, пояса освещенности, границы изучаемых географических объектов на карте.

 Уметь показывать границы России на глобусе, карте полушарий, давать элементарные описания природы по зонам, пользуясь планом и картами.

II

Природные зоны России

1

1

Природные зоны России. Карта природных зон России

Уметь отвечать на вопросы; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую информацию.

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книга, учебник, энциклопедия, атлас, карта, словарь; отыскивать причины явлений; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

Знать природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря.

Природные условия и богатства России, возможность использования их человеком.

Типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне.

Основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области.

Особенности географического положения своей местности и ее природы.

Основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе.

Расположение географических объектов на территории России.

Уметь делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

III

Зона арктических пустынь

3

2

1

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население

IV

Зона тундры

4

3

1

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население. Хозяйство. Города

V

Лесная зона

8

6

2

VI

Степи

4

3

1

VII

Полупустыни и пустыни

3

2

1

VIII

Субтропики

2

2

IX

Высотная поясность в горах

4

4

Положение на карте. Климат. Северный Кавказ. Урал. Алтайские горы. Восточная Сибирь. Население. Хозяйство. Города

X

Повторение

1

1

Особенности природы и хозяйства. Карта природных зон России. Высотная поясность в горах. Зона арктических пустынь.

Уметь задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание по отношению к пройденной теме.

Знать особенности природы и хозяйства; карту природных зон России; высотную поясность в горах; зону арктических пустынь.

Уметь определять природные зоны России

Итого

34

28

6



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

География 7 класс

Учебная программа

Учебники

ЦОР

Методический

материал

Дидактический

материал

Дополнительная литература

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой

5-9 классы. М: ВЛАДОС, 2013

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением. 

М: «Просвещение», 2013

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год; утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253

Презентации «Рельеф России», «Реки России», «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь», «Растительный  мир тундры», «Животный мир тундры» «Города тундры», «Города центральной России», «Города Северо-западной России», «Дальний Восток», «Заповедники и заказники Югры», «Растения степей»

«Животный мир степей»

«Охрана степей», «Растительный мир пустынь», «Животный мир пустынь», «Черноморское побережье Кавказа», «Города-курорты», «Урал»;

 DVD «Сургут»,  DVD «Энциклопедия живой природы Югры»

Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013

Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. М: «ВАКО», 2005

Т.М. Лифанова. Дидактические игры на уроках географии.: метод. рекомендации .  М: Гном и Д, 2001

Т.И. Пороцкая. Обучение географии во вспомогательной школе. М: «Просвещение», 1977

Т.И Пороцкая. Лекции по методике преподавании географии во вспомогательной школе. М: «Просвещение», 1970

В.Н. Синёв, Л.С.Стожок. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во  вспомогательной школе. «Радянська школа»

Киев-1977

Карточки с тестами. Атласы. Контурные карты. Иллюстрации по всем разделам курса. Глобусы. Карта полушарий. Физическая карта РФ. Административная карта РФ

Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011

В.В.Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе». М: «Просвещение», 1994

Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. Комитет геодезии и картографии. М, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...

Рабочая программа по географии 6 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по географии для  6 - 9 классов  специальной (коррекционной) школы VIII вида создана исходя из образовательных потребностей с учётом психофизических возможностей учащихся, ...

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....